Президент России Владимир Путин провел совещание с членами Правительства РФ
В КРЕМЛЕ
В рамках совещания министр транспорта РФ Евгений Дитрих проинформировал о мерах по субсидированию пригородных пассажирских перевозок.
По его словам, до реформирования железнодорожного транспорта, которое стартовало в 2001 году, пригород поддерживался за счет перекрестного субсидирования, за счет грузовых перево-
зок (сумма ежегодной поддержки достигала 40 млрд руб.), а после того, как эта задача по пригороду была передана регионам, ситуация начала стремительно ухудшаться. Регионы эти расходы не потянули, начали отменяться электрички, сниматься определенные маршруты, в большинстве регионов назрело серьезное социальное напряжение.
«На федеральном уровне была проведена огромная работа по исправлению этой ситуации, и сегодня мы видим достаточно позитивный результат, – отметил Евгений Дитрих. – Во–первых, ежегодно со стороны федерального центра субсидируются расходы, связанные с использованием железнодорожного пути. Ранее пригородные компании платили за это полным рублем, а сегодня установлен коэффициент 0,01 за использование железнодорожной инфраструктуры. В 2016 году было принято системное решение: действие этого коэффициента было продлено до 2030 года, что позволяет пригородным компаниям планировать свои расходы в «длинную».
По словам министра, сегодня действует поддержка со стороны регионов по удержанию тарифов ниже экономически обоснованного уровня, то есть, по сути, пассажир имеет возможность платить за билет меньше, чем тратит на перевозку пригородная пассажирская компания. Объем этого субсидирования со стороны регионов составляет ежегодно около 13,5 млрд руб., в текущем –15 млрд.
Кроме того, с 2016 года действует освобождение от НДС пригородных пассажирских перевозок. Это позволяет экономить пригородным компаниям порядка 10 млрд руб. ежегодно. То есть общий объем поддержки на всех уровнях сейчас исчисляется приблизительно 50 млрд руб. в год. Это позволило наконец снять напряжение. Сегодня из 25 пригородных пассажирских компаний только три убыточны, причем убыток не очень большой, остальные работают прибыльно, или с небольшой, или с достаточно серьезной прибылью.
Это дает возможность компаниям интенсивно обновлять подвижной состав. За прошлый год были куплены 580 новых вагонов, на будущий год дополнительно будут приобретены 650 вагонов. Для поездов «Ласточка» в прошлом году приобретены 180 вагонов, это позволило и открыть новые маршруты, и поддержать существующие, в особенности дальние. В прошлом году была пущена электричка в Иваново, которая позволила снизить время в пути вдвое, показала огромную востребованность этого направления скоростного движения для пассажиров.
«А сколько дополнительных поездов планируете летом запустить?» – поинтересовался президент.
«Количество новых поездов будет, я полагаю, 52–57 пар», – ответил Евгений Дитрих.
Владимир Путин считает, что этого мало. «Только одних льготников будет 54 миллиона региональных и 34 миллиона федеральных, и все на дачу поедут», – выразил озабоченность президент.
По его мнению, дополнительных поездов должно быть гораздо больше. И деньги для этого должны вовремя перечисляться.
Юрий ПАВЛОВ