Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

То, чего не могут другие

Какие профессиональные возможности открываются перед студентами МГТУ ГА?

Московский государственный технический университет гражданской авиации был основан в 1971 году. Тогда приказом министра гражданской авиации Бориса Бугаева предписывалось: создать на базе филиала Киевского института инженеров гражданской авиации Московский институт инженеров гражданской авиации, который включил бы в себя 3 факультета и 12 кафедр.
Работа закипела быстро. Уже в первый год своего существования здание вуза объединило под своей крышей 2503 студента, 220 из которых обучались на дневном, а 2283 – на заочном отделении. В число 77 штатных преподавателей вошли 7 докторов и 34 кандидата наук, 8 профессоров и 29 доцентов. Уже через 10 лет институт выпустил 3890 инженеров, 80 аспирантов, 22 преподавателя стали кандидатами наук, 50 – получили звание доцента, а 14 – профессора.
Важно отметить, что научно–исследовательской работе МИИГА с первого дня существования вуза уделялось особое внимание. Министерство гражданской авиации утвердило главные направления научных исследований, которые имели одну основную цель – решение острых и актуальных на тот момент отраслевых проблем.
За более чем 45 лет своего существования МИИГА из филиала Киевского института инженеров гражданской авиации превратился в самостоятельный вуз, который теперь носит гордое звание государственного университета. К слову, основная цель образовательного учреждения не изменилась – студенты, выпускники и сотрудники института все так же усердно трудятся над решением проблем, возникающих в отрасли, участвуют в ее планомерном развитии.
Несмотря на то, что университет регулярно попадает в список эффективных вузов, не все знают о том, что МГТУ ГА – единственный технический университет в стране, который осуществляет фундаментальную подготовку технических специалистов и инженеров в области эксплуатации авиационной техники. Сейчас в университете готовят кадры по управлению воздушным движением и логистике воздушных перевозок, обучают основам экономики и информационной безопасности телекоммуникационных систем.
Эти знания прежде всего полезны студентам, будущим и нынешним, ведь каждый из них должен знать, какие профес-
сиональные возможности могут открыться перед ними.

Механик – всему голова

Кто способен обеспечить плавность полета? Разумеется, квалифицированный механик. Специалистов этого отраслевого звена готовят на механическом факультете, который объединил 6 кафедр. Половина из них была образована в 1971 году, то есть функционируют они с первого дня работы университета. Но развитие факультета не останавливается: последняя кафедра была введена не так давно – в 2014 году.
На кафедрах «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и авиационных двигателей», «Аэродинамика, конструкция и прочность летательных аппаратов», «Двигатели летательных аппаратов», «Авиатопливообеспечение и ремонт летательных аппаратов», «Безопасность полетов и жизнедеятельности» и «Техническая механика и инженерная графика» существуют три ступени образования. После четырех с половиной лет обучения студент получает звание бакалавра–инженера, отучившись еще полтора года – магистра.
Поскольку подготовка специалистов на факультете осуществляется с учетом международных требований ИКАО, выпускник МГТУ ГА получает возможность работать не только в России, но и за рубежом. В частности, ограничений по занимаемым должностям тоже нет. Бывший студент университета без труда может работать в организациях, отвечающих за техническое обслуживание воздушного судна, ремонт авиационной техники, на авиа-
ционно–производственных предприятиях, в сфере авиатопливообеспечения и организациях, связанных с поставками горючего в аэропорты. По данным вуза, большинство выпускников механического факультета работают в ЗАО «ТЗК Шереметьево», ЗАО «Домодедово Фьюэл Фасилитис» и ЗАО «АЗК» (Внуково).
Отдельное внимание преподавателями вуза уделяется безопасности. В рамках механического факультета они занимаются подготовкой специалистов по направлениям: безопасность полетов, авиационная безопасность и экологическая и производственная безопасность. В перечне основных профессиональных задач выпускника вуза – защита окружающей среды от пагубного влияния человека, а также обеспечение безопасности самого человека при соприкосновении с отраслью. Выпускник становится уникальным специалистом, выбор которого не ограничивается одним местом работы. Он может работать как в самом аэропорте, так и за его пределами, участвуя в разработке и тестировании любой новой техники и технического оборудования. В период обучения преподавателями преследуется важная цель – научить будущего инженера по безопасности налаживать взаимодействие техники и человека на производстве.

