Состоялось заседание Совета по делам инвалидов при председателе СФ.
Во встрече приняли участие заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов, заместитель министра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев, заместитель председателя Комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев, заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин, представители региональных органов власти, ПАО «Аэрофлот», ОАО «РЖД», предприятия «Мосгортранс», Московского метрополитена.
Обсуждалась поставленная в программе «Доступная среда» задача – сделать к 2020 году 80% транспортных объектов доступными для инвалидов.
Председатель Совета по делам инвалидов вице–спикер Галина Карелова напомнила, что с 1 июля 2015 года начали действовать нормы доступности транспортной инфраструктуры. Первые результаты их действия, считает сенатор, уже заметны, особенно в Москве, Санкт–Петербурге, Казани и других крупных городах: модернизируется общественный транспорт, оборудуются подземные переходы, организуются парковочные места для инвалидов в наиболее удобных местах, устанавливаются специальные светофоры для слабослышащих и слабовидящих пешеходов.
Однако, по мнению Галины Кареловой, особое внимание руководителей регионов и ведомств должно быть обращено на неоднородность ситуации с организацией доступной среды – как между регионами, так и внутри самих субъектов Федерации. В малых городских поселениях и сельских населенных пунктах зачастую такие работы не ведутся.
Вице–спикер также отметила, что можно наблюдать ситуацию, когда установленные пандусы, подъемники, устройства для глухих и слепых людей не работают или установлены с нарушением требований. В связи с этим она призвала усилить общественный и государственный контроль за качеством проводимых работ, активизировать проведение общественной экспертизы, которая может стать эффективным механизмом по выявлению и устранению нарушений.
Среди других проблем участники заседания отметили нехватку квалифицированного персонала, обученного для обслуживания инвалидов и готового оказывать ситуационную помощь на транспорте, отсутствие специального курса и предмета по работе с инвалидами на транспорте в учебных программах вузов, неэффективность работы системы сопровождения на транспорте инвалидов и маломобильных групп населения, недостаточное обеспечение безопасного передвижения по городу инвалидов по зрению.
Для решения этих проблем, отмечалось на заседании, необходимы не только серьезные усилия разных ведомств, но и привлечение дополнительных финансовых средств. На федеральном уровне необходимо закрепить ведомственный контроль за реализацией требований законодательства по обеспечению доступности транспортных объектов и услуг для инвалидов и отработать механизм контроля за перевозчиками.
Галина Карелова проинформировала участников встречи о развитии правового регулирования в сфере доступности транспортных услуг для инвалидов. В частности, Правительством РФ внесен законопроект, который возлагает отдельные функции контроля за созданием доступной среды на уполномоченные федеральные и региональные органы власти. Эта мера должна повысить эффективность контроля.
Планируется внести изменения в Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, чтобы установить ответственность как перевозчика, так и владельца транспортной инфраструктуры за неоказание услуг инвалидам при посадке на поезд и высадке из него. Разработан также законопроект, который уравнивает в правах на обеспечение автотранспортом инвалидов с трудовым увечьем и граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. Готовятся изменения в Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которые уточнят положения о парковке транспортных средств инвалидов.
Участники совета обсудили также доступность для инвалидов воздушного и железнодорожного транспорта. В частности, отмечалось, что в 2017 году должны быть адаптированы к потребностям инвалидов 15 железнодорожных вокзалов, оборудованы специальные купе.
По итогам заседания приняты рекомендации, адресованные федеральным и региональным органам исполнительной власти.