Член Совета Федерации Владимир Полетаев – о транспортной инфраструктуре и пассажирских перевозках в Республике Алтай.
Обеспечение качественных и бесперебойных пассажирских перевозок является ключевым фактором социально–экономического развития регионов. Не случайно очередное заседание президиума Госсовета будет посвящено вопросам комплексного развития пассажирских перевозок в субъектах РФ.
Своими мыслями о состоянии пассажирских перевозок и транспортной инфраструктуры поделился заместитель председателя Комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности, член рабочей группы президиума Госсовета по комплексному развитию пассажирских перевозок в субъектах РФ Владимир ПОЛЕТАЕВ, представляющий в Совете Федерации Республику Алтай.
– По разным оценкам, в настоящее время до 70% пассажирских перевозок в стране осуществляются незаконно, функционирует большое количество нелегальных автовокзалов, что напрямую влияет на безопасность пассажиров. К сожалению, долгое время пассажирским перевозкам не уделялось достаточного внимания, и я надеюсь, что на предстоящем заседании президиума Госсовета удастся выработать консолидированную позицию и найти выход из сложившейся ситуации.
Понятно, что каждый регион имеет специфический набор проблем в транспортной сфере. Специфика Республики Алтай состоит в том, что собственной сети железных дорог в регионе нет: ближайшая железнодорожная станция находится в Бийске на расстоянии около 100 км от Горно–Алтайска. Поэтому автомобильный транспорт играет исключительно важную роль в обеспечении функционирования производственно–хозяйственного механизма и жизнедеятельности населения. Это практически единственный вид транспорта, которым осуществляются все перевозки грузов и пассажиров в республике. Благодаря региональным планам комплексного транспортного обслуживания, где все мероприятия расписаны по годам, мы увидели реальную картину, сложность и объем проблем и, главное, видим пути решения.
Скажем, в Республике Алтай, для которой характерен горный рельеф местности, проблемы в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом связаны с отсутствием специализированных автобусов. У нас преобладает сельское население, и автобус – единственный вид транспорта между населенными пунктами, разбросанными на расстоянии 300 – 400 км. Изношенность подвижного состава достигла критического уровня, поэтому важнейшая проблема для нас – обновление автобусного парка. Ввиду низкой заполняемости большие автобусы нецелесообразно запускать на маршруты. Для наших условий оптимально подходят пассажирские автобусы специальной горной модификации.
Нормативная база, регулирующая пассажирский транспорт, хорошо приспособлена для крупных городов, но не учитывает специфику сельских районов. Например, перед каждой сменой автобус должен пройти технический осмотр, а водитель – предрейсовый медицинский осмотр. Расстояние от республиканского центра – Горно–Алтайска, скажем, до населенного пункта, расположенного у монгольской границы, порядка 500 км. Водитель может совершить рейс только в одном направлении, значит, ему необходимо будет там заночевать. Но в отдаленном селе нет возможности для прохождения обязательных осмотров. А сейчас рассматривается законопроект, по которому у перевозчика должен быть договор со специализированной организацией для стоянки автобуса при каждом межрейсовом отстое. Понятно, что в отдаленных селах таких специализированных организаций с охраняемыми стоянками нет.
Жизнь показывает, что для небольших пассажиропотоков в сельскую местность хорошо работает смешанная модель перевозок, сочетающая элементы маршрутной и заказной системы. Между тем закон разделяет маршрутные и заказные перевозки, не позволяя сформировать смешанную модель перевозок, хотя такая модель могла бы предусматривать вариативность маршрутов и расписание следования в зависимости от конкретных заказов жителей. Думаю, такой пилотный проект можно было бы отработать в нашей республике, и затем распространить этот опыт на другие малонаселенные территории, где требуется надежный пассажирский транспорт.
Пять лет назад, после реконструкции аэропортового комплекса и терминальной инфраструктуры аэропорта Горно–Алтайск возобновилось авиасообщение, которое было полностью прекращено в середине 90–х годов прошлого века. В 2016 году аэропорт обслужил почти 58,6 тыс. пассажиров, причем пик пассажиротрафика пришелся на летний период, когда загрузка воздушного судна на всех направлениях составляла около 80%.
В настоящее время через аэропорт Горно–Алтайск осуществляются регулярные полеты в Москву, Красноярск и Новосибирск. В планах руководства аэропорта и правительства Республики Алтай на 2017 год – увеличение рейсов в Москву и Новосибирск, открытие новых направлений и создание новых авиаперевозчиков.
Но и это не все. В 2016 году правительством Республики Алтай принято решение о проектировании в районе аэропорта Горно–Алтайск здания автовокзала. Таким образом, в республике появится единый транспортный узел, который позволит увязать все пассажиропотоки в одном месте. И если сейчас аэропорт имеет статус федерального, то с введением в строй к 2020 году международного терминала из Горно–Алтайска авиакомпании смогут выполнять рейсы в Казахстан, Монголию и Китай.
