Как студенту избавиться от комплексов при освоении современных информационных систем.
С развитием информационных и телекоммуникационных технологий особую важность приобретает формирование у cтудентов вузов гражданской авиации, обучающихся по управленческим направлениям подготовки, информационно–аналитических компетенций.
Руководители российских авиапредприятий хорошо понимают стратегическое значение информационных технологий (IT) в условиях обостряющейся конкурентной борьбы. Эффективность авиакомпаний во многом зависит от информационной поддержки задач планирования и управления материальными ресурсами и пассажиропотоками, а также от интеграции IT авиапредприятий в глобальные системы смежных отраслей – бронирования отелей, аренды автомобилей, туристических порталов и т. п.
Подтверждением этому является, например, стратегия группы «Аэрофлот» на 2015–2020 годы, которая рассматривает расширение функционала информационных систем управления предприятием в качестве одного из приоритетных направлений инвестирования. Такая позиция полностью соответствует глобальному тренду. По данным компании SITA, являющейся лидером на рынке специализированных информационных технологий, применяемых в авиатранспортной отрасли, размер инвестиций аэропортов в информационные технологии в 2016 году может вырасти на 64% по сравнению с 2015 годом. Внедрение IT–решений, направленных на совершенствование процедур обслуживания пассажиров, называют своими первостепенными планами почти три четверти аэропортов мира (73%).
Сегодня в управлении ресурсами большинства аэропортов мира применяются в основном зарубежные ERP–системы. Однако возросшая стоимость владения данными импортными системами в связи с ростом курсов валют привела к тому, что в России все большую популярность набирают отечественные продукты компании «1С». Так, система 1С:CRM (или система управления взаимоотношениями с клиентами) на рынке России в 2015 году по популярности заняла третье место.
Кроме экономического аспекта, на выбор информационных систем (ИС) оказывает влияние проблема информационной безопасности государства. Она в сфере авиаперевозок также стоит весьма остро. В свете антироссийских санкций Правительством РФ был объявлен курс на «цифровой суверенитет» – импортозамещение продукции в сфере информационных технологий. Российские компании все чаще приобретают программное обеспечение у отечественных производителей, рассматривая импортозамещение в IT–сфере как превентивную меру на случай введения дополнительных санкций западными странами. К числу специализированных IT, используемых только в отрасли авиаперевозок, относятся информационные системы и мобильные приложения, обеспечивающие автоматизацию бизнес–процессов авиапредприятий, а также предоставление комплекса информационных, в том числе мобильных, сервисов (услуг) авиапассажирам.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам направления подготовки «Менеджмент» предполагают комплексное изучение в вузе информационных систем ERP, CRM, BI, BPM, PM. Чтобы определить содержание учебного процесса по формированию информационных компетенций менеджеров, нужно сопоставить соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта с функциональными возможностями информационных систем различных классов.
В частности, это связано с нехваткой преподавателей вузов, одинаково компетентных в информационных технологиях и технологиях управления, а также оторванностью методик преподавания современных информационных технологий от решения практических задач управления. Все это приводит к крайне слабой мотивации будущих управленцев к овладению информационными технологиями в стенах вуза. Есть и другие причины, среди них – отставание в оснащении вузов современной вычислительной техникой и программным обеспечением и недостаточное использование вузами возможностей, предоставляемых университетскими программами IT–компаний. Можно также отметить отсутствие в учебных планах достаточного времени на изучение ИС.
Возникают достаточно серьезные вопросы. Например, кто будет преподавать соответствующие учебные дисциплины? На основе каких программных продуктов будет проводиться обучение и как получить доступ к ним? Между тем решение задач по формированию информационных компетенций менеджеров возможно лишь при условии системного понимания преподавателями, ведущими IT–дисциплины, информационных потребностей управления. Это, в свою очередь, требует глубокого знания ими современных управленческих технологий в таких областях, как стратегический и финансовый менеджмент, маркетинг, бухгалтерский и управленческий учет, бюджетирование, управление проектами, персоналом, инвестициями, рисками, аудит и т. п.
Оптимальным вариантом решения данной проблемы могла бы стать возможность привлечения на преподавательскую работу специалистов, имеющих практический опыт использования различных классов информационных систем при решении бизнес–задач. Однако реализовать такой подход пока затруднительно. Это связано с несопоставимо более низким уровнем оплаты труда преподавателей в большинстве российских вузов по сравнению с уровнем зарплат квалифицированных специалистов в бизнесе.
