МИИТ отмечает 120–летие со дня основания
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (МИИТ) отмечает 120–летний юбилей.
В преддверии события на вопросы корреспондента «ТР» ответил ректор университета, президент Ассоциации вузов транспорта, доктор технических наук, профессор Борис Лёвин.
– Борис Алексеевич, 120 лет – это не только круглая дата, но и огромная дистанция. Какие этапы в истории развития университета оказали влияние на его становление в нынешнем лидерском качестве?
– «Высочайше повелевая» учредить Императорское московское инженерное училище (ИМИУ), Николай II осознавал, что единственный транспортный вуз страны – Институт инженеров путей сообщения в Санкт–Петербурге не в состоянии удовлетворить возраставшие потребности государства в инженерах–путейцах. Динамично развивавшийся железнодорожный транспорт, грандиозный проект строительства Транссибирской магистрали определили актуальность открытия еще одного высшего учебного заведения при Министерстве путей сообщения.
Основателем нового вуза можно считать выдающегося российского государственного деятеля, инженера и педагога Николая Павловича Петрова. Занимая пост товарища (заместителя) министра путей сообщения, он обосновал и доказал целесообразность создания нового инженерного училища именно в Москве. Символично, что в год 120–летия университета транспортное сообщество отметило 180–летие со дня рождения Николая Павловича Петрова.
В появлении на свет вуза велика роль и тогдашнего министра путей сообщения Михаила Ивановича Хилкова, убедившего Николая II в особой актуальности создания для России еще одного транспортного вуза.
Торжественное открытие ИМИУ состоялось 26 сентября 1896 года. Главной его задачей являлась подготовка инженеров путей сообщения для строительства и эксплуатации железных дорог и водного транспорта. Под руководством первого директора ИМИУ Филиппа Емельяновича Максименко в 1901 году был осуществлен первый выпуск инженеров–путейцев.
Многие из выпускников вуза впоследствии стали выдающимися организаторами строительства и эксплуатации российских железных дорог, авторами проектов крупнейших железнодорожных магистралей, мостов, тоннелей, основоположниками научных школ в области транспорта и транспортного строительства.
Знаменательной датой в истории вуза стало 19 ноября 1924 года, когда появилась ныне известная всему миру аббревиатура МИИТ (Московский институт инженеров транспорта). Позднее, в начале 30–х годов прошлого века профильные факультеты МИИТа стали родоначальниками новых транспортных вузов, в том числе Ленинградского института инженеров водного транспорта и Московского автомобильно–дорожного института (МАДИ).
В годы Великой Отечественной войны МИИТ достойно выполнял свою миссию. Университет продолжал готовить квалифицированных специалистов для работы в условиях военного времени. Преподаватели и студенты покидали кафедры и учебные аудитории, чтобы с оружием в руках бить врага. Одна из самых славных страниц в истории МИИТа – формирование на его базе 6–й дивизии Народного ополчения. В нее добровольцами вступили более 300 студентов, преподавателей и сотрудников вуза.
Интересен такой малоизвестный факт. В начале войны МИИТ продуктивно работал в режиме эвакуации в Сибири. Появилась идея не возвращать вуз в Москву, а историческое здание университета в Москве превратить в музей. И только благодаря стараниям руководства НКПС и тогдашнего начальника университета Дионисия Федоровича Парфенова в 1942 году МИИТ вернулся под «историческую сень».
26 декабря 1946 года в ознаменование 50–летия со дня создания университета МИИТ получил высшую государственную награду – орден Ленина.
В 1955 году МИИТ возглавил заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор Федор Петрович Кочнев, который руководил институтом четверть века. При нем МИИТ вошел в пятерку крупнейших высших учебных заведений Москвы.
– Сегодняшний образовательный, научный, технический потенциал вуза создавался трудом многих поколений преподавателей, сотрудников. Что собой представляет МИИТ в наше время?
– В 1993 году в результате реформы российского профессионального образования вуз получил статус университета и стал называться Московским государственным университетом путей сообщения. Перестроечные процессы в России второй половины 1990–х годов и последующая реформа транспортного образования привели к значительному укрупнению МИИТа зa счет включения в его состав учебных заведений разного уровня. Это потребовало коренного изменения структуры вуза путем объединения факультетов и кафедр в специализированные институты, внедрения новой системы управления университетом.
Сегодня МИИТ – крупнейший транспортный вуз России. В новых условиях очевидна актуальность постановления коллегии Министерства транспорта РФ о создании на базе университета федерального общетранспортного вуза. Перспективы этого проекта одобрил Президент России Владимир Путин, который поручил Правительству РФ рассмотреть вопрос создания Российского транспортного университета. Новый статус, причем уже в структуре Минтранса России, МИИТ может получить к концу 2016 года.
