Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Модель интенсивного развития

Модель интенсивного развитияВ Калужской области состоялось Всероссийское совещание «Инновационным технологиям – современную технику».

Модель интенсивного развитияВ Калужской области состоялось Всероссийское совещание «Инновационным технологиям – современную технику». В нем приняли участие руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, представители федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, предприятий – производителей дорожной техники, а также ведущих отечественных дорожных организаций. Главная тема разговора – перспективы модернизации и инновационного развития дорожного хозяйства страны.
Важность государственных инициатив в сфере модернизации дорожного хозяйства, а также высокую степень влияния состояния дорог и современной инфраструктуры на уровень экономического развития субъектов РФ отметил губернатор области Анатолий Артамонов. По его словам, пропускная способность многих автомагистралей, проходящих по территории области, не соответствует возросшей интенсивности движения. Это касается и федеральной трассы М–3 «Украина», по которой в сутки проходят более 40 тыс. автомобилей. А с выходом на проектную мощность автозавода «Пежо–Ситроен–Мицубиси» (именно по этой дороге везут его продукцию) движение по ней еще более осложнится. Выход из положения – реконструкция трассы. ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» предусматривает модернизацию участка магистрали с 172 по 194 км. Важно начать проектно–изыскательские работы и по другому участку – 194–250 км.
С учетом того, что в перспективе автомагистраль «Украина» станет платной, возрастает роль и другой автодороги – А–101 Москва – Малоярославец – Рославль, которая станет альтернативой М–3. Ее тоже надо приводить в порядок, как и большинство территориальных и местных дорог, подчеркнул губернатор. В областном бюджете текущего года на ремонт и содержание дорог предусмотрены 1 млрд 750 млн рублей. Но потребность в денежных средствах – в 10 раз больше. Так вот, в условиях острой нехватки финансовых ресурсов возрастает роль использования современных технологий в дорожном хозяйстве, считает Анатолий Артамонов. Именно они позволят строить дороги качественно и достаточно дешево.
Дорожная отрасль области объединяет десятки организаций, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и содержанием автодорог. Сложность инженерно–технических задач требует их технического переоснащения. Но чтобы подрядчику было выгодно применять передовые технологии в строительстве и эксплуатации автодорог, нужны определенные стимулы. По мнению губернатора, они появятся при заключении долгосрочных договоров на выполнение дорожных работ.
Руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин подчеркнул, что нынешнее совещание, которое Росавтодор проводит вместе с ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК), открывает новую страницу в технической политике дорожной отрасли. «Сегодня мы переходим к модели интенсивного развития дорожно–транспортной системы на основе инновационных технологий и переоснащения дорожных предприятий современной техникой, – сказал Анатолий Чабунин. – Для этого будут использованы наиболее эффективные финансовые механизмы». ГТЛК специально были выделены бюджетные средства, чтобы дорожная отрасль могла перевооружиться.
Что касается долгосрочных договоров, то переход на трехгодичные контракты содержания федеральных автомагистралей уже осуществлен. Следующий этап – шестилетние контракты. Это серьезная основа для перевооружения отрасли, отметил руководитель Росавтодора. Ведь имея договор на несколько лет, дорожному предприятию легче планировать свою деятельность и к покупке техники оно будет относиться с учетом перспективного фронта работ.
А как сейчас обстоят дела у дорожных организаций с обеспечением техникой? По словам начальника управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора Игоря Астахова, в прошлом году у предприятий, выполняющих работы по содержанию дорог федерального значения, имелось в наличии 14 875 ед. дорожно–эксплуатационных машин (с учетом арендованных), что составляло только 74% от нормативной потребности. Кроме того, более 5 тыс. ед. уже отработали нормативный срок службы и подлежат списанию, а почти 2,5 тыс. ед. имеют предельный или близкий к нему уровень износа (свыше 70%) и должны быть списаны в ближайшие два года.