Покоряя небо

На факультете «Авиационные системы и комплексы» (ФАСК) готовят тех, кто будет заниматься непосредственной эксплуатацией авиационных электросистем и пилотажно–навигационных комплексов. По окончании МГТУ ГА у студента факультета есть возможность получить квалификацию бакалавра – отучившись 4 года и 6 месяцев, магистра – дополнительно еще 1 год и 6 месяцев, или специалиста – после 5 лет и 6 месяцев студент получит квалификацию «инженер».
В зависимости от срока обучения выпускники Московского государственного технического университета гражданской авиации и кафедры ФАСК могут заниматься технической эксплуатацией и обслуживанием бортовых систем электроснабжения, электрифицированного оборудования воздушных судов, вычислительных устройств и систем отображения информации и бортовых средств регистрации полетных данных. В частности, в список профессио-
нальных компетенций входят организация, выполнение и обеспечение воздушных перевозок и авиационных работ, работа с радиолокационной и радионавигационной системой, автоматизированными системами управления воздушным движением.
По словам представителей вуза, у студентов, обучающихся на кафедре «Авиационные системы и комплексы», есть важные конкурентные преимущества. В основном это широкий набор профессиональных компетенций: от уверенного владения навыками применения современных технических и программных средств для решения задач технической эксплуатации до возможности работать в научных организациях, учебных заведениях и на производственных предприятиях других ведомств.
Впечатляет также и список организаций, в которых на данный момент работают выпускники МГТУ ГА. Среди них особенно часто встречаются ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», международные аэропорты Шереметьево, Домодедово и Внуково, а также авиакомпании Аэрофлот, Сибирь, Трансаэро.

Информационная безопасность

Факультет «Прикладная математика и вычислительная техника» (ФПМВТ) уже несколько лет не теряет популярность среди абитуриентов. Причина этому проста: на факультете открыты три основных направления подготовки – «Информатика и вычислительная техника», «Прикладная математика» и главное направление в контексте обсуждения уровня популярности структурного подразделения университета – «Информационная безопасность телекоммуникационных систем». Дело в том, что последнее направление тесно связано с выполнением приоритетных задач по обеспечению национальной безопасности и модернизации технологического развития российской экономики. По словам самих студентов, обучаться на столь современном и актуальном направлении не только интересно, но и наиболее целесообразно. По их мнению, именно знание моделей работы информационных технологий и их качественное обслуживание займут лидирующие позиции среди обязательных профессиональных компетенций успешного специалиста.
На кафедрах ФПМВТ, как и на большинстве других в МГТУ ГА, студент может освоить четыре квалификационных ступени: бакалавр, магистр, аспирант и специалист по защите информации. Помимо изучения электронно–вычислительных машин и систем автоматизированного проектирования студенты факультета изучают автоматизированные системы обработки информации, учатся оценивать риски нарушения информационной безопасности и определять требования к ее защите, а также проектируют защитные телекоммуникационные системы и формируют стратегии управления ею.
Высокий уровень подготовки студентов факультета «Прикладная математика и вычислительная техника» способствует тому, что из года в год выпускники МГТУ ГА остаются востребованными специалистами в структурах государственной власти. Среди наиболее частых мест трудоустройства – Федеральная служба охраны РФ и Федеральная служба безопасности РФ, крупные банки, предприятия и компания сектора гражданской авиации.

