Целевая подготовка студентов–железнодорожников – визитная карточка МГУПСа (МИИТ).
Поступающие по целевому приему в Московский госуниверситет путей сообщения Императора Николая II уверены в завтрашнем дне. Получив диплом на руки, они не отправятся пытать счастье на биржу труда. По данным руководства вуза, трудоустраиваются 99% целевиков.
Схема целевого приема, когда абитуриентов в вуз направляют линейные предприятия ОАО «РЖД», которые и оплачивают их обучение, доказала свою эффективность. И было бы неверно называть целевую подготовку возвратом к советской системе государственного распределения. В действительности все гораздо демократичнее: поступать или не поступать на условиях целевого приема от организации – дело сугубо личное. Но сами целевики уверяют: такой формат подготовки сулит немало бонусов.
…Можно сказать, твой путь в профессию предопределен, если на железной дороге трудилось несколько поколений родственников: не только родители, дяди и тети, но и бабушки с дедушками. Еще школьником Сергей, младший представитель династии Ермаковых, восторженным взором провожал громыхавшие грузовые составы, прибывавшие на родную станцию Череповец–I. Движение поездов на этом ключевом железнодорожном узле Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» отличается интенсивностью – в городе располагается крупнейший в стране металлургический комбинат. Сергея завораживал вид мчавшихся на скорости поездов, а с годами приходило осознание того, что ими управляют Профессионалы с большой буквы, которые несут ответственность за отлаженный, как часы, механизм организации движения.
Когда душа по–настоящему загорится мечтой, вдруг понимаешь, что способен преодолеть самую высокую планку. Окончив школу с отличием, Сергей поступил в лучший железнодорожный вуз страны. По его признанию, это не стало поводом для расслабления. Парень с головой окунулся в учебу, серьезно занимался наукой. Преподаватели высокого мнения о научных проектах четверокурсника, связанных с оптимизацией движения грузовых поездов на железной дороге. Кстати, Сергей второй год подряд получает именную стипендию Правительства РФ, а вместе с дотациями от ОАО «РЖД», поддержкой вуза в совокупности получается приличная сумма – 16–18 тыс. руб. ежемесячно.
– Огромный плюс целевого обучения заключается в том, что университет обеспечивает нам производственную практику непосредственно на месте будущей работы, – рассказывает Сергей. – Когда знаешь, что будешь востребованным специалистом по окончании вуза, что тебя ждут, это мотивирует, придает сил и уверенности.
Особенно запомнилась Сергею Ермакову двухмесячная практика после окончания третьего курса, когда на станции родного города он довольно успешно поработал в должности агента системы фирменного транспортного обслуживания. Помимо азов и премудростей данной специальности парень изучил работу дежурного по сортировочной горке, маневрового диспетчера, приемосдатчика, оператора станционно–технологического центра. Главное в практике – даже не заработанные за лето 40 тыс. руб. (хотя, согласитесь, первые трудовые как–то по–особенному греют душу), а приобретенный опыт.
Кто считает, что железная дорога не женское дело, – глубоко заблуждается. У Варвары Лазуткиной в руках любое дело спорится. Четверокурсница Института управления и информационных технологий (ИУИТа) МИИТа на одни «пятерки» сдает экзамены по будущей специальности, связанной с транспортной логистикой, при этом выполняет обязанности заместителя председателя студсовета ИУИТа и мечтает о том, как окончит вуз и будет участвовать в строительстве высокоскоростных магистралей. Тема ее дипломной работы: «Организация логистики электронной торговли на ВСМ». Все выплаты, которые получает Варвара Лазуткина за отличную учебу и иную разностороннюю деятельность, в сумме составляют около 50 тыс. руб. в семестр.
Подавать документы в МИИТ Варе посоветовали родители и дедушка. В семье почти все заслуженные железнодорожники. Надежды родных надо было оправдывать. Так что к поступлению именно в этот вуз готовилась целенаправленно. Кстати, будущим абитуриентам Варвара советует поступить на курсы факультета довузовской подготовки МИИТа, о его преподавателях она до сих пор вспоминает с теплотой. А на целевое обучение девушку направил филиал Учебно–методического центра по образованию на железнодорожном транспорте.
– Мне импонирует, что все мы будет гарантированно трудоустроены. Среди студентов моей специальности (электрический транспорт) почти все целевики, – говорит студентка ИТТСУ МИИТа Ангелина Расщепкина.
Ее направило на обучение воронежское предприятие ЮВЖД – моторвагонное депо станции Отрожка. По словам девушки, работодатель контролирует успеваемость студентов, получая информацию в деканате института. Да и деньгами поддерживает. Скажем, размер стипендии целевика–хорошиста превышает размер стипендии бюджетника, который учится на одни «пятерки». На практике, которую Ангелина проходила на предприятии родного города, она оказывала кадровой службе помощь в подготовке служебной документации.
А кто–то, как первокурсник ИТТСУ МИИТа Даниил Саженов, видит себя исключительно за пультом управления в кабине машиниста. Такую мечту ему подарила Московская детская железная дорога, расположенная в поселке Кратово. Весной 2016 года он занял призовое место в викторине на знание правил технической эксплуатации железных дорог РФ, которую ежегодно проводит Московская железная дорога – филиал ОАО «РЖД». Получив диплом победителя, талантливый воспитанник детской железной дороги принял предложение компании продолжить обучение в МИИТе по целевому приему.
– Мне уже приходилось водить тепловоз под руководством инструктора. Осознание того, что ты способен управлять многотонной махиной, а в вагонах за твоей спиной – сотни пассажиров, порождает в душе ощущение гордости и ответственности, – делится впечатлениями Даниил Саженов.
Проректор МИИТа по связям с производством Любовь Васина отмечает, что система целевой подготовки специалистов действует в вузе с 1978 года и является уникальным механизмом кадрового обеспечения отрасли. Спецификой деятельности железнодорожного транспорта являются большое количество линейных предприятий и значительная их территориальная разбросанность по всей сети железных дорог России. В этих условиях укомплектовать специалистами линейные предприятия, особенно удаленные, возможно только из числа местных жителей, командировав их на учебу на условиях целевого обучения.
Ежегодно в МИИТ по направлениям ОАО «РЖД» по программам высшего образования поступают в среднем 1200 человек, по программам СПО – 700. Так было до недавних пор. Но после вступления в силу в 2013 году Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» целевой прием на программы среднего профес-
сионального образования отменили. В результате преимущество при поступлении в учебные заведения отрасли теперь имеет молодежь из крупных городов, поясняет первый проректор МИИТа Валентин Виноградов, а не их сверстники с линейных станций, которые ранее могли обучаться по программам СПО по целевому обучению и были готовы потом вернуться на железнодорожные предприятия своих регионов.
Другая проблема связана с тем, что целевой прием по программам высшего образования для потребностей бизнеса возможен только для компаний с государственным участием. В условиях холдинговой структуры РЖД это накладывает значительные ограничения на дочерние и зависимые общества компании.
Кроме того, возникают трудности целевой подготовки специалистов для экономической и правовой сферы, с которыми сталкиваются профильные вузы транспорта. А ведь именно они успешно готовят специалистов в областях юриспруденции, менеджмента, логистики, управления персоналом, сервиса и туризма, способных работать на железнодорожном транспорте. Однако сегодня Минобрнауки России рекомендует работодателям организовывать обучение в профильных неотраслевых вузах. Но те отнюдь не готовы обеспечить целевой прием в соответствии с потребностями транспортного бизнеса, а «классические» экономисты, юристы и т. д. сложно адаптируются на транспорте.
Красноречивый показатель эффективности системы целевого приема – отзывы работодателей. «Наше подразделение ежегодно получает 500–600 выпускников, обучавшихся по программам целевого приема, – отмечает заместитель начальника Московской железной дороги по кадрам и социальным вопросам Сергей Черногаев. – Всех их отличает высокий уровень мотивации и подготовки».
Начальник центра организации работы железнодорожных станций Московско–Смоленского региона Московской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Валерий Бутко подчеркивает, что в условиях экономической нестабильности и острой конкуренции специалистов на рынке труда целевая подготовка становится особенно ценной. Она позволяет получить не только бесплатное образование, но и гарантированное трудоустройство.
Корреспондент «ТР» попросил Валерия Николаевича дать напутствие будущим коллегам. И вот что он, выпускник МИИТа, посоветовал студентам: «Уделяйте внимание учебе и самообразованию, особенно таким предметам, как общий курс железных дорог, железнодорожные станции и узлы, безопасность движения и эксплуатация железнодорожного транспорта. Рационально распоряжайтесь своим свободным временем. Наградой будут стабильность, карьерный рост в ведущей компании страны».
Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»
Фото Ольги ШВЕЙЦЕР
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.