Около 230 авиадиспетчеров выпустил за 10 лет МГТУ ГА.
В начале июля кафедра управления воздушным движением (УВД) Московского государственного технического университета гражданской авиации дала путевку в жизнь 37 дипломированным специалистам, четыре из которых получили красные дипломы.
Более 10 лет существует кафедра УВД, и все это время ею руководит заслуженный работник транспорта РФ, доктор технических наук, профессор Евгений Нечаев. Он считает, что подготовку специалистов данного профиля отличает глубокий, индивидуализированный подход. «По степени сложности процесс обучения на кафедре сродни подготовке дирижера в консерватории», – приводит неожиданное сравнение Евгений Нечаев. Оно вполне оправданно: именно от решений и действий диспетчера, который осуществляет контроль и управление воздушным движением с диспетчерского пункта, зависит безопасность полетов.
Создание кафедры УВД и открытие новой специальности по целевой подготовке диспетчеров в МГТУ ГА было продиктовано жизненной необходимостью. Более десяти лет назад с такой просьбой к вузу обратился Московский центр автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД) в связи с прогнозом острой нехватки авиадиспетчеров. Первый выпуск авиадиспетчеров МГТУ ГА осуществил в 2011 году. Уже тогда из 12 человек 11 пришли на работу в МЦ АУВД. И с каждым годом профессия
авиадиспетчера становилась все более востребованной. В следующем учебном году планируется увеличение набора уже до 50 человек.
Сдача государственных экзаменов – финальный аккорд четырех лет обучения. Госэкзамен подразумевает уверенные ответы по всей программе курса. Преодолевая последний рубеж испытаний, выпускники ощущают вполне оправданное волнение. Они радуются, осознавая, что это заключительная в их жизни экзаменационная пора в родном вузе, и вместе с тем грустят, предчувствуя скорую разлуку с альма–матер. Но именно последнее испытание демонстрирует уровень подготовки специалиста. Ведь авиадиспетчер должен быть не только грамотным и ответственным, но и спокойным, рассудительным, уверенным в своих действиях.
В этом убежден студент 4–го курса Вячеслав Аверкин, который еще в школе мечтал по примеру отца стать авиадиспетчером. По его словам, пилот управляет всего одним воздушным судном, а диспетчер координирует движение нескольких десятков самолетов одновременно. Профессионализм тех, кто «дирижирует» в небе, вызывает у Вячеслава искреннее восхищение, а также понимание, что будущий специалист должен быть выдержанным, стрессо-
устойчивым, отлично физически подготовленным. Формированию этих качеств и укреплению здоровья, которое у авиадиспетчера должно быть отменным, способствуют регулярные занятия спортом. Например, Вячеслав всерьез занимается футболом.
Известно, что стрессоустойчивость – одно из главных качеств будущего профессионала. Однако не все студенты сохраняют присутствие духа, приходя на государственный экзамен. Решил разобраться, нет ли в этом противоречия.
Заглянув в аудиторию, в которой проходят выпускные экзамены, увидел, с каким напряженным усердием выводят студенты на бумаге сложные формулы и графики. Одного из них – «юношу бледного со взором горящим» – уже поджидала в коридоре группа сокурсников.
– Много сессий осталось позади, но все–таки волнение перед государственным экзаменом было самым сильным за весь период обучения, – рассказывает выпускник Федор Невольников. Один из вопросов, который попался ему на экзамене, касался такой непростой науки, как авиационная метеорология. Федору показалось, что он держался вполне уверенно перед строгой профессурой. Но сокурсники подтрунивают: опять Федя нервничал и нечетко выражал свои мысли. Но разве можно обижаться на шутки друзей?
– На первой производственной практике я совсем не волновалась. А тут другое дело. Все–таки во время сессии ты переживаешь иначе, это такое как бы подростковое волнение, – сказала выпускница Евгения Глазунова.
Переживал и выпускник Дмитрий Касьянов. К экзаменам готовился целую неделю. Но вопросы попались на редкость удачные. Один из них был связан с системами радиолокации и радионавигации.
А вот Эдуард Гайворонский, напротив, в ответственный момент сохранял присутствие духа.
– Когда настроен на победу, то и на вопросы отвечаешь грамотно, уверенно. А спрашивали меня о принципах действия пилотажно–навигационных комплексов и о том, какие нормативно–правовые документы должен знать стажер, – сообщил выпускник.
