Госдума приняла в первом чтении три законопроекта, касающихся проведения технического осмотра транспортных средств, внесенные Правительством РФ.
Законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» направлен на усиление административной ответственности всех участников за нарушение процедуры технического осмотра транспортных средств.
Изменения, вносимые в КоАП, направлены на противодействие практике массового оформления диагностических карт без реального проведения процедуры технического осмотра транспортных средств.В целях усиления ответственности технических экспертов–операторов технического осмотра законопроектом предусмотрена возможность назначения дисквалификации в качестве административного наказания для данной категории лиц. Одновременно на них распространяется ответственность за оформление диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, а также ответственность за передачу в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра сведений о проведении технического осмотра транспортного средства, в отношении которого технический осмотр не проводился.
Законопроектом уточняется состав административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, а также повышен размер административного штрафа за совершение указанного правонарушения.
Также предусматривается введение административной ответственности за нарушение порядка ведения реестра операторов технического осмотра.
В целях усиления административной ответственности за совершение правонарушений в сфере технического осмотра транспортных средств законопроектом предусмотрено проведение административного расследования после выявления таких административных правонарушений, что обусловлено значительными временными затратами, требуемыми для установления личности правонарушителя и обстоятельств совершения правонарушений, предусмотренных статьей 14.4.1 КоАП в редакции законопроекта.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» также направлен на противодействие практике массового оформления диагностических карт без реального проведения процедуры технического осмотра транспортных средств и предусматривает введение фото– и видеофиксации процедуры технического осмотра транспортного средства, что позволит достоверно установить факт проведения технического осмотра.
Законопроектом вводится государственный контроль (надзор) за соблюдением операторами технического осмотра установленных требований к проведению технического осмотра транспортных средств. Предлагается разделить контроль за соблюдением операторами технического осмотра требований аккредитации, оставив его в компетенции РСА, и контроль за соблюдением установленных правил проведения технического осмотра, установив в этой части государственный надзор, который будет осуществляться МВД России.
РСА также будет обязан вести постоянное наблюдение за соблюдением операторами технического осмотра отдельных требований законодательства в области технического осмотра. В случае выявления нарушений, относящихся к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за проведением технического осмотра, на РСА возлагается обязанность информировать его о выявленных нарушениях.
Порядок осуществления такого наблюдения должен быть утвержден РСА по согласованию с Минтрансом России и Мин-
экономразвития России.
Диагностическая карта будет оформляться в виде электронного документа и подписываться квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего процедуру технического диагностирования транспортного средства.
Кроме того, устанавливаются требования к производственно–технической базе пункта технического осмотра.
Одновременно законопроект направлен на устранение внутренних противоречий в законодательстве о техническом осмотре транспортных средств и необоснованных административных барьеров.
Наконец, проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» предусматривает введение уголовной ответственности за осуществление деятельности по проведению технического осмотра без аккредитации оператора технического осмотра.
Срок вступления в силу всех трех законопроектов синхронизирован. По мнению разработчиков, представленные изменения будут способствовать обеспечению законопослушного поведения водителей при прохождении технического осмотра транспортных средств и положительно повлияют на обеспечение безопасности дорожного движения.
Документы подготовлены на основании поручений Президента РФ и Правительства РФ, анализа действующего законодательства и правоприменительной практики с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, Российского союза автостраховщиков (РСА) и представителей профессионального сообщества операторов технического осмотра.