Госдума приняла в первом чтении законопроект, ужесточающий административную ответственность за нарушение правил движения через железнодорожные пути.
Проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 12.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенным Правительством РФ, предлагается усиление административной ответственности за противоправные действия при пересечении железнодорожных путей, совершенные водителями транспортных средств.
Как отмечается в тексте пояснительной записки к законопроекту, ежегодно на железнодорожных переездах регистрируются до 300 столкновений автотранспортной техники с железнодорожным подвижным составом, которые приводят к невосполнимым человеческим потерям, травмированию людей и существенному экономическому ущербу.
Так, в 2016 году произошли 211 столкновений автотранспортных средств с подвижным составом, из них 56 столкновений с пассажирскими и пригородными поездами. В результате пострадали 108 человек (в том числе локомотивная бригада пассажирского поезда), 31 человек погиб.
При этом общий ущерб за 2016 год для владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта составил более 5,9 млн руб.
В целях предупреждения совершения указанных административных правонарушений предлагается повысить размеры административных штрафов, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.10 КОАП (с 1 тыс. до 5 тыс. руб.), а также установить административную ответственность за проезд через нерегулируемый железнодорожный переезд, если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина). В настоящее время данные действия квалифицируются по части 2 статьи 12.10 КОАП, что влечет невозможность применения административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами.
Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству поддержал концепцию представленного законопроекта и рекомендовал принять его в первом чтении, поскольку данные изменения положительно повлияют на обеспечение безопасности дорожного движения в местах пересечения автомобильных дорог и железнодорожных путей и будут способствовать сокращению количества дорожно–транспортных происшествий на железнодорожных переездах.
Совместно с правительственным законопроектом был рассмотрен и альтернативный проект федерального закона «О внесении изменений в статью 12.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенный Законодательным собранием Нижегородской области.
Авторы законодательной инициативы тоже предлагали повысить размеры административных штрафов, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.10 КОАП (с 1 тыс. до 5 тыс. руб.), а также увеличить длительность лишения права управления транспортными средствами, предусмотренную санкциями частей 1 и 3 статьи 12.10 КОАП.
Однако, по мнению Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, многократное увеличение длительности лишения права управления транспортными средствами, в том числе безальтернативное применение максимального срока лишения права управления транспортными средствами по проектируемой санкции части 3 статьи 12.10 КОАП (3 года), является несоразмерной мерой административной ответственности за указанные административные правонарушения при соотношении с наложением административного штрафа в размере 5 тыс. руб. Альтернативный законопроект был отклонен.