О модернизации транспортной инфраструктуры анклава шла речь на Балтийском транспортном форуме.
История и современность
Для начала немного исторической экзотики, связанной с транспортом Калининграда. Среди многочисленных достопримечательностей города есть две, о которых в контексте этого повествования очень хочется рассказать. Первая достопримечательность – двухъярусный мост через реку Преголю, построенный еще немцами в 20–х годах XX века. Верхний этаж – для поездов, нижний – для пешеходов и машин. До Великой Отечественной войны мост был разводным, но в конце войны его разрушили. Спустя год после Победы мост восстановили, правда, только в железнодорожном варианте. Второй этап восстановления длился с 1959 по 1965 год. Сегодня мост представляет собой впечатляющее цельнометаллическое сооружение и отлично справляется со всеми нагрузками, связанными с движением по нему поездов и автомобильного транспорта.
Другая достопримечательность – один из символов Калининграда – Бранденбургские ворота. Построенные в 1657 году, они единственные из семи сохранившихся исторических ворот города, которые сейчас используются по прямому назначению. У ворот две арки и, хотя через каждую может проехать лишь один автомобиль, что подчас ведет к некоторому скоплению транспорта в этой части города, тем не менее Бранденбургские ворота Калининграда, как и двухъярусный мост, привлекают большое число туристов. Кстати, за минувший период 2017 года Калининградскую область с населением около миллиона жителей и, в частности, сам Калининград, где проживают порядка 450 тыс. горожан, посетили более 1,5 млн российских и зарубежных туристов. Это стало возможным благодаря крупным транспортно–логистическим проектам, которые сегодня реализуются в регионе, и о которых шла речь на недавно прошедшем в Калининграде IX международном Балтийском транспортном форуме.
За прошедшие девять лет форум стал отличной площадкой для профессионального обсуждения вопросов, способствующих развитию транспортной отрасли западного анклава России, являющегося уникальным в силу своего географического расположения.
Не ударить лицом…
О том, что настало время выводить на принципиально новый качественный уровень транспортную инфраструктуру, о модернизации транспортных потоков на Северо–Западе, в том числе, в Калининградской области, шла речь на состоявшемся в Калининграде незадолго до IX Балтийского транспортного форума совещании под руководством Президента РФ Владимира Путина.
Ряд вопросов, которым глава государства уделил внимание, получили отражение в докладе временно исполняющей обязанности министра развития инфраструктуры Калининградской области Елены Дятловой, с которым она выступила на Балтийском форуме. Елена Дятлова отметила, что обеспечению автомобильной связи региона со странами Европы, увеличению грузопотоков и развитию туризма способствует модернизация ответвлений трансъевропейских транспортных коридоров №1–А Рига–Калининград–Гданьск и №9–Д Киев–Минск–Вильнюс – Калининград. На территории трассы №1–А идут строительные работы обхода г. Советск с новым мостовым переходом через реку Неман и второй очереди реконструкции Берлинского моста. На этом же объекте окончена реконструкция большого участка автодороги Калининград–Мамоново II (пос. Новоселово) – граница Республики Польша. Что касается ответвления транспортного коридора №9–Д, то на объекте за короткий срок был осуществлен капитальный ремонт федеральной трассы Калининград–Черняховск–Нестеров от поселка Талпаки до поселка Междуречье протяженностью более 12 км. Помимо этого завершена реконструкция четырехполосного 17–километрового участка от Калининграда до поселка Холмы. В планах – строительство обхода г. Черняховск протяженностью чуть менее 40 км, обхода поселка Талпаки (5,5 км) и на перспективу – обхода г. Нестеров.
– Правительством Калининградской области разработан и реализуется план развития сети автомобильных дорог региона, основным объектом которого является Кольцевой маршрут в районе Приморской рекреационной зоны, – отметила Елена Дятлова. – Выделенные из федерального бюджета средства позволили построить более 52 км этой скоростной трассы, соединившей между собой областной центр, реконструируемый аэропорт Храброво, а также курорты федерального значения Зеленоградск и Светлогорск с подъездом к городу Пионерский. Владимир Путин поддержал необходимость продолжения строительства следующих очередей Кольцевого маршрута в направлении городов Балтийска и Светлого с выходом на северный обход Калининграда.
Говоря о перспективных направлениях работы на оставшийся период 2017 года и на 2018 год, Елена Дятлова отметила, что приоритетным в сфере развития дорожной инфраструктуры будет подготовка к ЧМ–2018. На острове Октябрьский в Калининграде уже завершено строительство съездов с новой эстакады через реки Старая и Новая Преголя. Ведутся работы по приведению в порядок улично–дорожной сети, обеспечивающей подъезд к основному стадиону, продолжается строительство эстакады «Восточная», идет реконструкция моста «Высокий».
