Что еще нужно сделать для прозрачности и эффективности сферы госзакупок.
По данным Минэкономразвития, в настоящее время в контрактной системе функционируют более 330 тыс. государственных и муниципальных заказчиков и около 500 тыс. поставщиков, что делает ее одной из крупнейших хозяйственных систем страны. В структуре ВВП РФ государственные закупки составляют более 10%. Возрос уровень доверия бизнеса к государственным закупкам, что подтверждается количественным ростом участников торгов: среднее количество участников закупок на торгах увеличилось с 2,5 до 3, а достигнутая за счет роста конкуренции экономия по результатам закупок составила более 321 млрд руб., или 7% от общего объема закупок.
Наиболее востребованным способом определения поставщика является электронный аукцион, доля которого составляет 56,6% от общего количества размещенных на официальном сайте извещений. Средняя цена контракта, заключенного в 2015 году, составила 1,64 млн руб. (в 2014 году – 1,98 млн руб.).
Контрактная система стала действенным механизмом поддержки субъектов малого предпринимательства: только по прямым контрактам малому бизнесу было направлено более 490 млрд руб., что на 41% превышает аналогичный показатель 2014 года.
По действующим правилам доля малых и средних предприятий в годовом объеме должна составлять не менее 10%. Однако в августе 2016 года Правительство РФ приняло решение об увеличении годового объема закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства по прямым договорам с 10 до 15%, что обеспечит дополнительный спрос на товары и услуги малого и среднего бизнеса. Изменения вступают в силу с 1 января 2018 года, то есть у госкомпаний есть время, чтобы подготовиться.
В целом контрактная система сформирована на 90%, разработана объемная подзаконная нормативно–правовая база, заявил директор Департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития РФ Максим Чемерисов, выступая в Совете Федерации при обсуждении системы госзакупок на одном из «круглых столов». При этом основные усилия ведомства сосредоточены на проведении постоянного мониторинга действующей контрактной системы, чтобы оценить, в каких сферах она работает, а где нуждается в совершенствовании. Так, в ходе мониторинга контрактной системы было выявлено, что около 11 тыс. закупок на сумму 198 млрд руб. (или 3,7% от объема закупок) признаны неэффективными.
В 2015 году Минэкономразвития был проведен анализ расторгаемости заключенных контрактов, который показал, что контракты по результатам конкурсов, то есть там, где есть субъективные оценки, расторгаются в три раза чаще, чем контракты, заключенные на аукционе, где главный критерий – цена. Почему? Потому что срабатывает коррупционный фактор, пояснил Максим Чемерисов.
«Кроме недобросовестных заказчиков, есть и недобросовестные участники рынка, которые заявляются на все торги без исключения, выигрывают их (не имея при этом возможности исполнить ни один контракт) с одной целью – его перепродать, – считает эксперт. – Минэкономразвития разработало законопроект, предусматривающий установление обязанности раскрытия информации о субподрядчиках (соисполнителях), привлекаемых к исполнению контрактов. Это сделано для того, чтобы повысить эффективность и результативность осуществления закупок и сократить объем зло-
употреблений в этой сфере. Подготовлены и другие изменения, направленные на совершенствование законодательства о контрактной системе. Например, нередки случаи, когда недобросовестные заказчики через субподрядчиков привлекают аффилированных лиц. Заказчик формирует критерии оценки заявок, которые чудным образом оказываются сформированы под «своего» участника. Поэтому мы сейчас занимаемся и этой проблемой. Считаем, что при проведении конкурсных процедур необходимо внедрить практику утверждения Правительством РФ типовой конкурсной документации, которая будет содержать систему критериев оценки заявок».
О том, что в сфере госзакупок осталось еще немало проблем и рисков, свидетельствует и количество жалоб от участников. Так, в ФАС России в 2015 году поступили почти 70 тыс. жалоб (в 1,2 раза больше, чем в 2014 году) по признакам нарушений № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В ведомстве отмечают тенденцию к росту объема закупок у единственного поставщика, что негативно сказывается на экономии бюджетных средств. Доля изначально объявленных закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по сумме в целом по стране в 2015 году выросла с 16,1% до 18,7%.
Счетная палата РФ также выявила порядка 500 нарушений при осуществлении государственных закупок на общую сумму более 125 млрд руб. Контрольно–счетными органами субъектов РФ за этот же период выявлены более 18 тыс. нарушений на общую сумму 17,5 млрд руб.
