Как обеспечить его в условиях нестабильного рынка?
Топливный вопрос, точнее резкий рост цен на такие традиционные виды, как бензин и дизель – проблема, которую государственному регулятору пока удается решать. Во всяком случае до начала нового года цены на бензин основные трейдеры пообещали не поднимать. А что будет в 2019 году? Транспортное сообщество прекрасно понимает, что в условиях рынка, да еще и при новой ставке НДС, рост цен на топливо неизбежен. Сдерживающим фактором, причем рыночным фактором, который позволил бы стабилизировать цены, может быть только конкуренция на рынке топлива. А обеспечить ее могут только альтернативные виды топлива. Отметим, что это мировая тенденция: расклад сил к 2050 году должен сместиться в сторону альтернативных видов топлива. Если сейчас доля топлива из нефти составляет 60–70%, то в перспективе она должна снизиться до 40% в пользу газомоторного топлива и использования электроэнергии.
Перспективы развития и внедрения альтернативных видов топлива в транспортном комплексе стали предметом обсуждения на «круглом столе», который прошел в рамках Транспортной недели – 2018. В дискуссии приняли участие представители профильных министерств – Минтранса, Мин-
энерго, Минпромторга, а также специалисты ГК «Автодор», Газпрома, производители автотехники. Такой представительный круг участников объясняется сложностью проблемы: для того, чтобы альтернативное топливо стало реальностью, необходимо не только его вырабатывать в промышленных масштабах, но и наладить выпуск специальных транспортных средств, а самое главное – создать соответствующую инфраструктуру на автодорогах.
Переход на более экологичное альтернативное топливо для автотранспорта актуален в настоящее время как никогда – в больших городах его доля в выбросах в атмосферу доходит до 90%, несмотря на повышение качества бензина (Евро–5 и Евро–6). Вот почему в своем выступлении первый заместитель министра транспорта РФ Иннокентий Алафинов отметил развитие экологически чистых альтернативных бензину и дизелю видов моторного топлива как одно из основных направлений работы.
«В связи с увеличением числа транспортных средств и растущим влиянием автотранспорта на экологию мы должны все большее внимание уделять развитию автомобилей, работающих на альтернативных источниках топлива: газомоторном и электроэнергии. Сегодня большая часть общего выброса вредных веществ приходится на традиционные автомашины. При этом владельцы электромобилей и авто, работающих на газомоторном топливе, уже сейчас формируют заметный спрос на новую дорожную, в том числе заправочную, инфраструктуру, – отметил первый заместитель министра. – В данный момент в России порядка 96% автопарка работают на традиционных источниках топлива и только оставшиеся 4% передвигаются за счет сжиженного газа, метана и электричества. Однако при этом 50% автопарка приходятся на автомобили старше 10 лет. В ближайшее время они так или иначе выработают свой ресурс и их все равно придется менять. Мы прогнозируем, что к 2030 году отечественный автопарк увеличится в 1,8 раза. В том числе произойдет и значительный рост количества автомобилей, использующих в качестве топлива в первую очередь газомоторное топливо и электроэнергию», – заключил Иннокентий Алафинов.
По мнению заместителя министра энергетики РФ Антона Инюцына, развитие рынка газомоторного топлива (ГМТ) имеет огромное значение для нашей страны, которая обладает необходимыми запасами природного газа на сотни лет. При этом стоимость газомоторного топлива примерно в три раза ниже, чем бензина или дизтоплива.
Мировой парк автотранспорта на метане, по экспертным оценкам, составляет сейчас около 25 миллионов единиц, их заправку обеспечивают не менее 31 тысячи автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и заправок на сжиженном природном газе (криоАЗС). Больше всего такого транспорта и, соответственно, газовых заправок сосредоточено в Китае, Индии, Бразилии, Аргентине, Италии, Германии и других странах. Но не в России.
Какой сценарий развития рынка у нас в этой области возможен? По мнению энергетиков, для этого прежде всего необходимо субсидирование строительства АГНКС и криоАЗС для опережающего развития газозаправочной сети и создания региональных кластеров рынка газомоторного топлива, а также обеспечения газовыми заправками крупнейших транспортных коридоров. Необходимо поддерживать отечественных производителей газомоторной техники для увеличения производства и расширения модельного ряда, в том числе техники на СПГ, повышать требования к государственным и муниципальным закупкам транспортных средств; привести требования безопасности к международным нормам для ускоренного развития газозаправочной инфраструктуры; пропагандировать природный газ в качестве моторного топлива.
В триаде «топливо–транспортное средство–инфраструктура» при внедрении альтернативных видов топлива самыми острыми являются инфраструктурные ограничения. О планах по развитию газозаправочной инфраструктуры рассказал председатель правления ГК «Автодор» Сергей Кельбах. Речь идет о Концепции комплексного размещения многофункциональных зон (МФЗ) вдоль российского участка МТМ «Европа – Западный Китай», совместном проекте ГК «Автодор» и ООО «ГазпромГМТ».
Основные принципы создания МФЗ:
– централизованное планирование размещения МФЗ на основе маркетинговых исследований;
– оптимальное расстояние для пользователя;
– максимальный контроль соблюдения требований к составу и качеству услуг МФЗ;
– прибыльность деятельности по развитию МФЗ для ГК «Автодор».
Для определения потребности в объектах дорожного сервиса государственная компания регулярно проводит мониторинг состояния объектов дорожного сервиса.
С 2010 по 2017 гг. Государственной компанией уже построены 46 многофункциональных зон дорожного сервиса, в том числе:
– 34 – на автомобильной дороге М–4 «Дон»,
– 9 – на автомобильной дороге М–1 «Беларусь»,
– 3 – на автомобильной дороге М–3 «Украина».
МТМ «Европа–Западный Китай» – маршрут, значение которого для транспортного комплекса, равно как и для экономики России, трудно переоценить. Помимо АЗС с традиционным топливом (бензин, дизель) предусмотрено строительство 14 криоАЗС на российском участке коридора. Для того чтобы обеспечить потребность в СПГ, планируется строительство 6 их комплексов. В таблице представлены сбытовая и производственная инфраструктура российского участка МТМ «Европа – Западный Китай».
Подводя итог, можно сказать, что доля альтернативного топлива в перспективном топливном балансе будет увеличиваться. К этому подталкивают возросшие экологические требования, растущие цены на традиционное топливо, необходимость гармонизации отечественных стандартов с международными. И если, по словам представителя Минэнерго, к 40–50 годам текущего столетия в развитых странах перестанут выпускать машины с бензиновыми двигателями, то Россия должна быть готова к такому варианту развития событий.
Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»,
кандидат экономических наук
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.