Арктика: настоящее и будущее транспортной системы.
Арктика – это национальное достояние нашей страны и огромный ресурсный потенциал. На этой территории создается 15% ВВП, обеспечивается около четверти экспорта России, и сегодня все более остро встает вопрос о правовом регулировании Арктической зоны РФ. Как учесть интересы всех участников социально–экономических процессов АЗ РФ, обсуждалось на VIII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее».
СМП – кровеносный сосуд Арктики
Законопроект «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» принят 4 декабря 2018 г. Госдумой РФ в первом чтении, накануне проведения форума. Документ регламентирует деятельность опорных зон, основными задачами которых являются освоение минерально–сырьевых центров в Арктике, привлечение инвестиций и развитие Северного морского пути. Стоит отметить, что это уже четвертая редакция законопроекта, предложенная Минфином. «Мы хотим, чтобы законопроект о развитии Арктической зоны был максимально проработан и учитывал интересы всех тех, кто заинтересован в сильной российской Арктике», – заявила первый заместитель председателя Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко. Публичный обмен мнениями на эту тему задал тон всей дискуссионной программе форума.
Освоение Российской Арктики напрямую связано с увеличением грузооборота по Северному морскому пути. В майских указах Президента РФ поставлена задача увеличить грузопоток по СМП до 80 млн т к 2024 году. И вопросы тематической панельной сессии, связанные с достижением целевых показателей по СМП, стали, пожалуй, самыми остро обсуждаемыми. Без преувеличения можно сказать, что сегодня объем перевозок по СМП увеличивается рекордными темпами. В 2017 году суммарный грузопоток составил 10,7 млн т и превысил рекорд 1987 года (тогда была достигнута цифра в 6,6 млн т). К концу 2018 года показатель достиг отметки порядка 18 млн т.
«Операторы логистических проектов однозначно сделали ставку на экспорт своей продукции по Северному морскому пути, – заявил начальник управления развития СМП и прибрежных территорий ГК «Росатом» Максим Кулинко. Эксперт отметил, что в 2019 году ожидаемый грузооборот составит порядка 29 млн т. «Из чего он сложится? – продолжил докладчик. – Из 18 млн т СПГ на базе месторождений Ямала и Гыдана, 8,5 млн т сырой нефти Новопортовского месторождения и 1,5 млн т норильского никеля. Но чтобы выдержать все целевые показатели, важно сформировать мощную ледокольную группировку».
Сегодня в состав атомного ледокольного флота входят: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. л. с. («Ямал», «50 лет Победы»), два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тыс. л. с. («Таймыр», «Вайгач»). Самый молодой – «50 лет Победы» – исчерпает свой ресурс к 2039 году. На смену должны
прийти новые атомные ледоколы: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Они будут самыми большими и мощными (60 МВт) ледоколами в мире. Сейчас суда в разной стадии готовности. Самый первый из них – «Арктика» – намечено сдать в эксплуатацию в 2019 году. «Чтобы осуществлять круглогодичную навигацию по СМП, арктический ледокольный флот должен включать пять универсальных атомных ледоколов, три ледокола «Лидер» и четыре ледокола на газомоторном топливе. Уже принято решение о строительстве трех ледоколов «Лидер», – добавил Максим Кулинко.
«Арктика – уникальный регион с точки зрения транспорта, – отметил в своем докладе заместитель генерального директора по экономике и финансам ФГУП «Росморпорт» Яков Быков. – Это территория преобладания водного над всеми другими видами транспорта». На сегодняшний день в Арктической зоне России расположены 17 морских портов. В 2017 году грузооборот по ним составил более 73 млн т. Крупнейшим портом арктического побережья является Мурманск. В 2017 году через мурманский терминал перевалено более 51 млн т груза, что на 53% больше показателя предшествовавшего года. «С одной стороны, 73 млн т груза – это менее 10% от общего грузооборота морских портов РФ. С другой – рост грузооборота по сравнению с предыдущим периодом составил почти 50%. Этот показатель намного превосходит средний рост по перевалке в морских портах по стране в целом», – подчеркнул Яков Быков. Положительная динамика уже «перепрыгивает» прошлогодний показатель. За десять месяцев объем перевалки в морских арктических портах составил 71,2 млн т.
Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Юрий Цветков рассказал о проекте «Северный морской путь» в рамках утвержденного Правительством РФ Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Он отметил, что государством сформирован паспорт проекта, в котором прописаны сроки строительства инфраструктурных объектов СМП. Однако в законе о федеральном бюджете на 2019–2021 годы предусмотрено снижение финансирования проекта СМП на 24 млрд руб. Эти средства Минфин перераспределил на строительство двух атомных ледоколов ЛК–60, которые будут задействованы в восточном секторе Арктики.
В рамках проекта СМП государство должно расширить подходной канал к порту Сабетта и осуществить строительство подводных гидротехнических и ледозащитных сооружений, объектов, обеспечивающих безопасность мореплавания. «Уже сейчас количество судооборота в портовом терминале возросло, и навигационные условия становятся напряженными», – отметил замминистра. Однако Минфин заложил первые средства на проектирование только в 2020 году. Поэтому вопросы развития инфраструктуры СМП и безопасности мореплавания все еще предстоит прорабатывать.
Как сообщил руководитель ФГБУ «Морспасслужба» Андрей Хаустов, в настоящее время флот учреждения включает в себя 317 судов, из них 35 находятся в постоянной готовности. При этом он отметил, что в 2019 году планируется увеличить пункты базирования службы, и рассказал о проведении комплексных учений в Арктическом регионе.
Стоит отметить, что учреждение приобретает суда в том числе за счет внебюджетных средств. Так, в 2017 году Морспасслужба приобрела буксир–якорезаводчик «Умка». В этом году из внебюджетного фонда поступили три судна специального назначения – «Нарвал», «Сивуч» и «Отто Шмидт». «Поиском и спасением на СМП занимается уникальное аварийно–спасательное судно «Балтика», которое может ходить боком и прокладывать путь, – пояснил Юрий Цветков. – Королевская инженерная академия Великобритании признала его лучшим в своем классе по итогам 2014 года».
«Северный морской путь является кратчайшим путем между европейской частью России и Дальним Востоком, некоторые утверждают, что он является альтернативой Суэцкому каналу. Кратчайший путь не всегда самый быстрый и безопасный, и наличие льдов тому подтверждение», – отметил руководитель Росморречфлота. Увеличение трафика с опасными грузами влечет за собой и пополнение флота Морспасслужбы. «Мы ждем решения о строительстве дополнительных судов. Об этом было доложено Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву, он дал соответствующее поручение, и этот вопрос сейчас прорабатывается», – заявил глава Росморречфлота.
Из–за климатических изменений дрейфующего льда становится больше, увеличивается норма осадков, а движение возрастает. Так, интенсивность работы атомного ледокольного флота выросла. К примеру, в 2013 году занятость ледокольной группы составляла 209 суток, в прошлом году – 278 суток. При этом все более остро встает вопрос изучения новых маршрутов. «Крупнотоннажные суда идут по высокоширотным глубоководным маршрутам, севернее Новосибирских островов и далее по проливу Лонга. Там слабая картографическая изученность, – сказал Юрий Цветков. – Наша картографическая служба успешно осуществляет программу мероприятий по замерам. В год обеспечивает 37 тыс. приведенных километров. Всего с 2010 года исследованы 285 тыс. приведенных километров. За последние восемь лет созданы 2277 различных картографических материалов и 116 навигационных карт».
Начальник Северо–Западного управления Госморречнадзора Дмитрий Атлашкин отметил, что в 2016 году проведено 31 административное расследование, в результате были оштрафованы 28 должностных лиц. В 2017 году к административной ответственности привлечены 17 должностных лиц. На ноябрь 2018 года были проведены 12 административных расследований по фактам нарушений плавания в акватории СМП и оштрафованы восемь должностных лиц. «Явное снижение нарушений, и это все при росте грузооборота. Ситуация улучшается, в 2018 году аварийных случаев на трассе СМП не зарегистрировано», – констатировал Дмитрий Атлашкин.
На земле и в небе
Комплексное освоение Арктики должно развиваться во всех сферах транспортно–логистической системы. Так, во второй день форума прошло обсуждение тем, связанных с развитием авиационного и железнодорожного сообщения, а также автодорожной инфраструктуры Крайнего Севера.
