Состоялось расширенное заседание коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
В заседании приняли участие министр транспорта РФ Максим Соколов, министр РФ Михаил Абызов, заместители министра транспорта РФ Николай Асаул и Николай Захряпин.
С высоким качеством
Максим Соколов первым поднялся на трибуну. Он отметил положительные результаты деятельности Ространснадзора за истекший период. «Несмотря на общее снижение проверок хозяйствующих субъектов, выявляемых нарушений меньше не становится, что говорит о повышении качества работы». В прошлом году показатель выявленных нарушений транспортного законодательства вырос на 21%. Помимо этого службой проведена большая работа по подготовке соответствующей нормативной базы и проверочных листов с требованиями, соблюдение которых оценивается в рамках мероприятий по контролю и надзору.
Важным направлением деятельности Максим Соколов назвал работу по снижению аварийности и тяжести последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте. Он уточнил, что в рамках государственной приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» необходимо будет решить ряд задач по изданию нормативных правовых актов. «Только совместные усилия Минтранса и Ространснадзора позволят повысить результативность разрабатываемых министерством законопроектов в этой области», – подчеркнул он.
Министр также рассказал о работе Ространснадзора по переходу на риск–ориентированную модель контрольно–надзорной деятельности. Кроме того, продолжается внедрение информационно–телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять дистанционный надзор за соблюдением требований по безопасности на наиболее уязвимых объектах.
Отдельно глава Минтранса России поблагодарил сотрудников Ространснадзора за проводимую работу по обеспечению транспортной безопасности на объектах, задействованных в проведении Кубка конфедераций – 2017 и Чемпионата мира по футболу – 2018. По его словам, Ространснадзор уже выполняет поручение Правительства РФ по проведению внеплановых проверок субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков на территории городов, организующих эти мероприятия.
С докладом «О результатах контрольно–надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных управлений в 2016 году и задачах на 2017 год» выступил руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин.
Он, в частности, отметил, что принятые в прошлом году план работы и постановления заседаний коллегии выполнены в полном объеме.
Слово – цифрам. 63 тыс. – проведено столько проверок хозяйствующих субъектов. 283 тыс. – столько выявлено нарушений транспортного законодательства. 2,6 млрд руб. – это сумма наложенных штрафов.
Установленный Минфином России на 2016 год план доходов в Федеральный бюджет выполнен на 120%. Достигнутый результат отражает повышение эффективности работы инспекторов Ространснадзора.
Госавианадзор
Слово – цифрам. 6,5 тыс. – количество выявленных нарушений воздушного законодательства. 40 млн руб. – сумма наложенных административных штрафов. 99,7 – процент устранения нарушений.
Во многом благодаря тесному взаимодействию с Росавиацией и повышению эффективности контрольно–надзорной деятельности в последние три года удалось избежать катастроф, связанных с безопасностью полетов, на регулярных рейсах в коммерческой авиации.
К сожалению, в авиации общего назначения (АОН) отмечается дальнейшее ухудшение абсолютных показателей безопасности полетов. Общее количество авиационных происшествий увеличилось более чем на 24%.
При этом основной угрозой безопасности полетов остаются систематические нарушения пилотами АОН правил летной эксплуатации и использования воздушного пространства.
В конце 2015 года комиссия ИКАО завершила проверку эффективности системы государственного контроля и надзора за обеспечением безопасности полетов в Российской Федерации.
В отчете комиссии отмечено, что государственная система контроля и надзора в нашей стране обеспечивается на приемлемом уровне по всем восьми критическим элементам безопасности полетов, при этом превышая среднемировые результаты подобных проверок.
В международной практике при определении относительных и абсолютных показателей безопасности полетов учитывается только состояние безопасности в регулярных полетах коммерческой авиации. По этим показателям Российская Федерация находится среди ведущих авиационных государств мира.
Госавтодорнадзор
Слово – цифрам. 264 тыс. – количество поднадзорных хозяйствующих субъектов. 54 тыс. – количество проведенных проверок. 88 тыс. – столько выявлено нарушений. 12 тыс. – оформлено протоколов об административных нарушениях. 61 млн руб. – сумма наложенных штрафов.
Анализ аварийности на лицензируемом пассажирском автотранспорте показал, что, несмотря на принимаемые меры, уровень аварийности остается высоким.
Основной причиной ДТП является нарушение водителями правил дорожного движения при отсутствии должного контроля со стороны организаторов перевозок.
Проводимый с 2011 года на постоянной основе различными органами исполнительной власти Российской Федерации мониторинг перевозок пассажиров автобусами показал необходимость возврата лицензирования на автомобильном транспорте.
С сентября 2016 года Ространснадзор приступил к совершенно новому направлению деятельности, а именно к контролю за качеством дорожно–строительных материалов и изделий. Их производители уже подверглись 15 плановым проверкам, согласованным с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Через системы динамического взвешивания проследовали более 23 млн транспортных средств. Из них выявлены около 421 тыс. автомобилей с нарушением весовых параметров.
Общая сумма наложенных штрафов за эти нарушения составила более 1 млрд руб.
Приостанавливалось действие 21 лицензии и 15 удостоверений допуска к международным перевозкам, аннулированы 5 лицензий и 15 допусков.