Большое количество обращений поступает и в Федеральное казначейство. По словам заместителя руководителя Федерального казначейства Александра Демидова, «необходимо осуществлять контроль на всех этапах госзакупки, усилить межведомственное взаимодействие, активно использовать региональный опыт».
«На региональном уровне наработана хорошая практика, когда заказчик отстранен от вариативности принятия решений по начальной (максимальной) цене контракта, потому что есть каталог цен. Для того чтобы у заказчика не было возможности придумывать какие–то дополнительные условия, выходящие за рамки законодательства, каждый регулятор должен разработать в своей сфере типовые контракты. В настоящее время, по данным Федерального казначейства, только пять министерств и ведомств разместили типовые контракты, что явно недостаточно», – констатировал Александр Демидов.
В целях совершенствования законодательного обеспечения развития системы государственных закупок товаров, работ и услуг Минэкономразвития работает над тем, чтобы сделать администрируемыми конкурсы с ограниченным участием. Речь идет о разработке квалификационных критериев, например, наличие опыта у участника закупки, который претендует, скажем, на контракт по уборке территории. «Тогда заказчик имел бы возможность отсеять от участия в конкурсе участника, который, образно говоря, кроме стола и стула, ничего не имеет и не исполнил добросовестно ни одного контракта, – полагает Максим Чемерисов. – Я считаю, что надо расширять практику проведения конкурсов с ограниченным участием, но расширять разумно. Самый большой риск – это установление неадминистрируемых квалификационных критериев, например, по наличию производственных мощностей или нового оборудования, которое, по мнению заказчика, должен иметь участник закупки. Иными словами, это способ «заточки» под «своего» поставщика. Другое дело, что эти критерии не должны закрывать доступ на рынок для новых участников, которые могут претендовать на контракты с минимальной стоимостью, иначе мы законсервируем рынок».
Опыт показывает, что самый лучший вариант борьбы со зло-
употреблениями в сфере закупок – общественное внимание. Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2016 года № 835 утверждены Правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд исключительно в случае закупок с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 1 млрд руб. путем использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Правилами, в частности, определяются: перечень организаций и государственных (муниципальных) органов, которые будут проводить обязательное общественное обсуждение; перечень лиц, принимающих в нем участие, которые вправе оставлять замечания и предложения в отношении обсуждаемых закупок; порядок и сроки предоставления ответов на поступившие замечания и предложения; варианты решений, принимаемых заказчиками по результатам обязательного общественного обсуждения.
Принятые решения позволят усилить общественный контроль за эффективностью расходования бюджетных средств при проведении закупок товаров, работ, услуг, будут способствовать снижению коррупционных рисков и других злоупотреблений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
В настоящее время гражданским законодательством предусмотрен механизм, обеспечивающий своевременную оплату исполненных обязательств, однако на практике возникают ситуации, когда заказчики необоснованно затягивают оплату по обязательствам, исполненным в рамках контрактов. Поэтому в Госдуму РФ внесен законопроект о сроке оплаты заказчиком исполненных обязательств по государственному и муниципальному контракту.
Законопроектом предлагается установить обязанность заказчика оплачивать поставленный товар, выполненную работу, оказанную услугу, отдельные этапы исполнения контракта в течение не более чем 30 дней с даты подписания им документа о приемке товара, работы, услуги.
Как ожидают в правительстве, реализация законопроекта будет стимулировать экономическую деятельность поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и дисциплинировать заказчиков при оплате исполненных обязательств по государственным и муниципальным контрактам.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
КСТАТИ
Поступил на рассмотрение
В Госдуму поступил проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Статья 31 данного Федерального закона устанавливает единые требования к участникам закупок. Одним из таких требований является отсутствие у участника закупки (физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица) судимости за преступления в сфере экономики, за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята. А также факт неприменения в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
По словам председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергея Жигарева, законопроект направлен на борьбу с коррупцией и недобросовестной конкуренцией в сфере государственного заказа. В частности, предлагается внести изменения в статью 31 и установить в качестве требований к участнику закупки отсутствие судимости не только за преступления в сфере экономики, но и за преступления, предусмотренные статьями 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности», 290 «Получение взятки», 291 «Дача взятки» и 291.1 «Посредничество во взяточничестве» Уголовного кодекса Российской Федерации. На участников закупок, у которых судимость погашена или снята, предлагаемые законопроектом требования распространяться не будут.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.