Во Владивостоке состоялся IV Восточный экономический форум.
В рамках ВЭФ подписаны 175 соглашений на сумму 2,9 трлн руб. В прошлом году объем подписанных соглашений составил 2,5 трлн руб. В работе форума приняли участие 6002 делегата и 1357 представителей СМИ. Если сравнивать с итогами предыдущего форума, тогда было 5000 делегатов и 1000 представителей средств массовой информации. На форум прибыли более 6000 гостей из 60 государств. Эти цифры доказывают, что ВЭФ востребован.
Развитие Дальнего Востока дает мощный ресурс для достижения намеченного прорыва в экономике России в целом, заявил Президент РФ Владимир Путин, выступая на пленарном заседании IV Восточного экономического форума.
Говоря о создании центра международного сотрудничества и интеграции на Дальнем Востоке, глава государства подчеркнул: «Мы видим в этом мощный ресурс для достижения тех стратегических целей, которые мы поставили, для прорывного развития, укрепления конкурентоспособности страны, повышения качества жизни граждан».
По словам российского лидера, развитие Дальнего Востока для России – это безусловный приоритет, а все усилия властей направляются на то, чтобы создать здесь мощный центр деловой и инвестиционной активности, образования, науки и культуры. Владимир Путин отметил, что создание такого центра пойдет на пользу прежде всего самим дальневосточникам.
«Мы понимаем всю сложность вызовов, стоящих перед нами, понимаем, что накопившиеся десятилетиями демографические, социальные, экономические и инфраструктурные проблемы Дальневосточного региона невозможно решить сразу, но мы должны это делать, будем это делать и сделаем», – заявил глава государства.
Он добавил, что современные модели работы с бизнесом, приоритетный государственный подход уже дают результаты, Дальний Восток становится точкой роста, притяжения инвестиций. За последние пять лет промпроизводство региона прибавило почти 22%. На его долю приходится больше четверти прямых иностранных инвестиций в Россию, тогда как еще пять лет назад этот показатель составлял всего около 2%. Глава государства также констатировал, что в рамках специальных механизмов развития региона (ТОРов и свободного порта Владивосток) запущены свыше 130 новых предприятий и созданы более 16 тыс. современных рабочих мест в различных сферах.
Президент заявил, что поручит Правительству РФ подготовить национальную программу развития Дальнего Востока до 2025 года. «Считаю, что нужна национальная программа развития Дальнего Востока России на период до 2025 года с перспективой до 2035 года, – сказал российский лидер. – Правительству дано будет поручение подготовить такой документ, сделать это в тесном контакте с дальневосточными регионами, гражданами, бизнесом, общественными и деловыми объединениями».
Глава государства добавил, что намерен утвердить этот документ своим указом. «Программа должна объединить, интегрировать мероприятия наших национальных проектов и госпрограмм, долгосрочные отраслевые планы инфраструктурных компаний, стратегии развития всех дальневосточных регионов», – сказал Владимир Путин. По его словам, документ должен содержать предметные показатели. «Задачи, которые мы обязаны ставить, могут быть только амбициозными, прорывными, опережающими – иначе и не стоит этим заниматься, – подчеркнул глава государства. – Нужно стремиться к тому, чтобы темпы экономического роста российского Дальнего Востока были выше среднемировых». По его словам, речь идет о росте не ниже 6% в год. Президент заявил, что это позволит улучшить качество жизни граждан, увеличить число проживающих в регионе россиян.
Глава государства выразил уверенность, что Дальний Восток способен и должен стать мощным экономическим, индустриальным центром с большим экспортным потенциалом, а для этого не обойтись без предпринимательской энергии, роста малого и среднего бизнеса. По его словам, Дальний Восток по качеству делового климата должен быть конкурентоспособен в сравнении как с другими регионами России, так и со странами–соседями.
«Чтобы быть привлекательными для наших соседей – и российская часть этой аудитории прекрасно понимает, – нужно идти на шаг впереди. Уже в текущем году четыре из девяти дальневосточных регионов вошли в топ–40 национального рейтинга по качеству инвестиционного климата. Это хорошая динамика, но и работы еще предстоит немало», – подчеркнул Владимир Путин.
Глава государства напомнил об инструментах федеральной поддержки бизнеса на Дальнем Востоке, в том числе о возможности для инвесторов ТОРов и свободного порта Владивосток до 2025 года получить и пользоваться десятилетней льготой по страховым взносам. Кроме того, у инвесторов есть гарантия неизменности условий реализации своих проектов.