Было отмечено, что не на всех имеющихся в распоряжении Ространснадзора контрольных пунктах проверки осуществляются в круглосуточном режиме. Связано это с недостаточной численностью инспекторского состава территориальных органов. Выполнение возложенных полномочий в подобном режиме требует значительного их увеличения.
Госморречнадзор
Слово – цифрам. 12 тыс. – столько проведено контрольно–надзорных мероприятий. 7,5 тыс. – это количество выявленных нарушений законодательства. 11,4% – рост количества аварий.
Рост произошел за счет значительного, в 1,5 раза, увеличения аварийности с судами рыбопромыслового флота.
Главной причиной продолжает оставаться так называемый человеческий фактор.
В рамках исполнения международных обязательств Российской Федерации все доклады Ространснадзора о результатах расследования аварий размещаются в Глобальной системе информации о судоходстве Международной морской организации.
В 2016 году Госморречнадзор рассмотрел и утвердил 33 декларации безопасности судоходных гидротехнических сооружений (СГТС).
Совместными усилиями Ространснадзора и Росморречфлота по повышению безопасности гидротехнических сооружений удалось снизить на 9% по сравнению с 2015 годом количество СГТС, находящихся в пред-
аварийном состоянии, и на 15% – находящихся на неудовлетворительном уровне безопасности.
По информации от системы мониторинга «Виктория» и обращениям ФГКУ «Администрация Северного морского пути» об имеющихся нарушениях были проведены расследования с привлечением к административной ответственности 28 должностных лиц 26 судоходных компаний.
В результате проводимой работы количество нарушений в этой сфере продолжает снижаться. Таким образом, отработан эффективный механизм дистанционного контроля и реагирования на нарушения.
Госжелдорнадзор
Слово – цифрам. Более 2,1 тыс. – проведено проверок. 38 тыс. – количество нарушений. 13 тыс. – столько нарушителей привлечены к административной ответственности.
В 2016 году произошли 17 крушений и 6 аварий на путях общего и необщего пользования.
Главными причинами крушений, аварий и транспортных происшествий остаются старение основных фондов, несоблюдение технологических процессов и опять же пресловутый человеческий фактор.
По результатам проверок и расследований выданы более 1700 предписаний на устранение выявленных нарушений, приняты более 17 тыс. запретных мер, направленных на ограничение и запрет эксплуатации железнодорожного подвижного состава и технических устройств.
Закрывались для движения более 5,4 тыс. участков железнодорожных путей.
Из–за нарушений требований обеспечения безопасности движения поездов отставлялись от эксплуатации около 9,3 тыс. грузовых вагонов и 1390 локомотивов.
В связи со значительным числом пожаров на локомотивах в 2015 году по поручению Правительственной комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности в 2016 году Ространснадзор продолжил тотальную проверку пожарной безопасности тягового подвижного состава в ОАО «РЖД». Были приняты самые серьезные и жесткие меры.
Как результат – в течение 2016 года произошло снижение числа пожаров на железнодорожном подвижном составе почти в два раза.
Транспортная безопасность
Слово – цифрам. 3,5 тыс. – количество проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 10% – настолько уменьшилось количество угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Сегодня можно констатировать, что надзор в области транспортной безопасности как надзор за защищенностью от актов незаконного вмешательства и террористических угроз состоялся как самостоятельный вид государственного надзора.
Организовано эффективное взаимодействие с представителями субъектов Российской Федерации, подразделениями ФСБ, МВД России в части организации планирования и проведения контрольных и надзорных мероприятий в области обеспечения транспортной безопасности, а также в части мониторинга за соблюдением порядка передачи персональных данных пассажиров и персонала транспортных средств.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации особое внимание уделяется надзору за обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в Республике Крым и г. Севастополь.
Задачи
Главная на текущий год – это реализация поручений Президента РФ и решений Правительства РФ по реформе контрольно–надзорной деятельности. Часть пути уже пройдена. Подготовлен паспорт ведомственного приоритетного проекта. Службой принято положение по организации проектной деятельности и системе управления. Созданы координационный орган, проектный офис, определены ответственные должностные лица, подготовлен сводный план–график по реализации мероприятий проекта.
Что должно быть обеспечено или реализовано уже в этом году?
Первое. Необходимо разработать исчерпывающий реестр субъектов контроля (надзора) по видам транспорта и внедрить алгоритмы поддержания их в актуальном состоянии; установить категории риска и критерии отнесения к ним в соответствии с утвержденной методикой.
Второе. Это систематизация, сокращение и актуализация обязательных требований, а на основании этого должно быть введено использование проверочных листов (так называемых чек–листов). Необходимо обеспечить субъекты надзора доступной и понятной информацией о порядке соблюдения обязательных требований, статистике типовых и массовых нарушений, содержащих рекомендации, как делать нельзя, и руководства, дающие разъяснения, какое поведение является правомерным – как делать нужно.
Третье. Это разработка показателей результативности и эффективности, а также механизмов контроля за их достижением как самой службой, так и госслужащими Ространснадзора.
Виктор ДМИТРИЕВ
Фото Алексея ТРОШКИНА
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.