Правительство РФ внесло в Госдуму законопроекты об изменениях в правовом регулировании ответственности за нарушение правил дорожного движения.
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в статьи 264 и 2641 Уголовного кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект 1) и «О внесении изменения в статью 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разработаны МВД России во исполнение постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25 апреля 2018 года № 17–П «По делу о проверке конституционности пункта 2 примечаний к статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ивановского областного суда».
Конституционный суд постановил признать пункт 2 примечаний к статье 264 Уголовного кодекса не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования он ставит лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе в состоянии опьянения, если оно совершило нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности предусмотренные статьей 264 Уголовного кодекса тяжкие последствия, и скрылось с места дорожно–транспортного происшествия, в преимущественное положение – с точки зрения последствий своего поведения – по сравнению с лицами, указанными в пункте 2 примечаний к этой статье, то есть управлявшими транспортными средствами и оставшимися на месте дорожно–транспортного происшествия, в отношении которых факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ надлежащим образом установлен либо которые не выполнили законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
В настоящее время оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно–транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до 15 суток (часть 2 статьи 12.27 КоАП).
Действующей редакцией статьи 264 Уголовного кодекса установлена ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. При этом частями второй, четвертой и шестой этой статьи предусмотрена усиленная уголовная ответственность за нарушения, совершенные лицом в состоянии алкогольного опьянения.
Таким образом, лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями второй, четвертой или шестой статьи 264 Уголовного кодекса, и скрывшееся с места ДТП, несет менее строгую уголовную ответственность (по частям первой, третьей или пятой статьи 264 Уголовного кодекса соответственно), поскольку возможность установить факт употребления этим лицом вызывающих опьянение веществ посредством медицинского освидетельствования по прошествии времени утрачена. (Факт употребления вызывающих опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством об административных правонарушениях.)
В связи с этим законопроектом 1 предлагается внести изменения в части вторую, четвертую и шестую статьи 264 Уголовного кодекса, усиливающие ответственность лица, управлявшего транспортным средством и нарушившего ПДД или правила эксплуатации транспортных средств, при условии наступления тяжких последствий, если это лицо скрылось с места совершения противоправного деяния.
Это позволит устранить пробел в уголовно–правовом регулировании и создать равные условия в уголовном преследовании лица, скрывшегося с места совершения ДТП, в отношении которого возможность подтвердить состояние опьянения на момент совершения преступления утрачена, и лица, управлявшего транспортным средством в таком состоянии, оставшегося на месте ДТП.
С учетом введения нового квалифицирующего признака предлагается также внести уточняющие изменения в статью 2641 Уголовного кодекса «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию» с целью исключения ее расширительного применения.
В целях исключения конкуренции норм в случае принятия предлагаемых законопроектом 1 изменений уголовного законодательства законопроектом вторую предлагается внести корреспондирующие изменения в часть 2 статьи 12.27 «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно–транспортным происшествием» КоАП.
Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Правительства 25 октября 2018 года.