Владимир Путин предложил подумать, как стимулировать российских экспортеров, пользующихся инфраструктурой Дальнего Востока, вкладывать средства в эффективные социальные и экономические проекты.
По мнению президента, современная транспортная экспортная инфраструктура должна стать каркасом для создания на Дальнем Востоке качественных рабочих мест, новых производств и предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, в том числе, а может, и прежде всего, экспортно–ориентированную продукцию, – это чрезвычайно важно. Необходимо создавать транспортные коридоры, экспортно–ориентированные, но еще важнее развивать собственную экономику, собственное производство. Основные пользователи дальневосточных транспортных коридоров, портов, как правило, – это крупные угольные, энергетические компании. Президент предложил подумать, как стимулировать этих российских экспортеров направлять часть своих доходов в эффективные социальные и экономические проекты на Дальнем Востоке.
Для выхода России в лидеры в области цифровизации транспорта и логистики в Евразии разрабатываются и уже пилотируются передовые технологии. Они призваны сделать нашу страну главным транзитным путем между Азией и Европой. Такое первенство обеспечит рост экономики России, а также повышение безопасности грузовых и пассажирских перевозок.
Вопросы внедрения цифровых технологий и стандартов на транспорте обсудили на форуме в рамках стратегической сессии «Цифровой транспорт – будущее Большой Евразии». Модератором мероприятия выступил министр транспорта РФ Евгений Дитрих.
«Мы активно работаем с нашими партнерами, в частности, с Китаем и Казахстаном. Уже приступили к реализации пилотных проектов по совместному использованию российских цифровых сервисов на транспорте. Таким образом, мы создаем «зеленые» безбарьерные коридоры для транзита, что обеспечит повышение безопасности перевозок, рост экономик наших стран и, самое главное, – выход России в лидеры в качестве главного транзитного и самого быстрого пути между Азией и Европой», – отметил Евгений Дитрих.
Участники дискуссии предложили внедрить единый стандарт безопасного цифрового взаимодействия на транспорте. «Мы предлагаем, используя положительные примеры международного сотрудничества по созданию транспортных коридоров, реализовать пилотный проект, в котором бы присутствовали все элементы современных цифровых технологий на транспорте. При его реализации предлагаем на дороге необщего пользования создать элементы «умной» транспортной инфраструктуры и запустить по ней беспилотный транспорт. Надо отработать технологии ускоренного безбарьерного цифрового прохождения пунктов пропуска, а также технологии цифровой платформы мультимодальных грузовых перевозок и таких элементов транспортной инфраструктуры, как «Умный транспортно–логистический центр» и «Умный порт», – пояснил заместитель генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Виктор Парахин. По его словам, успешная реализация предлагаемого пилотного проекта позволит создать единое защищенное цифровое транспортное пространство – цифровые транспортные коридоры «Приморье–1» и «Приморье–2», а этот положительный опыт распространить и на другие участки транспортной сети РФ.
В ходе обсуждения Евгений Дитрих предложил государствам Евразии вместе перейти на новый формат международных транспортных коридоров. Такую инициативу поддержали власти китайских провинций Дзилинь и Хэйлунцзян, заинтересованные в развитии транспортного сообщения с нашей страной. Первый секретарь комитета Компартии Китая провинции Цзилинь Баинь Чаолу отметил, что сегодня наблюдается «час пик» грузооборота, китайские грузоотправители и перевозчики обеспечат необходимый поток грузов. Индия также заинтересована в этих проектах, сказал министр промышленности и торговли Суреш Прабху. Он отметил, что транспорт будет играть ключевую роль в развитии экономики будущего.
В рамках форума состоялся запуск нового тандемного вагоно-
опрокидывателя на третьей очереди терминала «Восточного порта». В мероприятии принял участие Евгений Дитрих. Новое оборудование будет использоваться для экологически безопасной выгрузки угля. Комплекс состоит из двух тандемных вагоноопрокидывателей, способных одновременно выгружать четыре полувагона общей грузоподъемностью до 300 тонн угля. Цикл выгрузки полувагонов длится 2,5 минуты. Уже сейчас благодаря применению современного закрытого комплекса вагоноопрокидывателей «Восточный порт» способен выгружать более 1400 вагонов в сутки. Высокая скорость обработки вагонов обеспечивает оптимизацию всего перевозочного процесса по сети РЖД и способствует увеличению товарооборота с потребителями угля в странах АТР в целях реализации экспортного потенциала России.
