На заседании Правительства РФ члены кабинета министров рассмотрели проект государственной программы «Социально–экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», а также обсудили вопросы безопасности пассажирских перевозок.
Открывая заседание, Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев напомнил, что с 2015 года у нас действует государственная программа «Социально–экономическое развитие Арктической зоны на период до 2020 года». Это основной механизм, при помощи которого осваивается арктический Север. Однако, по мнению премьер–министра, документ носит скорее аналитический характер и представляет собой свод мероприятий из отраслевых государственных программ. А самое главное, у него нет нормального собственного финансирования, что, конечно, не соответствует масштабу планов РФ по развитию этого уникального региона.
– В связи с этим была организована работа по подготовке новой редакции программы, – сказал Дмитрий Медведев. – Каковы ее основные положения? Во–первых, мы продлеваем действие программы до 2025 года. У нас есть крупные инфраструктурные проекты. Предстоит решить задачи по промышленному освоению арктического шельфа, развитию науки и технологий для более эффективного использования ресурсной базы – а она там огромная, возведению транспортной инфраструктуры (также очень большая и затратная тема), обеспечению нацио-
нальной безопасности в Арктике, сбережению ее экологической системы. Во–вторых, мы сосредоточим усилия на трех основных направлениях работы. Это формирование в арктических регионах точек экономического роста, так называемых опорных зон. Это дальнейшее развитие Северного морского пути, инфраструктуры, которая обеспечивала бы мореплавание в акватории. И еще одно направление – освоение континентального шельфа с помощью современной техники и технологий. А самое главное – программа получит финансирование.
Глава правительства обратил внимание всех, кто занимается Арктикой – и по линии правительства, и на региональном уровне: нужно активнее привлекать к этой работе предпринимательский мир, по максимуму использовать принцип государственно–частного партнерства.
С докладом о проекте государственной программы социально–экономического развития Арктической зоны выступил министр экономического развития РФ Максим Орешкин. Он отметил, что подготовленный проект госпрограммы по социально–экономическому развитию Арктической зоны страны – это целый комплекс мероприятий по освоению региона с 2018 по 2025 год. Прежде всего, это обеспечение экологической и национальной безопасности освоения минерально–сырьевых ресурсов, развития судоходства и научно–исследовательской деятельности на территории Арктики.
Подготовительный этап программы, который начался в 2015 году, в настоящее время завершен. Его результатом стала подготовка текущего проекта и формирование круга участников программы. В их числе 11 федеральных органов исполнительной власти и Курчатовский институт.
По словам министра, дальнейшая реализация госпрограммы планируется в два этапа и по трем направлениям. Начальный этап запланирован на 2018–2020 годы, для его реализации необходимо предусмотреть в бюджете 12 млрд руб. на ближайшую трехлетку. Завершающий этап растянется с 2021 по 2025 год и потребует ассигнования гражданских ведомств в размере 58 млрд руб. Далее. В рамках трех направлений, или подпрограмм, запланированы 22 мероприятия.
Первое направление – это подготовка восьми территорий, или опорных зон развития. В том числе будет создана нормативно–правовая база и проведены необходимые научно–исследовательские работы. Ключевой проект подпрограммы – это запуск плавучей обсерватории «Северный полюс». Она обеспечит проведение исследований и мониторинга природной среды в широтах Северного Ледовитого океана. Обсерватория будет сдана уже в рамках первого этапа.
Следующее направление охватывает мероприятия по развитию арктического судоходства, в частности, по созданию единой информационной и телекоммуникационной системы транспортного комплекса, а также реконструкцию Жатайского судоремонтно–судостроительного завода. Задача – полностью использовать потенциал Севморпути и прилегающих речных арктических маршрутов для внутрироссийского и международного товарообмена.
Наконец, последняя подпрограмма посвящена освоению запасов полезных ископаемых, в том числе на территории континентального шельфа. Начало ее активной реализации запланировано на 2021 год.
В завершение доклада Максим Орешкин подчеркнул, что реализация госпрограммы будет иметь значение и для освоения территории Арктики, и для развития промышленного и научного потенциала страны в целом.
Министр сообщил, что проект госпрограммы согласован с заинтересованными федеральными органами. Получено положительное заключение Минюста.
Переходя к теме безопасности пассажирских перевозок, Дмитрий Медведев отметил, что сейчас, чтобы заниматься регулярными перевозками, нужно получать лицензию, а деятельность предпринимателей, которые возят пассажиров по заказу, носит уведомительный характер. Некоторые предприниматели, по сути, занимаются регулярными перевозками под видом заказных. По мнению премьер–министра, это абсолютно недопустимо.
– Лицензирование – один из способов повысить уровень безопасности на наших дорогах. Требования, которые предъявляются к перевозчику, должны помочь сократить количество дорожно–транспортных происшествий для участников дорожного движения и на регулярных, и на заказных маршрутах, – сказал глава правительства. – Поэтому Минтранс подготовил документ, который обязывает транспортников получать лицензию во всех случаях, когда они перевозят людей и багаж автотранспортом. В известной степени это движение назад с точки зрения наших подходов к лицензированию, но безопасность людей важнее.
Подготовил Юрий НИКИТСКИЙ