Не будем заглядывать далеко в будущее, необходимо взвешенно подходить к важным решениям, руководствуясь главным принципом медицины – «не навреди». Считаю, существует вероятность, что все транспортные вузы рано или поздно будут иметь одного учредителя. Это позволит сформировать ряд транспортных университетов с высокими показателями эффективности по «шкале» Минобрнауки России. К примеру, если Нижегородский филиал МИИТа и местный филиал МАДИ интегрировать в состав Волжского государственного университета водного транспорта, то получится многопрофильный транспортный вуз, эффективно работающий в интересах транспортного комплекса крупнейшего региона. Предпосылки подобной интеграции есть в Ростове–на–Дону, других городах.
В решении такого важного вопроса, как создание Российского университета транспорта, надо опираться на наш исторический опыт, опыт передовых стран. Это будет и серьезный политический шаг, который покажет, какое стратегическое значение уделяет государство развитию транспортного образования.
МИИТ гордится своей уникальной системой непрерывного образования. Вновь обратимся к истории. Основоположником такой системы был первый министр путей сообщения России Павел Петрович Мельников. Именно по его инициативе при крупных железнодорожных станциях в 70–х годах XIX века стали появляться технические школы для подготовки рабочих массовых профессий.
Можно сказать, что МИИТ пошел еще дальше – в нулевой класс нашей гимназии принимаются дети от шести лет. По желанию выпускники гимназии и других средних школ продолжают обучение в колледжах, институтах и академиях вуза, могут получить второе высшее образование, поступить в аспирантуру и докторантуру, а в статусе работников транспортных компаний пройти на базе вуза переподготовку и повышение квалификации (в том числе по программам МБА). То есть в рамках одного университетского комплекса, под одной крышей собрана вся «линейка» подготовки и переподготовки специалистов транспорта.
С 1978 года МИИТ ведет целевую подготовку кадров для МПС и его правопреемника – ОАО «РЖД». Железнодорожные предприятия выделяют средства на дополнительную подготовку целевиков, которая позволяет своевременно учитывать потребности отрасли и требуемые для транспортников компетенции. По такой же схеме сегодня мы работаем с другими работодателями.
– Каков вклад университета в подготовку специалистов транспорта, развитие международного сотрудничества отраслевых вузов?
– В первую очередь, можем гордиться высоким процентом трудоустройства. Если брать целевиков – это порядка 98%, в целом же на предприятия транспорта распределяются более 70% выпускников МИИТа. И это, наверное, одно из главных преимуществ системы транспортного образования. Вузы Минобрнауки России не обладают такими показателями. При этом мы предлагаем варианты трудоустройства после окончания вуза всем выпускникам, которые отучились на платной основе, в том числе – возможность найти работу в стенах университета и влиться в коллектив его сотрудников, который на сегодня составляет около семи тысяч человек.
Выпускники МИИТа практически не обращаются на биржу труда. Кто не нашел себя на транспорте, хорошо адаптируется с миитовским дипломом в других сферах экономики и социальной сфере.
Общий прием в вуз последних трех лет стабилен – порядка 13,5–14 тыс. человек. Цифра впечатляет и максимально учитывает потребности Российских железных дорог, транспортных строительных компаний и других заказчиков на пять–шесть лет вперед.
В настоящее время партнерами МИИТа являются более 140 вузов, предприятий, фирм и научных центров из 44 стран мира. Среди стратегических партнеров ведущие вузы Австрии, Италии, Германии, Китая, Франции, компании «Альстом», «Бомбардье», «Сименс», железные дороги Испании, КНР, Германии, Финляндии, Франции, ОСЖД, МСЖД, КТС СНГ и другие.
В вузе действуют инновационные образовательные программы, многие из них являются нашим собственным продуктом, применяемым в России и за рубежом. Программы включают современные подходы, используемые на транспорте, в транспортном строительстве, в передовой технике и технологиях. Это максимально учитывается на уровне учебного процесса и создает условия для качественной, глубокой подготовки наших выпускников, которые помимо традиционно высокой фундаментальной подготовки получают профессиональные знания и практические навыки, основанные на достижениях транспортной науки.
МИИТ является центром методического обеспечения транспортного образования. Еще десять лет назад наш университет первым создал электронную научно–образовательную библиотеку и предоставил возможность пользоваться ее ресурсами вузам и НИИ России и стран СНГ.
– Что бы вы пожелали профессорско–преподавательскому составу, студентам МИИТа в канун праздника?
– Базовым капиталом университета являются сами миитовцы, для которых уверенное движение родного вуза вперед стало нормой не только профессиональной деятельности, но и всей жизни.
Несмотря на масштабы МИИТа (у нас сейчас более 60 тыс. студентов, а если учесть последипломное образование, то это около 115 тыс. человек), наш коллектив очень дружный и сплоченный.
Желаю всем сотрудникам и студентам вуза в первую очередь крепкого здоровья, а также каждый день с удовольствием приходить в университет на работу и учебу, а домой уходить с одним желанием – завтра прийти в МИИТ и сделать больше и лучше, чем сделано сегодня.
Беседу вел Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»
Редакция газеты «Транспорт России» присоединяется
к этим поздравлениям
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.