Оборудование работает с применением наилучших доступных технологий, обеспечивающих экологическую безопасность при разгрузке полувагонов с углем.
Третья очередь угольного комплекса АО «Восточный Порт» – крупнейший частный портовый инвестиционный проект на Дальнем Востоке, который реализуется на принципах ГЧП. После ввода в эксплуатацию объектов третьей очереди грузооборот АО «Восточный Порт» вырастет с 25 до 45 млн тонн угля. Весь запланированный объем перевалки обеспечен грузовой базой российского угля, добываемого в Кузбассе, Хакасии, Якутии и других угольных бассейнах России.
Важный фактор расширения сотрудничества – развитие пунктов пропуска через российско–китайскую границу. Этот вопрос обсуждался на встрече Евгения Дитриха с первым секретарем комитета Компартии Китая провинции Хэйлунцзян Чжаном Цинвэем.
Стороны отметили, что Китай, и в частности провинция Хэйлунцзян, обладает серьезным транспортным потенциалом, реализация которого важна для обеих стран. Делегации обменялись мнениями по вопросу реализации ряда инфраструктурных проектов в области мостового строительства, таких как железнодорожный мостовой переход через р. Амур в районе пунктов пропуска Нижнеленинское – Тунцзян, проект строительства автомобильного мостового перехода Благовещенск – Хэйхэ, а также канатная дорога через р. Амур в районе населенных пунктов Благовещенск – Хэйхэ.
Кроме того, отмечено, что развитие пунктов пропуска напрямую влияет на эффективность развития транспортных потоков и перевозок пассажиров и грузов.
На полях ВЭФ состоялась рабочая встреча заместителя министра транспорта РФ – руководителя Росморречфлота Юрия Цветкова с топ–менеджментом датской компании Maersk. Представители крупнейшей в мире морской контейнерной компании проинформировали о деталях и задачах первого пробного сквозного прохода нового контейнерного судна ледового класса компании «Вента Маэрск» по Северному морскому пути. Этот рейс предусматривает поставку крупной партии российской рыбы с Дальнего Востока контейнерами–рефрижераторами в Санкт–Петербург.
По итогам пробного рейса компания Maersk планирует осуществить оценку коммерческих преимуществ транспортировки по Севморпути дальневосточной рыбы на основные потребительские рынки в европейской части России по сравнению с уже использующимся южным маршрутом через Суэцкий канал.
В рамках встречи, в которой с российской стороны приняла участие заместитель руководителя Росморречфлота Надежда Жихарева, также были обсуждены состояние и тенденции развития мирового рынка морских грузоперевозок, в том числе с учетом предстоящего ужесточения международных экологических требований к судовому топливу.
В деловой повестке ВЭФ много внимания было уделено проектам развития морского транспорта и портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке. Многие из них были презентованы в ходе состоявшейся сессии по возможностям, открывающимся в регионе для инвесторов в портовую инфраструктуру, с участием Юрия Цветкова. Он, в частности, сообщил, что из общероссийского прироста мощностей, запланированного к 2024 году, на порты Дальневосточного бассейна приходится почти 40%, или свыше 130 млн тонн.
Юрий Цветков стал участником церемонии подписания соглашения о реализации нового инвестиционного проекта в морской «жемчужине» региона – бухте Золотой Рог. Договор предусматривает создание в бухте навигационного канала и реконструкцию причала для приема крупных морских судов.
На форуме обсуждались инструменты поддержки инвесторов, отраслевые приоритеты региона, международные проекты для сотрудничества и создание условий для жизни людей. Как заявил полпред Президента РФ в Дальневосточном ФО Юрий Трутнев, принципиальное значение имеет поручение по подготовке национальной программы по развитию Дальнего Востока до 2025 года с перспективой до 2035 года, утверждаемой указом президента. Поставлена амбициозная задача добиться экономического роста региона на уровне 6% в год, на уровне ведущих экономик АТР.
Следующий ВЭФ, по словам Юрия Трутнева, будет модернизирован. По его мнению, сейчас форум «не сшит по вертикали»: сессии и деловые дискуссии идут отдельно, президенты, зампреды правительства, министры встречаются отдельно. Организаторы форума в следующий раз «сошьют» форум по вертикали, превратив его в целостное мероприятие, перетекающее в принятие решений. Будут выбраны несколько направлений, особо важных для развития Дальнего Востока по логистике, инфраструктуре, и модераторы будут сообщать президенту о принятых решениях и предложениях.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.