Послесловие к IV Международному форуму «Инновации в дорожном строительстве».
Ежегодно форум в Сочи, организуемый Госкомпанией «Автодор», собирает представителей органов власти, экспертов в области транспортной инфраструктуры, дорожного строительства и финансов, ученых, ключевых игроков бизнес–сообщества. Мероприятие является площадкой для обсуждения актуальных отраслевых вопросов, что позволяет сделать работу дорожников более новаторской и эффективной.
Приоритетный вопрос
В наш стремительный век движение вперед невозможно без внедрения современных технологий во всех сферах жизни. В полной мере это касается дорожного хозяйства. Поэтому участников прошедшей в рамках форума панельной дискуссии «Скоростные автомобильные дороги: территория инноваций» агитировать за внедрение передовых инженерных решений, новых материалов и конструкций в дорожном строительстве не было необходимости.
Дорожная отрасль в наше время находится на подъеме, в 2019 году 84,7% федеральных трасс России должны соответствовать нормативным требованиям. Ввод крупнейших объектов, включая оставшиеся участки скоростной автодороги М–11 Санкт–Петербург – Москва и ЦКАДа в Московской области, намечен Госкомпанией «Автодор» в 2018–2019 годах. Без инновационных технологий выполнить такие масштабные задачи невозможно.
На каких аспектах строительства скоростных автодорог в нашей стране специалистам нужно сосредоточиться в первую очередь? Как подчеркнул заместитель председателя Совета Федерации Евгений Бушмин, строительство новых участков дорог, комплексное развитие дорожного хозяйства, внедрение инновационных технологий невозможны без достаточного объема финансовых ресурсов. В Послании Президента РФ Федеральному собранию говорится об удвоении финансирования строительства автодорог. Поэтому первым делом нужно наполнить дорожные фонды средствами, достаточными для этого, для обустройства дорожной инфраструктуры.
– Финансы, конечно, важны, но развивать сеть скоростных дорог нельзя без применения новых механизмов на стадии проектирования, строительства и эксплуатации автодорог, – продолжил дискуссию заместитель председателя правления по технической политике Госкомпании «Автодор» Игорь Зубарев. – Необходимое ускорение развития отрасли невозможно без внедрения информационных технологий.
Приоритетный вопрос – снижение аварийности на действующей сети автодорог. Реализацией этой задачи через создание инфраструктуры с применением передовых технологий сегодня вплотную занимается госкомпания.
Рецепт успеха
– Какую роль в решении приоритетных задач должен сыграть бизнес? – задает вопрос модератор дискуссии, ведущий программы «Вести» на телеканале «Россия» Эрнест Мацкявичюс.
Рецепт успеха – в привлечении малых и средних компаний, считает заместитель генерального директора АО «Корпорация МСП» Наталья Коротченкова. В рамках реализации майского Указа Президента РФ обозначены 12 приоритетных проектов. В их числе проекты «Безопасные и качественные дороги», «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», программа развития малого и среднего предпринимательства.
Как показывает мировой опыт, инновационные, прорывные решения предлагают прежде всего малые предприятия, поскольку они более мобильны, не связаны сложными административными регламентными процедурами, как крупные компании, отметила Наталья Коротченкова. Это подтверждает и выставочная экспозиция, развернутая в сочинском конгресс–центре в дни IV Международного форума «Инновации в дорожном строительстве». Свои перспективные разработки здесь представили прежде всего предприятия малого и среднего бизнеса.
Отрадно, что Госкомпания «Автодор» вошла в топ–10 компаний – лидеров рейтинга лояльности крупных заказчиков к субъектам малого и среднего предпринимательства, который был представлен Агентством стратегических инициатив в рамках Петербургского международного экономического форума.
Что еще необходимо для того, чтобы внедрение инноваций при строительстве дорожных объектов происходило быстрее? По мнению директора ГАУ «Институт Генплана Москвы» Оксаны Гармаш, важно, чтобы создание современной дорожной инфраструктуры было согласовано со всеми участниками процесса. К примеру, программа развития Московского транспортного узла включает большое количество мероприятий федеральной и региональной целевых программ, адресной инвестиционной программы Москвы. Финансируются эти мероприятия из разных источников. Для того чтобы взаимодействие разных структур было эффективным, потребовалась их слаженная работа.
При планировании городов сотрудники института Генплана Москвы следят за инновациями в дорожном строительстве. В мировой практике уже существуют дорожные покрытия, которые позволяют собирать электроэнергию с помощью солнечных батарей или очищать воду вокруг трассы. Семимильными шагами развиваются инновации в сфере организации дорожного движения. Будущее за движением не только безопасным, но и быстрым, комфортным, считает Оксана Гармаш.
Электромобиль – не роскошь
О возможном переходе на электромобили и беспилотные авто в обозримом будущем специалисты говорят все чаще. В этом направлении интенсивно движется автомобильная промышленность развитых стран. России оставаться в стороне от технического прогресса негоже, надо активно заниматься темой беспилотного транспорта, развития сети заправок для электромобилей, считает Игорь Зубарев. Что госкомпания и делает. Так, в Автодоре принят стандарт по строительству электрозаправок, которых в стране пока еще очень мало.
В ближайшем будущем по введенной скоростной автомагистрали М–11, где будут размещены зарядные станции для электромобилей, можно будет без проблем доехать от Москвы до Санкт–Петербурга, пообещал Игорь Зубарев. Такие же проблемы госкомпания будет решать на трассе М–4 «Дон».