Гуманитарная помощь

Разумеется, не все абитуриенты хотят идти на технические специальности. Возникает вопрос: а готовят ли в Московском государственном техническом университете специалистов гуманитарного толка?
Широкий спектр таких специальностей представлен на факультете «Управление на воздушном транспорте» (ФУВТ). Среди 4 выпускающих кафедр на факультете есть как минимум три, которые можно смело отнести к области гуманитарных наук. На факультете готовят специалистов в области менеджмента, организации бизнес–процессов на воздушном транспорте, рекламы и связи с общественностью.
В зависимости от выбранного студентом направления подготовки ему предстоит освоить такие дисциплины как: «Эстетика рекламы», «Психология и педагогика», «Транспортная психология», «Конфликтология», «История отечественной журналистики», «Основы логистики» и «Ответственность и риски при организации перево-
зок». По словам представителей кафедры, перечисленные дисциплины помогают студентам в полной мере освоить необходимые профессиональные умения и развить навыки работы как в отраслевых организациях, так и в других видах деятельности.
В список основных задач выпускников кафедры входят технологическое и организационное обеспечение авиационных перевозок, реализация PR–технологий в экономической, политической области и сфере гражданской авиации. Помимо этого специалисты, окончившие ФУВТ, занимаются развитием креативных способностей и профессиональных умений в управлении общественным мнением, решают различные творческие задачи в процессе освоения журналистского мастерства.
По словам преподавателей факультета, полученные выпускниками навыки помогут им устроиться на работу в пресс–службы авиакомпаний и аэропортов, в рекламные агентства, даже на окружные и отраслевые телеканалы.

Существенное отличие

В структуре МГТУ ГА существует учебно–тренажерный центр (УТЦ), на базе которого проходят все необходимые практические, лабораторные занятия, учебные практики на современных процедурных тренажерах воздушных судов и диспетчерских тренажерах. Это неоспоримое преимущество как для университета (не у каждого вуза есть возможность предоставлять практику студентам там же, где проходит сам процесс обучения), так и для самих студентов. Практически не отходя от парты, будущий специалист может получить необходимые навыки.
Так, среди основных инструментов оттачивания мастерства представлен тренажер–имитатор кабины MFTD, который предназначен для обучения техническому обслуживанию и пилотированию по правилам полета по приборам воздушного судна Airbus A320. Программное обеспечение тренажера позволяет с рабочего места инструктора имитировать около 150 отказов и отклонений параметров в процессе работы воздушного судна. В частности, среди тренажеров представлены имитации кабины судна Airbus А330 и Boeing 737NG.

Фундамент знаний

МГТУ ГА – один из ведущих транспортных вузов страны. С этим трудно поспорить. Однако справедливости ради стоит сказать о том, что любой университет не может до конца подготовить полноценного, готового к работе с первого дня выпуска специалиста.
Дело в том, что многие направления подготовки подразу-
мевают получение студентом общих специальных знаний, которые он в дальнейшем должен развить самостоятельно во время практики и работы непосредственно на предприятии. В частности, каждый аэропорт имеет свой внутренний рабочий регламент, свои корпоративные установки и правила. В вузе этому научиться невозможно и, попадая на свое первое рабочее место, выпускник может с огорчением подумать, что образование получено им зря. Но все же это глубокое заблуждение.
МГТУ ГА – это университет, дающий фундамент знаний, осуществляющий базовую подготовку. Если речь идет о работе в гражданской авиации – лучше вуза найти не удастся. Поэтому студенту, как нынешнему, так и будущему, крайне важно знать о деятельности кафедр университета и понимать, что это процесс двусторонний. При грамотном заложении фундамента, качество которого Московский государственный технический университет гражданской авиации может гарантировать, дальнейшая работа самого студента над собой и профессиональными навыками будет облегчена, но отнюдь не закончена.

Елизавета КАРПОВА,
обозреватель «ТР»

Фото Ольги ШВЕЙЦЕР


просмотры:

788

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
Онлайн казино casino x - приглашает в мир азарта.