Эдуард не случайно решил связать свою судьбу с авиацией. Его дедушка был известным советским летчиком–испытателем.
«Грустно покидать стены университета. Позади останутся самые счастливые студенческие годы», – вздыхает будущий специалист. А с другой стороны, диплом уже написан, четвертый уровень знания английского языка по шкале ИКАО подтвержден, будущее сулит немало интересного. Но главное то, что после стажировки будешь заниматься любимым делом.
Важным фактором является высокая заработная плата в профессии, считает сокурсник Эдуарда Алексей Гаврюшин. Опытный авиадиспетчер в настоящий момент зарабатывает более 250 тыс. руб. в месяц.
Конечно, зарплата на производстве несопоставима с преподавательскими окладами, констатирует заведующий кафедрой Евгений Нечаев. Несмотря на это, большая часть преподавателей кафедры являются действующими авиадиспетчерами МЦ АУВД. Дело в том, что средний возраст авиадиспетчеров в России превышает 40 лет. И одна из задач, которую успешно решают высококлассные специалисты – преподаватели кафедры УВД, – подготовка достойной смены.
Заведующий кафедрой сообщил, что в МГТУ ГА в процессе обучения диспетчеров по программам бакалавриата основной упор делается, прежде всего, на тренажерную подготовку. Кафедра располагает собственным учебно–тренажерным центром, который позволяет решать вопросы подготовки диспетчеров УВД районов и аэродромных зон, адаптируется к соответствующим зонам и секторам (район, подход, круг, посадка, старт и руление). Современное компьютерное оборудование позволяет до автоматизма отрабатывать действия будущих специалистов – моделировать различные нештатные ситуации: экстремальные погодные условия, пожар на борту виртуальных самолетов, появление посторонних объектов на взлетно–посадочной полосе, например, автомобилей или птиц и т. п. Тренажер имеет визуализацию двух аэродромов – Внуково и Шереметьево, но в скором времени планируется создать визуализацию для аэродрома Домодедово, таким образом, кафедра будет иметь полную модель Московского аэроузлового центра.
Примечательно, что студенты, принятые в образовательные учреждения на целевое обучение и заключившие с МЦ АУВД ученические контракты, обучаются за счет средств федерального бюджета, получают ежемесячную дополнительную стипендию и гарантию трудоустройства в МЦ АУВД. В соответствии с соглашением по организации учебного процесса сначала студенты обучаются в стенах МГТУ ГА, а на старшем курсе стажируются на базе Московского центра, успешно осуществляющего их трудоустройство.
По словам начальника отдела управления персоналом МЦ АУВД Александра Категова, своевременно проведенные профориентационные мероприятия в профильных вузах и организация информационно–консультативного обеспечения позволили увеличить количество кандидатов на участие в программе целевого обучения авиадиспетчеров и инженеров радиотехнического обеспечения полетов.
– В 2009 году, к примеру, были приняты 45 заявок на участие в целевом приеме, а по состоянию на май текущего года – более 200, – рассказал Александр Категов. – С каждым годом конкурс среди кандидатов на заключение договоров на целевое обучение увеличивается, что создает необходимые условия для отбора на обучение наиболее перспективных в профессиональном отношении кандидатов.
В настоящий момент МЦ АУВД исполняет обязательства работодателя (Госкорпорации по ОрВД) по более чем 350 договорам о целевом обучении. Более половины из общего числа целевиков сейчас проходят стажировку после обучения или уже приступили к самостоятельной работе в качестве диспетчеров УВД.
В МЦ АУВД подчеркивают, что работа по формированию кадрового резерва, по привлечению на работу и поддержке молодых специалистов будет продолжаться. Возможности для развития своих способностей и профессионального роста есть у каждого, кто решил посвятить свою жизнь управлению воздушным движением, обеспечению безопасности полетов, отмечают на предприятии. Для молодых людей, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к авиаспециалистам, все пути открыты – при поддержке МЦ АУВД в трех профильных вузах: Московском государственном техническом университете гражданской авиации (МГТУ ГА), Санкт–Петербургском государственном университете гражданской авиации (СПбГУ ГА) и Ульяновском институте гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева (УИ ГА), – можно получить авиационное образование и высокооплачиваемую интересную работу по управлению воздушным движением.
Артем ОЗУН, обозреватель «ТР»
Фото Владимир Коваленко
На снимке: студентка кафедры УВД Полина Караваева
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.