Ведется работа и по беспилотному транспорту. Предполагается, что первые опытные участки с элементами инфраструктуры, с которой будут взаимодействовать беспилотники, также, скорее всего, появятся на трассе М–11. В сотрудничестве с российскими специалистами по испытаниям «умного» транспорта, включая тестирование беспилотных автомобилей, заинтересованы финские партнеры госкомпании. В рамках ПМЭФа ГК «Автодор», НП «ГЛОНАСС», Агентство транспортной безопасности Финляндии Trafi и Центр технических исследований VTT подписали меморандум о сотрудничестве в этом направлении.
Внедрение системы безостановочного автоматического взимания платы (Free Flow, или «Свободный поток») за проезд по платным дорогам – еще одно направление развития инноваций. Предполагается, что систему вначале в течение нескольких месяцев обкатают в рамках пилотной эксплуатации на Центральной кольцевой автодороге. Если эксперимент будет признан успешным, проект «Свободный поток» распространят на всю сеть платных дорог, пояснил Игорь Зубарев. И тогда на въезде–выезде с платных участков исчезнет необходимость устанавливать шлагбаумы.
Правда, нерешенной остается проблема технического плана, связанная с идентификацией автомобилей. В потоке машин встречаются нечитаемые номера. Проблема состоит и в том, что не хватает нормативно–правовых актов, которые бы понуждали автомобилистов оплачивать предоставленные услуги. Но, как сообщил Евгений Бушмин, являющийся членом Правительственной комиссии по транспорту и связи, готовятся соответствующие законодательные инициативы, которые помогут реализовать проект Free Flow.
Определиться с идентификацией автомобилей на расстоянии помогут опять же инновации. Надо только присмотреться к зарубежному опыту. К примеру, в Сингапуре действуют такие системы, которые обязывают каждое транспортное средство «метить» номера. В этом случае их распознавание обеспечено на 100%.
Еще одно перспективное направление внедрения инноваций, напомнила Оксана Гармаш, – сфера организации дорожного движения. Недавно специалисты изучали ситуацию на дорогах Севастополя и пришли к выводу, что при грамотно разработанной КСОДД пропускная способность улично–дорожной сети города может увеличиться на 30%. Внедрение КСОДД накануне проведения в Сочи зимних Олимпийских игр позволило значительно улучшить дорожную ситуацию в городе.
Гарантия качества
Большие перспективы видят участники дискуссии в применении инновационных технологий и материалов при строительстве автодорог. Речь идет не только о том, что с их помощью можно значительно продлить межремонтный период эксплуатации автодорог. Обладая определенными свойствами, некоторые «умные» материалы, к примеру, не дают автомобилисту выехать за ребристую границу дорожной полосы.
Но насколько выгодно дорожникам внедрять технологии, продляющие срок службы дорожного покрытия, если необходимость чуть ли не каждый год укладывать новый асфальт дает им возможность заработать? Такой вопрос нередко задают пользователи, прозвучал он и на панельной дискуссии. В своей повседневной работе в рамках контракта на ремонт того или иного участка дороги подрядчик по гарантийным обязательствам несет ответственность за некачественную работу и обязан ее переделать за свой счет, пояснил Игорь Зубарев.
Заинтересованность использовать новые материалы и технологии у дорожно–строительной компании появляется, когда она заключает с владельцем дороги контракт жизненного цикла не на год–два, а, скажем, на 20–30 лет. Смета там «долгоиграющая», и добавочные средства на внеплановый ремонт никто выделять подрядчику не будет. Практика заключения КЖЦ уже успешно апробирована и госкомпанией, и Росавтодором на федеральных дорогах. Важно распространить ее в субъектах РФ, чтобы и на региональных дорогах были гарантии качества на длительный срок, считает Евгений Бушмин.
…И экодуки для лосей
В проекты, реализуемые Госкомпанией «Автодор», в обязательном порядке закладываются требования по экологическим мероприятиям. К примеру, устанавливаются дополнительные очистные сооружения. Если при строительстве дорог нарушаются какие–то зеленые зоны, впоследствии проводятся компенсационные мероприятия с высадкой деревьев и кустарников. Кроме того, если дорога проходит в непосредственной близости от жилых домов, устанавливаются шумозащитные экраны, стеклопакеты в окнах с максимальной звукоизоляцией.
На трассе М–1 «Беларусь» в последние годы участились наезды на диких животных. Лоси выскакивают из леса под колеса автомобилей, и бывает, что в результате таких ДТП гибнут люди. Выявляя пути миграции животных, госкомпания принимает меры к предотвращению их гибели, сообщил Игорь Зубарев. В самых проблемных местах в ближайшие три года будут спроектированы и построены экодуки. Это тоже пример инноваций, направленных на защиту окружающей среды.
Сокращать негативное воздействие на окружающую среду госкомпании позволяет использование современных комплексных дорожных машин, четко дозирующих объем противогололедных материалов, которыми обрабатывается поверхность дороги в зимний период. Вместо пескосоляной смеси дорожники все чаще применяют более экологичную чистую соль. Причем дело поставлено так, что оператору дорожной техники экономически выгодно рациональное использование противогололедных реагентов.
Приведенные примеры доказывают, что Госкомпания «Автодор» является застрельщиком применения инновационных технологий и материалов в дорожном хозяйстве. Это позволяет ей не только строить качественные дороги, но и соблюдать экологические требования, предъявляемые государством и обществом к строительству дорожных объектов.
И отметим, что форум прошел при поддержке Минтранса России, Федерального дорожного агентства, Комитета Госдумы РФ по экологии и охране окружающей среды, администрации Краснодарского края, Фонда инфраструктурных и образовательных программ «РОСНАНО», общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.