На территории АЗ РФ расположены 39 аэропортов и 300 посадочных площадок. Развитие авиационных перевозок в макрорегионе требует устойчивости как в осуществлении регулярности и доступности рейсов, так и в более качественной наземной инфраструктуре. Проблем здесь, особенно у местных воздушных перевозчиков, не представляющих коммерческого интереса, накопилось предостаточно, однако этот тренд переломлен существенным финансированием. Обеспечение авиационной транспортной доступности в АЗ РФ реализуется по трем основным направлениям – субсидирование региональных и магистральных перевозок, реконструкция наземных объектов и поддержка лизинговых программ. «Если в 2015 году государство осуществляло поддержку по 28 маршрутам, то в этом году – по 34. Теперь приобретать льготные авиабилеты могут не только пенсионеры и студенты, но и многодетные семьи, причем круглогодично», – подчернул руководитель Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Илья Белавинцев.
В своем докладе он также отметил, что в рамках федеральной программы 15 аэропортов, расположенных в Арктической зоне, будут реконструированы: Норильск (Алыкель), Соловки, Мурманск, Архангельск (Талаги), Амдерма, Нарьян–Мар, Депутатский, Черский, Певек, Беринговский, Бухта Провидения, Залив Креста, Кепервеем, Лаврентия залив, Марково. На их реконструкцию направлено 37,7 млрд руб.
О развитии автодорожной инфраструктуры в Арктических регионах РФ рассказал главный инженер ФКУ Упрдор «Северо–Запад» Евгений Варов. Он отметил, что самый крупный проект – реконструкция федеральной трассы автодороги Р–21 «Кола» под Мурманском – завершится в октябре 2020 года. Проведение этих работ позволит полностью завершить реконструкцию объезда города Мурманска, повысить пропускную способность дороги. При этом министр транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Дмитрий Соснин заявил: «Если федеральная автодорога у нас соответствует нормативным требованиям, то с региональными дело хуже – только 35% из них находятся в нормативном состоянии». И добавил, что в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» к 2024 году будет приведено в нормативное состояние 55%, или 390 км
региональных автодорог».
Вопросы, связанные с эксплуатацией существующих и перспективных железнодорожных линий, были озвучены генеральным директором АО «Ямальская железнодорожная компания» Якобом Крафтом. Импульсом для экономического развития Арктики стал проект по строительству Северного широтного хода (Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево) общей протяженностью 707 км. Линия разгрузит и соединит Северную и Свердловскую железные дороги, а также обеспечит связь транспортной системы России через порт Сабетта с СМП. Якоб Крафт сообщил, что плановый объем перевозок по СШХ составит более 23 млн т в год. Железнодорожная магистраль призвана не просто обеспечить транспортную связанность Арктики, но и упрочить экономическое положение России в мире.
Безопасность – вопрос ключевой
На форуме состоялось также обсуждение вопросов, связанных с национальной безопасностью. Командующий Северным морским флотом Николай Евменов выступил с докладом «Актуальные проблемы обеспечения национальной безопасности в Арктическом регионе. Роль и место Северного морского флота».
С развитием современных добывающих технологий Российская Арктика становится все более осваиваемым и динамично развивающимся макрорегионом, закрепляя за собой статус одного из мировых лидеров по добыче углеводородов, мощного узла международных транспортных коммуникаций. «Приарктические государства, стремясь в кратчайшие сроки закрепить за собой зону национальной юрисдикции, приступили к разработке и практической реализации концепции обеспечения своих интересов в данном регионе, – рассказал командующий СМФ. – В настоящее время к ресурсам и транспортным коммуникациям Арктики пытаются получить доступ страны, которые не имеют выхода к приполярным регионам – Япония, Китай, Южная Корея, Индия и ряд европейских стран, а также государства южноамериканских стран, в частности, Бразилия».
Только в этом году в Арктической зоне проводились исследования ледоколами Южной Кореи, Швеции, Германии, США и Китая с научными экспедициями более чем из десяти стран. Это ясно показывает, насколько большое значение придается именно Арктическому региону в мировом сообществе.