До 90–х годов прошлого века в каждом районном центре республики работал аэропорт, осуществлялись регулярные и чартерные рейсы. В настоящее время ни один из этих аэропортов не действует. Только в 2018 году за счет средств федерального бюджета будет профинансирована разработка проектной документации по реконструкции взлетно–посадочных полос в селах Кош–Агач и Усть–Кокса.
В настоящее время в Горном Алтае транспортное обслуживание населения осуществляется по 35 маршрутам, не считая частных перевозчиков. Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения составляет почти 3 тыс. км, протяженность дорог местного значения – около 2,6 тыс. км, федерального – 540 км. Все 10 районных центров связаны с республиканской столицей дорогами с твердым покрытием, однако состояние автодорожной сети в Республике Алтай нельзя признать удовлетворительным. В регионе еще велика доля автомобильных дорог общего пользования, не отвечающих нормативным требованиям.
Еще одна природная особенность региона – весенние паводки. В прошлом году завершились работы по восстановлению дорожной инфраструктуры, разрушенной в результате наводнения 2014 года, но в этом году прогнозы синоптиков тоже неутешительны.
Понятно, что неудовлетворительное техническое состояние автомобильных дорог приводит к увеличению стоимости перево-
зок, к непродуктивным расходам как производителей, так и потребителей за счет значительного перерасхода горючего, сокращения срока службы автопарка, увеличения расходов на его техническое обслуживание. Поэтому для эффективного функционирования экономики необходимо первоочередное решение проблемы совершенствования и развития сети автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Надо сказать, что на территории Горного Алтая активизировалась деятельность по строительству и ремонту региональных автомобильных дорог. Эффективно используются трансферты федерального бюджета на совершенствование дорожной сети, включая строительство и ремонт мостов и путепроводов. В 2017 году в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» Республика Алтай получит на ремонт автомобильных дорог 92 155,8 тыс. руб. Эти средства будут направлены на достижение целевых показателей региональных программ в сфере дорожного хозяйства, предусматривающих приведение в нормативное состояние, развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения.
Очевидно, что от состояния транспортной инфраструктуры, от качества дорог напрямую зависит развитие туризма в Республике Алтай. Федеральная трасса Р–256 «Чуйский тракт» – от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией – проходит через шесть районов Горного Алтая и, по версии National Geographic, входит в десятку красивейших дорог мира. Решение о реконструкции этой трассы было принято в 2007 году.
Масштабный проект реконструкции «Чуйского тракта» на участке с 428 по 495 км предполагает разделение на 14 строительных пусковых комплексов, три из которых уже сданы в эксплуатацию. В настоящее время ведутся работы по реконструкции пятого пускового комплекса протяженностью 2,7 км, ввод в эксплуатацию которого запланирован на 2019 год. После реконструкции на трассе не только увеличится пропускная способность, но и появится транспортный коридор между Горно–Алтайском и аэропортом.
Также недавно начался ремонт еще одного участка на «Чуйском тракте» — на перевале Чике–Таман, который в 1996 году объявлен памятником природы республиканского значения. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на сентябрь текущего года.
В рамках исполнения поручения Президента РФ продолжаются работы по строительству мостового перехода через реку Катунь у села Тюнгур, которые будут завершены в 2017 году.
В связи с введением санкций со стороны ряда стран, а также благодаря высокой курсовой разнице внутренний туризм получил второе дыхание. Например, Горный Алтай в 2016 году посетили почти 2 млн туристов, это на 8,5% выше показателя 2015 года. В этом году мы ожидаем 2 млн 50 тыс. человек. Учитывая, что собственное население республики составляет чуть более 200 тыс. жителей, цифры впечатляющие.
Чтобы стимулировать внутренний туризм, а вместе с ним и пассажирские перевозки, предлагается снизить тарифы для школьников старше 12 лет во время летних каникул как на железнодорожном, так и на авиатранспорте. Еще одна инициатива связана с учетом затрат работодателей на организацию отдыха своих работников в России при начислении налога на прибыль. Мы доказываем, что бюджет не потеряет от этого. Это более прогрессивная форма поддержки внутреннего туризма.
Подготовила
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
КСТАТИ
Сенатор Владимир Полетаев принял участие в работе по подготовке к заседанию Государственного совета, посвященному комплексному развитию пассажирских перевозок в субъектах РФ.
Сенатор отметил, что рабочей группой выделен ряд конкретных механизмов, которые позволят улучшить положение отрасли. Прежде всего речь идет о совершенствовании законодательства в сфере пассажирских перево-
зок, которое должно более подробно регламентировать деятельность частных предприятий, оказывающих транспортные услуги населению, отражать экологические требования ко всем видам пассажирского транспорта и другие важные аспекты.
По мнению Владимира Полетаева, для повышения безопасности и удобства общественного транспорта требуется обновление подвижного состава и внедрение новых технологий.
Среди других мер регулирования парламентарий отметил расширение системы муниципальных и межмуниципальных пассажирских перевозок, усиление контрольно–надзорных функций по предупреждению, выявлению и пресечению деятельности нелегальных перевозчиков, повышение качества профессионального образования.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.