Все ново будет в Храброво
В контексте подготовки Калининграда к мировому футбольному первенству Елена Дятлова отметила, что пропускная способность аэропорта Храброво после завершения реконструкции возрастет до 1250 пасс/час (3,5 млн пасс/год). При этом пропускная способность в дни проведения ЧМ–2018 составит 1950 пасс/час в одном направлении, что соответствует требованиям ФИФА.
Между тем сегодня Международный аэропорт Храброво является единственным аэропортом на территории Калининградской области, использующимся для регулярного воздушного пассажирского и грузового сообщения. В 2017 году на регулярной основе аэропорт обеспечивает 8 внутренних и 9 международных направлений авиаперевозок и является вторым по объему пассажирских перевозок на территории Северо–Западного федерального округа после аэропорта Пулково в Санкт–Петербурге.
В соответствии с подпрограммой «Гражданская авиация» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» сейчас реализуется проект «Вторая очередь реконструкции и развития аэропорта Храброво, г. Калининград, Калининградская область». Проект предусматривает реконструкцию аэродромных объектов на средства федерального бюджета (сроки реконструкции 2014–2017 годы) и реконструкцию аэровокзального комплекса на средства частного инвестора. Срок ввода в эксплуатацию всего аэровокзального комплекса 30 марта 2018 года.
Развития авиационной инфраструктуры Калининградской области и его влияния на рост пассажиропотока в регионе коснулся в своем выступлении на форуме заместитель председателя Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Он поделился своим мнением по поводу отмены НДС на авиабилеты в калининградском направлении.
Как отметил Илья Зотов, снижение НДС на 10% позволит заметно снизить стоимость билетов, что, безусловно, будет способствовать развитию аэропорта, и, в частности, увеличит пассажиропоток на 12–15%. Вместе с тем представитель Общероссийского объединения пассажиров пояснил один нюанс: нулевой НДС подразумевается для тех авиаперелетов, которые минуют московский транспортный узел. То есть речь идет о региональных перелетах.
– Я был в Калининграде полтора года назад, видел, в каком состоянии находился аэропорт, и сегодня могу сказать, что изменения колоссальные, – отметил в интервью «Транспорту России» Илья Зотов. – Скоро аэропорт Храброво будет совершенно новым, будет принимать в три раза больше пассажиров, чем сегодня. Пассажиры будут лететь, допустим, из Екатеринбурга в Калининград, минуя московский аэропорт, по нулевой ставке НДС, соответственно, билеты будут не такие дорогие. А дальше, побывав в Калининграде, посмотрев город, могут перелететь в Европу. И билеты, скажем, из Калининграда в Варшаву или в Мюнхен должны
стоить не более 3 тыс. руб. без учета багажа и оплаты каких–то опций. Данное направление мы считаем прорывным.
«Сапсан» для КЖД? Почему бы и нет?
Таким же прорывным направлением Илья Зотов считает организацию скоростного железнодорожного сообщения. Он отметил, что пассажиропоток в регионе пока что не столь велик. К примеру, на пригородных сообщениях он составляет лишь 2,6 млн пассажиров в год. Если сравнивать с Ленинградской областью, то там за полгода 2017–го перевезено порядка 30 млн.
– Понятно, что регионы разные и пассажиропотоки тоже разные, – подчеркнул Илья Зотов, – тем не менее надо брать на вооружение те факторы, которые уже имеют место и позволяют наращивать пассажиропоток. Ведь есть же в России скоростные «Сапсаны», «Ласточки». Или проект высокоскоростной магистрали, по которой из Москвы до Казани пассажиры смогут добираться за три с половиной часа.
С целью развития пассажирских перевозок железнодорожным транспортом на территории региона сейчас правительством области совместно с администрацией Калининграда, Калининградской железной дороги (КЖД) – филиалом ОАО «РЖД» и АО «Калининградская пригородная пассажирская компания» прорабатывается вопрос организации в период с 2019 по 2025 год шести транспортно–пересадочных узлов.
Говоря о развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, участники Балтийского транспортного форума отмечали уникальность железной дороги Калининградской области. Заключается она в наличии участков двойной колеи: европейской – 1435 мм и российской – 1520 мм. Выходят они из Калининграда в Польшу, до станции Бранево и из Черняховска до станции Скандава. Это позволяет отправлять и принимать грузы из России и стран СНГ в Европу и в обратном направлении без перестановки колесных пар.
– Сегодня мы готовы предложить сервис всем заинтересованным грузовладельцам, – подчеркнул начальник КЖД Виктор Голомолзин. – Особенно это касается реализации проекта ускоренных грузовых поездов на Китай, что позволит увеличить объем грузопотока, а значит и поступление налогов.
Для расширения логистических связей с евроазиатским пространством КЖД разработала новый маршрут. Он позволит связать Калининград с южнокорейским портом Пусан, откуда в Россию поступают автомобильные комплектующие. Сегодня грузы из Пусана доставляются морем, и на это затрачивается 45–50 суток. Согласно проекту нового маршрута путь из Южной Кореи в Находку и из Находки на контейнерном поезде в Калининград займет 12 суток. Предпринимаемые меры позволили создать условия для привлечения как импортного, так и экспортного грузов.