Словом, технический парк предприятий надо обновлять. Ведь взаимосвязь технической оснащенности подрядчика с качеством и сроками выполнения работ очевидна так же, как и разница между затратами, которые несет предприятие при эксплуатации новой, не требующей ремонта современной экономичной техники, и издержками на поддержание в работоспособном состоянии машин, отслуживших свой век. Кроме бесспорных экономических преимуществ, техническое обновление напрямую связано с безопасным состоянием автодорог. В случае, если на линию выходит машина, отработавшая свой ресурс, гарантии качественного и оперативного выполнения работ снижаются. А срыв задания – это потенциальное дорожно–транспортное происшествие, которое может привести к гибели людей. И, наконец, техническое перевооружение – это репутация и конкретного дорожного предприятия, и отрасли в целом.
В последнее время предприняты заметные шаги, стимулирующие техническое обновление отрасли. По инициативе Минтранса России и Росавтодора Правительство РФ приняло решение об использовании лизингового механизма для переоснащения дорожного хозяйства в условиях дефицита финансирования. В 2009 году для решения этих задач в уставной капитал ГТЛК было выделено 10 млрд руб. Основными условиями использования средств стали минимизация лизинговых платежей и приобретение только российской техники, рассказал генеральный директор ОАО «ГТЛК» Виталий Садыков.
Поставка дорожной техники на льготных лизинговых условиях началась в августе 2009 года, за прошедшее время от предприятий, обслуживающих автодороги федерального значения, было получено заявок на сумму более 4,8 млрд руб., а от предприятий, обслуживающих территориальные дороги, – около 3 млрд руб. На сегодняшний день авансовые платежи по планируемым поставкам техники составляют более 5,8 млрд руб. Но значительная часть заявок (на сумму около 3 млрд руб.) в начале текущего года была отозвана. Тревожный симптом!
Среди основных причин отказа руководитель ГТЛК называет недостаточное финансирование работ по ремонту и содержанию автодорог, а также решение предприятий приобрести импортную технику из–за низких потребительских свойств отечественной. В настоящее время менее 10% территориальных и около 3% муниципальных предприятий участвуют в программе обновления дорожных машин. Если качество и сервисное обслуживание отечественной техники кардинально не будут улучшены, делает вывод Виталий Садыков, ее активное вытеснение с рынка продолжится. Между прочим, многие дорожные организации сегодня воспринимают ГТЛК как представителя производителей и поставщиков техники. И по всем вопросам, включая выявление брака и даже конструктивных недостатков, обращаются в компанию. С учетом этого в ГТЛК организовали спецподразделение – дирекцию по инновациям, которая будет аккумулировать такие вопросы, анализировать их и совместно с предприятиями, производящими дорожную технику, принимать решения по совершенствованию ее конструкции, улучшению потребительских свойств. Наиболее востребованными сегодня являются комбинированные дорожные машины.
Можно ли ускорить внедрение новых материалов и технологий в дорожной отрасли? По мнению заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Николая Быстрова, более короткий путь, в отличие от традиционного, дает использование стандартов организаций, узаконенных ФЗ № 184 «О техническом регулировании» несколько лет назад. Сейчас Росавтодор готовит к изданию новую версию одного из ключевых документов – «Рекомендации по планированию, внедрению, применению инноваций в дорожном хозяйстве». В нем отражена вся цепочка действий от разработки инновационного решения, его технического проектирования до апробации и мониторинга результатов внедрения. Важно на начальных этапах постараться отсеять неперспективные решения и максимально быстро внедрить новшества, сулящие результат, поясняет Николай Быстров.
По его мнению, до сих пор одним из наиболее слабых звеньев в этой цепочке был мониторинг в ходе эксплуатации. В жизни получалось так: внедрялось какое–то техническое решение на том или ином объекте, а после его сдачи в эксплуатацию денег на дальнейшие наблюдения не оставалось. И вместо обсуждения конкретных технических параметров, результатов измерений все сводилось к подведению итогов в устной форме. Поэтому надо укрепить это слабое звено, обеспечив постоянный инструментальный мониторинг каждого инновационного решения, используемого на дорожных объектах. На это будет нацелена и деятельность ФГУ «Росдортехнология», которому поручено в ходе плановых проверок отслеживать состояние тех участков дорог, на которых применялись те или иные инновации.
И еще. Минтранс России и Росавтодор приняли решение о переориентации ФГУ «Дороги России» на работу, связанную с внедрением инноваций. Это позволит, считают в Федеральном дорожном агентстве, принципиально улучшить работу в этом направлении, обеспечив системный анализ результатов внедрения.

Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»


просмотры:

296

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться