Госдума приняла в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом».
Статьей 20 закона установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
При этом требования, установленные частью 1 статьи 20 закона, относятся ко всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, а требования части 4 статьи 20 закона – только к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Вместе с тем существует неоднозначность в определении групп требований, обязательных для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими различные виды деятельности, связанные с эксплуатацией транспортных средств. В связи с этим предлагается ввести понятия «пассажир» и «груз», что позволит распространить на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требования по перевозке пассажиров и грузов, в том числе для собственных нужд данных субъектов экономической деятельности.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить статью 20 закона новым пунктом 5, устанавливающим обязанность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств наземного электрического транспорта, обеспечивать соблюдение правил эксплуатации наземного электрического транспорта. Полномочие по установлению указанных правил законопроектом предлагается закрепить за Минтрансом России.
Кроме того, в статье 20 закона применяются термины, не имеющие четкого законодательного определения – «требования, обеспечивающие безопасность дорожного движения», «требования безопасности дорожного движения». Законопроектом предусмотрены их частичное исключение и частичная замена юридически корректным термином «требования законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и о техническом регулировании».
В Российской Федерации значительное количество грузовых автомобилей и автобусов на праве собственности или ином вещном праве принадлежит физическим лицам. Между тем какие–либо требования по обеспечению безопасности дорожного движения для указанных физических лиц не установлены. В связи с этим статью 20 закона предлагается дополнить новым пунктом, предусматривающим распространение ряда требований, действующих в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на физических лиц, имеющих на праве собственности или ином вещном праве автобусы или грузовые автомобили.
Кроме того, предлагается возложить на физических лиц, имеющих на праве собственности или ином вещном праве автобусы или грузовые автомобили, обязанность соблюдения норм непрерывного управления транспортным средством и перерывов в таком управлении. Полномочие на установление соответствующих норм предлагается закрепить за Правительством РФ. В связи с этим потребуется внесение изменений в Правила дорожного движения в части установления норм времени непрерывного управления автобусом или грузовым автомобилем и перерывов в таком управлении.
Предлагаемые нормы для физических лиц позволят установить единые требования к перевозчикам вне зависимости от формы собственности организации и принадлежности транспортных средств при том, что нарушения требований по безопасности дорожного движения, безопасности перевозок пассажиров и грузов влекут вред одинаковой степени тяжести – гибель и ранение людей.
В целях установления постепенного перехода норм законопроекта предусмотрен переходный период вступления его в силу сроком в один год.