Заинтересованность многих экономически развитых стран в исследовании и разработке природных месторождений арктического шельфа неизбежно приводит к возникновению противоречий, которые при определенных условиях могут привести к вызовам и угрозе национальным интересам РФ. Кроме того, остается актуальной проблема расширения иностранного военного присутствия в Арктическом регионе и наращивания разведывательной и учебно–боевой деятельности стран НАТО в Норвегии. Так, впервые за 25 лет в Норвежском море проводились крупнейшие учения объединенных вооруженных сил Североатлантического альянса.
Между Норвегией и Соединенными Штатами достигнуто соглашение о дислокации морской пехоты с увеличением численности с 350 до 700 человек, а также размещении эскадрильи базовой патрульной авиации «Посейдон» ВМС США. Расширяется и военная инфраструктура стран НАТО. Продолжаются установка в Великобритании радиоэхолокационного поста дальнего обнаружения, модернизация американской стационарной станции системы предупреждения ракетно–ядерных ударов на острове Гренландия, строительство в Северной Норвегии радиоэхолокацонной станции «Глобус III», модернизация аэродромов в Северной Норвегии, а также оснащение портовых терминалов для приема атомных подводных лодок ВМС США.
«Совершенствуется и качественный состав повседневного наряда сил разведки у северных границ РФ с привлечением нового разведочного корабля «Марьята», корабля военно–космической разведки ВВС Норвегии, а также самолетов базовой патрульной авиации «Посейдон» ВМС США, причем именно с норвежских авиабаз», – подчеркнул в своем докладе Николай Евменов. Впервые в этом году в Баренцевом море дважды привлекались стратегические разведывательные БЛА с итальянской авиабазы «Сигонелла», а также самолеты стратегической разведывательной авиации ВВС Великобритании. Таким образом, в ближайшей перспективе следует ожидать дальнейшего наращивания военного присутствия НАТО в Арктике. Россия рассматривает развитие и применение военных сил в Арктической зоне как возможную угрозу и разрабатывает план пресечения агрессивных действий со стороны иностранных государств».
В рамках реализации стратегии развития АЗ РФ начато строительство комплексных объектов на островах Северного Ледовитого океана. Продолжаются развитие аэродромной сети Арктической зоны и реконструкция аэропортов двойного назначения на архипелаге Новая Земля, Новосибирских островах и Земле Франца–Иосифа. Они станут всесезонными и будут принимать самолеты всех типов. Предусмотрена и реконструкция морских портов: Диксона, Тикси и Певека. Это позволит оперативно реагировать на угрозы безопасности мореплавания всей трассы СМП. Совместно с картографической службой флота систематически организуются экспедиции как в интересах обороны, так и для обеспечения морской деятельности РФ. На основании полученной информации формируются банки картографических данных. Значительная часть полученной информации легла в основу Национального атласа России. В этом году была подготовлена и успешно проведена комплексная экспедиция Северного флота на архипелаге Новая Земля. Экспедиционными отрядами выполнена рейдовая поисково–исследовательская операция. В ходе экспедиции был проведен ряд исследований и получен опыт практических действий на высоких полярных широтах.
«Особое значение для России имеет развитие равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. В рамках российско–норвежского соглашения о сотрудничестве Северный флот ежегодно принимает участие в учениях в Баренцевом море, в ходе них отрабатываются вопросы взаимодействия со спасательными службами Королевства Норвегия по поиску и спасанию терпящих бедствие на море, а также ликвидации экологического ущерба. Не могу не отметить работу экологического отряда флота по очистке арктических островов от технического мусора. Так, начиная с 2015 года только с острова Котельный были вывезены 2847 тонн металлолома и очищены 179 га земли. Отмечу также, что Северный флот обладает всем необходимым для выполнения задач по защите северных рубежей нашей с вами Родины. Поэтому, если говорить о национальной безопасности в Арктике, то Северный флот совместно с ФСБ и МЧС гарантированно обеспечивает эту безопасность.
Не секрет, что в свое время мы сделали шаг назад в освоении арктических территорий. Сейчас Россия активно осваивает Арктику, и мы возвращаемся – навсегда», – заключил Николай Евменов.
Елена ВИЛКОВА
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.