В идеале информационные компетенции у студентов должны формироваться в рамках преподавания предусмотренных учебным планом управленческих и IT–дисциплин преподавателями, которые прошли обучение по различным классам информационных систем в рамках партнерских программ производителей ИС. Существенным при этом является вопрос: насколько необходимо студенту изучать технологию работы с конкретным типом информационных систем? Или достаточно демонстрации преподавателем возможностей прикладного программного обеспечения в расчете на то, что, трудоустроившись в конкретную организацию, выпускник на месте освоит тот тип IT, который используется авиапредприятием?
По мнению заведующего кафедрой экономики и управления на воздушном транспорте МГТУ ГА Николая Корягина, не только предпочтительной, но и наиболее реалистичной выглядит следующая схема. Сначала студенты младших курсов получают целостное представление о возможностях различных классов ИС по повышению эффективности управления авиапредприятиями. А на старших курсах они переходят к углубленному изучению тех модулей (подмодулей) ИС, которые в наибольшей степени соответствуют будущей функциональной специализации выпускников.
Главное – каждый студент должен иметь возможность практической работы с информационными системами. Это нужно в первую очередь для преодоления психологического барьера в общении с ИС. После получения такого опыта современные информационные системы перестанут быть для студента «черными ящиками», что существенно упростит освоение им IT в рамках профессиональной адаптации на конкретном рабочем месте. Попытка же преподавать информационные аспекты управления без обеспечения студенту доступа к реальной ИС приведет к демотивации обучаемого.
Как считает Николай Корягин, вопрос получения вузом доступа к ИС соответствующего класса и организации обучения преподавателей в настоящее время достаточно легко решается в рамках программ сотрудничества с вузами, которые реализует большинство известных производителей прикладного программного обеспечения. С учетом фактора импортозамещения особую роль с точки зрения интересов вузов приобретают программы сотрудничества с университетами, реализуемые именно российскими компаниями.
За примером далеко ходить не надо. Программы взаимодействия с вузами имеются у российских компаний «1С» (ИС «1С:ERP»), «БИТЕК» (ИС «Бизнес–инженер»), «Эксперт Системс» (ИС Project Expert, Audit Expert, Quick Sales), BaseGroup Labs (ИС Deductor) и других, работающих в сфере разработки прикладного программного обеспечения и IT–консалтинга.
Таким образом, делает вывод Николай Корягин, на пути решения проблемы формирования информационных компетенций у выпускников направления «Менеджмент» в части, касающейся ИС общего назначения, не существует каких–либо непреодолимых препятствий. Требуется лишь последовательно и целенаправленно реализовать данный алгоритм работы совместными усилиями. Решение комплекса описанных выше задач позволит вузу, с одной стороны, обеспечить соответствие компетенций выпускников современным требованиям информационного общества, а с другой, существенно повысить привлекательность для абитуриентов бакалаврских программ и создать предпосылки для формирования конкурентоспособных программ магистратуры по управленческим направлениям подготовки.
Гораздо более сложной проблемой является получение вузом доступа к учебным или демонстрационным версиям специализированных IT, используемых только в отрасли авиаперевозок. К сожалению, у ведущих производителей специализированных ИС на сегодня отсутствуют программы, аналогичные университетским программам производителей ИС общего назначения.
Необходимо искать новые подходы к организации взаимодействия вузов с бизнесом.
Московский государственный технический университет гражданской авиации и международная компания SITA, мировой лидер в области информационных и телекоммуникационных систем для авиатранспортной отрасли, в марте 2016 года подписали декларацию о сотрудничестве в образовательной и научно–исследовательской областях. Она предполагает участие технических экспертов SITA в образовательном процессе и научных исследованиях, обмен научной и учебно–методической литературой с целью совершенствования образовательной системы и формирования профессиональных компетенций у будущих авиационных специалистов.
По словам Николая Корягина, в 2017 году МГТУ ГА планирует приступить к подготовке бакалавров по профилю «Организация бизнес–процессов на воздушном транспорте». В сфере внедрения в учебный процесс прикладного программного обеспечения будут реализованы вышеперечисленные подходы.
На снимке: вице–президент SITA в России и СНГ Дмитрий Краснов читает лекцию студентам факультета управления на воздушном транспорте МГТУ ГА
Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»
Фото пресс–службы вуза
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.