Что касается пассажирских перевозок, то уже в 2017 году КЖД предполагает получить три тепловоза для перевозки двух-
этажных составов, которые позволят снизить себестоимость поездки до Москвы на четверть. Соответственно, подешевеют билеты для пассажиров. В перспективе двухэтажные вагоны планируется пустить и на Санкт–Петербург. Пока же прорабатываются технические инфраструктурные вопросы с Литвой и Белоруссией.
Морских путей начало
При всей важности развития автомобильного, воздушного и железнодорожного сообщений для реализации транспортного потенциала Калининградской области необходимо развивать и водный транспорт региона. Тем более что Калининградский порт – единственный на Балтийском море незамерзающий порт России. Он связан контейнерными линиями с портами Голландии, Англии, Германии, Польши, Литвы, Финляндии и Швеции.
В 2016 году было принято решение о расширении морского порта Калининград согласно программе «Строительство морской портовой инфраструктуры в морском порту Калининград». Развитие порта предусматривает два этапа. Первый – это строительство международного морского пассажирского терминала в г. Пионерский Калининградской области. Реализацию проекта в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» осуществляют Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) и ФГУП «Росморпорт». Новый международный морской терминал для приема круизных и грузопассажирских судов создаст дополнительные возможности для туристического кластера. Как было отмечено на Балтийском транспортном форуме, ввод терминала позволит обеспечить транспортную независимость и безопасность Калининградской области в условиях напряженной геополитической обстановки в Балтийском регионе, а также сократит существующие инфраструктурные ограничения по заходу и приему паромных и круизных судов к терминалам морского порта Калининград. Кроме того, благодаря новому терминалу у региона появятся дополнительные преференции в рамках переговорных процессов с польской стороной по определению количества разрешений на грузовые автомобильные перевозки по территории Польши.
Основными объектами строительства терминала являются причалы для приема круизных лайнеров и автомобильно–пассажирских паромов. Терминал будет располагать всеми необходимыми объектами инфраструктуры, волнозащитными сооружениями, зонами ожидания и грузовыми площадками, пунктом пропуска через государственную границу для пассажиров и грузового транспорта, пунктом таможенного контроля. Реализация проекта позволит обеспечить прием круизных и паромных судов с пассажиропотоком не менее 250 тыс. человек и порядка 80 тыс. грузовых единиц в год.
Второй этап программы «Строительство морской портовой инфраструктуры в морском порту Калининград» предусматривает создание глубоководного порта в Калининградской области. Начать реализацию проекта планируется в долгосрочной перспективе при определении инвесторов и улучшении экономической ситуации.
О необходимости развития припортовой инфраструктуры в Калининградской области в своей презентации рассказал еще один участник Балтийского транспортного форума, генеральный директор «Балтийской Стивидорной Компании» (ООО «БСК») Алексей Павлов. Он отметил, что компания входит в состав Новороссийского морского торгового порта, является оператором автопаромного контейнерного терминала в городе Балтийске и сегодня совместно с ФГУП «Росморпорт» реализует инвестиционный проект «Развитие грузопассажирского автопаромного и железнодорожного паромного терминалов в г. Балтийск, включая строительство и последующую эксплуатацию контейнерного терминала».
– Через терминал ООО «БСК» уже сегодня проходит 53 % всех контейнеров, поступающих в Калининградскую область, а реализация проекта позволит увеличить мощность контейнерного терминала до 400 тыс. TEU в год, – отметил Алексей Павлов. – Однако есть проблемы, требующие скорейшего решения. Интенсивность движения грузового автотранспорта, ограничение скоростного режима в связи с наличием большого количества населенных пунктов на трассе Калининград – Балтийск не позволяют осуществлять ритмичную доставку товаров на предприятия, хотя через грузовые терминалы в Балтийске и Светлом осуществляется поставка грузов в адрес более чем 600 предприятий Калининградской области. Плюс строительство и ввод в эксплуатацию трех железнодорожных паромов, которые будут работать на линии Балтийск – Усть–Луга, еще больше загрузит автомобильную и железную дороги на направлении Калининград – Балтийск. Заторы появятся непосредственно перед портом в Балтийске, в месте пересечения дорог.
По мнению Алексея Павлова, учитывая планы Правительства РФ по развитию портов Северо–Запада, в том числе порта Калининград, необходимо инициировать включение в ФЦП строительство новой скоростной четырехполосной дороги между Балтийском и Калининградом. Плюс моста (виадука) на подъезде к портовым терминалам в Балтийске, который позволил бы исключить пересечение автомобильной и железной дорог, ведущих в порт. Не помешали бы и парковки для большегрузного транспорта на припортовом участке трассы с необходимой сервисной инфраструктурой.
Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.