Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, направленный на развитие транспортной инфраструктуры районов Крайнего Севера в рамках государственно–частного партнерства.
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 37 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесен Минтрансом России.
Значительная часть населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей проживает в отдаленных и труднодоступных местностях, не имея доступа к сети автомобильных дорог общего пользования. В сложившихся условиях создание автомобильных дорог общего пользования до большинства отдаленных и труднодоступных поселений не представляется возможным даже в долгосрочном периоде по причине высокой стоимости их строительства и эксплуатации («северные издержки»).
Приоритетной формой реализации инвестиционных проектов в транспортной сфере может быть государственно–частное партнерство.
Улучшить существующий уровень транспортной доступности в районах Крайнего Севера может строительство автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений с привлечением частных инвестиций с последующим использованием их на платной основе.
Однако Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257–ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены требования об обязательном обеспечении возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования при принятии решения об использовании автодороги или участка автодороги на платной основе.
Эти ограничения приводят к невозможности использования механизмов ГЧП для обеспечения автомобильными дорогами отдаленных и труднодоступных местностей. Законопроектом предлагается снять это ограничение для районов Крайнего Севера.
Дополнительно в целях обеспечения интересов населения предлагается включить в Федеральный закон № 257–ФЗ положение, предусматривающее бесплатный проезд легковых автомобилей и рейсовых автобусов по платным автомобильным дорогам (их участкам), которые не имеют альтернативного проезда.
Цель предлагаемой законопроектом отмены обязательного обеспечения возможности альтернативного проезда в районах Крайнего Севера – решить проблему привлечения частных инвестиций для ускоренного развития транспортной инфраструктуры таких районов.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании правительства 13 сентября 2018 года.