Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Ставка на битумы

Новые требования к ним увеличат долговечность дорог.
В дорожном строительстве в России будут увеличиваться объемы и темпы использования модифицированных и полимер–битумных вяжущих (ПБВ). Об этом заявил начальник управления научно–технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства Александр Бухтояров на отраслевой конференции «Качество органических вяжущих – вызов времени».
Объясняется это прежде всего заявленными объемами ремонта дорожной сети: по планам Росавтодора, до 2019 года дорожникам предстоит привести в нормативное состояние не менее 85% федеральных трасс, а также дорожную сеть 25 городских агломераций с населением свыше 500 тыс. человек в каждой. И задачи эти предстоит реализовывать в новом нормативно–техническом поле с учетом соблюдения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», вступившего в силу в феврале 2015 года, содержащего комплекс межгосударственных стандартов на битум и методы его испытания.
В 2013 году был утвержден план мероприятий по внедрению современных требований и методов испытаний органических вяжущих для дорожного хозяйства и дорожного асфальтобетона на основе методологии Superpave, одной из задач которого является достижение 12–летнего межремонтного срока работы нежестких дорожных одежд. Для упорядочения требований к битумным вяжущим в рамках реализации этого плана разработан и утвержден комплекс из 11 предварительных национальных стандартов по требованиям к битумным материалам, их испытаниям и классификации по методологии объемного проектирования.
Самый первый стандарт по битумам был принят еще в 1966 году, позднее они актуализировались. До последнего времени качество битумных материалов регламентировалось ГОСТ 22245–90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие». С 1 сентября 2016 года вступил в полную силу ГОСТ 33133–2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования». Основное его отличие от прежнего стандарта – в ужесточении требований к битумам. Наиболее проблемной в получении по новому ГОСТу является марка битума БНД 50/70.
Качество битумных вяжущих материалов напрямую влияет на колееобразование, а также на усталостное и низкотемпературное трещинообразование автомобильных дорог, рассказал генеральный директор АНО «НИИ ТСК» Евгений Симчук. И роль вяжущего в развитии дефектов покрытия довольно существенна: если колееобразование зависит от вяжущего всего на 30%, то низкотемпературное трещинообразование – более чем на 80%. Так что от нормативов на битумы зависят долговечность и сохранность автомобильных дорог. Федеральное дорожное агентство видит выход в более широком использовании качественных модифицированных и немодифицированных битумных вяжущих. Введение необходимых модификаторов и полимеров позволяет получать не просто улучшенные свойства, а именно необходимые низкотемпературные и высокотемпературные параметры, и главное – обеспечить эти параметры во времени (долговечность) для конкретных климатических и транспортных условий.
Заметный скачок спроса на ПБВ наблюдался в России в 2013 и 2015 годах, когда объем их потребления составил порядка 170 тыс. и 253 тыс. тонн соответственно. Впрочем, на фоне развитых стран эти показатели выглядят пока скромно: в 2015 году производство ПБФ в России составило менее 4% от общего объема производства битумных материалов. Для сравнения: в среднем по Европе это показатель доходит до 15% от общего объема, а в Германии, например, достигает 32%. Тем не менее в настоящее время на рынке представлен большой спектр продуктов для модификации битумов. В связи с этим Росавтодор проводит работу по упорядочению применения модификаторов битумных материалов и по систематизации нормативно–технических документов, регламентирующих их применение. Специалисты ведомства с помощью специального оборудования проверяют эффективность модификации битума и асфальтобетонных смесей различными добавками, в том числе модификаторы на основе резиновой крошки и серы.
Однако для более широкого их применения необходимо решить целый ряд вопросов в производстве битумов. Так, для потребителей важными остаются стоимость и логистика. Известно, что НПЗ предпочитают работать через дистрибьюторов, что удобно для самого производителя, но повышает стоимость конечной продукции для дорожных организаций. Несовершенство логистических схем НПЗ приводит к тому, что при разнице в цене ГСМ в 1–2 руб. в соседних регионах стоимость самого битума может различаться в разы.
В свою очередь нефтяников тоже останавливают несколько причин. Во–первых, отсутствие гарантий потребления. «Заводы запустили инвестпрограммы, которые стоят денег. И мы должны понимать, какие объемы нужны отрасли. Это вопрос того, как заводы будут отбивать вложенные инвестиции», – рассказал генеральный директор ООО «РН–Битум» Павел Стержанов. То есть нужна синхронизация планов потребления и производства. Во–вторых, нефтяники хотят видеть ориентиры в вопросах ценообразования, пока диалог потребителей и производителей сводится к замкнутому кругу: за сколько отдадите? А за сколько возьмете? В–третьих, возникает потребность в контроле качества не только от завода, но и до конечного потребителя.
Несмотря на это, производители уверены, что справятся с новыми вызовами. По словам Павла Стержанова, все заводы компании успешно прошли пробеги по новому ГОСТу. То есть технические возможности у производителей есть, как и запрос отрасли.
«Действительно, несмотря на имеющиеся трудности, отрасль производства битумов меняет свои приоритеты, – согласился начальник управления разработки технологий и контроля качества ООО «Газпромнефть–Битумные материалы» Алексей Коротков. – Если раньше битумы производились по остаточному принципу, то сейчас это целевой продукт для дорожной отрасли и нефтеперерабатывающих компаний». И производители готовы вкладываться в это направление. Так, ООО «Газпромнефть–Битумные материалы» в прошлом году открыло специализированный научно–исследовательский центр битумных материалов на базе Рязанского завода битумных материалов. С открытием этого центра появилась возможность разрабатывать новые материалы, а также проводить полномасштабные исследования, в том числе по методике Superpave.

Людмила ВЛАДИМИРОВА



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться