Состоялось заседание Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации. Основной темой заседания стала реализация транспортного проекта «Северный широтный ход». Это крупнейший инфраструктурный проект, который должен быть реализован всего за 7–8 лет.
Алексей Цыденов, на момент проведения совещания заместитель министра транспорта РФ, сообщил участникам заседания, что проект «Северный широтный ход» включен в Транспортную стратегию и в Программу развития железнодорожного транспорта. По словам Алексея Цыденова, проект является стратегическим и важным по многим параметрам. Он дает выход к новой грузовой базе нефтеналивных грузов Ямала, дает другую развязку Транссибу и другим ходам.
Вице–губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов в свою очередь заметил, что строительство Северного широтного хода помимо очевидных плюсов в создании удобной логистики имеет и другие положительные черты. Во–первых, это создание новых рабочих мест. Во–вторых, вовлечение в строительство ветки и других уральских регионов. Проект важен, считает Дмитрий Артюхов, как для Ямала, так и для Арктической зоны и для страны в целом.
По мнению Алексея Цыденова, затягивать с реализацией проекта Северного широтного хода нельзя. В настоящее время отрабатываются детали: решено, что строительство будет осуществляться на концессионной основе. В нем примут участие несколько крупных компаний, и сейчас необходимо решить, какой будет схема взаимодействия между участниками концессии.
Основным концессионером станут Российские железные дороги, вернее, специально созданная под этот проект компания. Такое решение принято в связи с тем, что Северный широтный ход – это 800 км железных дорог со всей необходимой инфраструктурой, стоимость проекта оценивается в 236 млрд руб. – таким проектом должна заниматься обособленная структура.
Строительство будет производиться в большей степени за счет привлеченных средств. Бюджетные деньги будут направлены только на оплату работ (на условиях софинансирования) по строительству моста через Обь. В РЖД утверждают, что для компании предложенная модель идеальна: затраты окупятся в течение нескольких лет, так как потребность в железнодорожных грузоперевозках на этой территории у нефтегазодобытчиков очень высока.
Как уточнил Дмитрий Артюхов, региональный бюджет уже вложил средства в строительство Северного широтного хода: в частности, построен Надымский мост, частично субъект берет на себя финансирование строительства моста через Обь. Будет ли Ямал участвовать в концессии, пока не решено. По словам вице–губернатора, этот вопрос обсуждается.
Участие Газпрома в проекте будет не таким существенным, как РЖД. На долю этой компании приходится только 5–6% – это одна железнодорожная ветка, принадлежащая Газпрому.
Одним из основных участников проекта – Российскими железными дорогами – уже сделаны все расчеты: к 2025 году загрузка компании будет полностью обеспечена. По оценкам специалистов, суммарная доля Северного широтного хода оценивается в 24 млн тонн грузов. И в перспективе она не уменьшится, так как на севере округа будут разрабатываться крупнейшие месторождения углеводородов.
Российские железные дороги предусматривают в рамках проекта строительство новых и реконструкцию существующих путей. Первая часть – развитие подхода к станции Обская (будут построены разъезды, вторые пути, выполнена реконструкция ряда станций). Вторая – развитие станции Пангоды и участка от нее до Нового Уренгоя и Карачаево (здесь предполагается создание дополнительной инфраструктуры). Третья часть – строительство участка Газпрома – Надым – Пангоды. И четвертая – участок дороги от Салехарда до Надыма. Таким образом, реализация проекта позволит решить ряд принципиальных проблем.
– Мы меняем транспортную топологию этого региона. Тупиковый с транспортной точки зрения регион превращается в транзитный, что позволяет создавать новые транспортные коридоры (обеспечить связь с Китаем, Монголией и т. д.) и использовать портовые мощности, – отметил генеральный директор Института экономики и развития транспорта Федор Пехтерев.
Эксперты также полагают, что создание Северного широтного хода позволит создать транспортные коридоры и придать новый импульс развитию существующих портов – Архангельска и Мурманска, новые портовые мощности будут созданы на Ямале, а порт Сабетта станет универсальным. Таким образом, транспортная обеспеченность Ямало–Ненецкого АО будет полностью решена.
Подводя итог обсуждению, глава Совета по Арктике и Антарктике Вячеслав Штыров заметил, что проект Северного широтного пути должен рассматриваться «в совокупности с транспортной системой РФ».
– Строительство уже сказывается на Свердловской железной дороге, разгружая ее, – отметил Вячеслав Штыров. – Мы должны посмотреть на нее с точки зрения самой Арктики и Ямала, строительства дороги от Бованенково на Сабетту. Надо срочно задействовать другие порты на западе, прежде всего Мурманск и Архангельск, дорога должна быть связана с Белкомуром, чтобы она уходила на Мурманск. Все должно быть взаимосвязано.
Вячеслав Штыров также добавил, что уже сейчас нужно смотреть еще дальше: какое развитие может получить Северный широтный ход в будущем.
– Нужно проработать увязку грузопотоков дальше. Если построим Северный широтный ход, дальше мы должны будем лоббировать его продолжение до Якутска, Магадана и Петропавловска–Камчатского, – резюмировал глава Арктического совета.
Напомним, что сама концепция строительства Северного широтного хода появилась еще в 2005 году, и ее реализация планировалась в рамках проекта «Урал промышленный – Урал Полярный». С тех пор к нему периодически возвращались, его отдельные элементы в 2008 году были вписаны в Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. Однако крупный инфраструктурный проект оказался слишком затратным, и вскоре встал вопрос о поиске внебюджетного финансирования. Министр транспорта РФ Максим Соколов во время визита в Тюмень в начале января также отметил, что проект испытывал проблемы с поиском финансов, но сейчас найдены механизмы для реализации Северного широтного хода.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.