Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Аргументы «за» и «против»

Аргументы «за» и «против»Участники совещания в Минтрансе обсудили вопросы формирования дорожных фондов.

Аргументы «за» и «против»За окном знойный июль. Календарь отсчитывает вторую половину года, и финансисты уже вплотную заняты формированием бюджета–2011. Поэтому вопрос о дорожных фондах (федеральном и региональных) приобретает все более настойчивое звучание. «Пора ставить точку и принимать решение», – торопят прагматики. Между тем мнения специалистов о том, как должен работать механизм наполнения фондов, расходятся. Ведомства смотрят на ситуацию каждое со своей колокольни. Регионы в целом идею формирования дорожных фондов поддерживают, хотя тревожатся, подсчитывая плюсы и минусы нововведения. Но плюсов, как ни крути, гораздо больше. Сейчас средств на содержание и ремонт территориальных дорог катастрофически не хватает, а схема финансирования, предложенная Министерством транспорта РФ, убедительна и сулит солидные поступления в целевые дорожные фонды. Значит, надо подводить черту. Что и сделали участники совещания в Минтрансе России после двухчасовой дискуссии.
Предложения по финансированию дорожного хозяйства и наполнению целевых фондов озвучил министр транспорта РФ Игорь Левитин. Наиболее приемлемо для их формирования введение дополнительного акциза на нефтепродукты. Специалисты подсчитали, что устойчивое финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог может быть достигнуто при увеличении ставок акцизов на топливо на три рубля с одного литра. И это при том, что транспортный налог будет отменен.
Правда, полную отмену транспортного налога одобряют не все регионы. Это чувствовалось по высказываниям на совещании представителей некоторых субъектов РФ. Они предлагали при увеличении ставок акцизов на ГСМ сохранить параллельно транспортный налог для автомобилей с мощностью двигателей более 150 лошадиных сил. Объясняется это, по–видимому, тем, что регионам (особенно крупным, где много машин) не хочется расставаться с определенной долей дохода.
Но у сторонников такого варианта нашлись противники. По их мнению, более мощный автомобиль и так потребляет больше бензина, за который владелец и заплатит. А вот ситуация, когда вводятся дополнительные акцизы на топливо и при этом для некоторых автомашин сохраняется транспортный налог, неправомерна («Нельзя быть наполовину беременной!»). Ничего это не даст, кроме социальной напряженности и дополнительной нагрузки на бюджеты. Да и народ вряд ли одобрит такой половинчатый шаг.
Не одобряют представители регионов и выделение в перспективе льготных категорий граждан, которым бензин отпускался бы по более низким ценам, чем остальным. Аргументы здесь такие: нетрудно представить, что тогда будет твориться на автозаправочных станциях. Найдутся те, кто станет искать лазейки, чтобы купить топливо по льготной цене. Появится возможность для злоупотреблений, коррупции. В то же время, по словам представителя Минздравсоцразвития, нужно обязательно учесть интересы малоимущих слоев населения, рассмотрев возможность компенсационных выплат из–за подорожавшего бензина (через субсидии в регионах) тем гражданам, у которых небольшой доход.
С другой стороны, в России есть и такие льготники, у которых высокая заслуженная пенсия (до 30 тыс. рублей), и они могут позволить себе заплатить за бензин, считает представитель Минздравсоцразвития. Впрочем, по прогнозу специалистов Минтранса, рост цен на ГСМ не будет слишком болезненным (всего 0,4–0,5%) и не обернется скачком тарифов на проезд в общественном транспорте (увеличение может составить не более рубля).
Вполне резонно замечание одного из участников совещания, предложившего при повышении ставок акцизов отталкиваться не от трех рублей, а вывести некую рыночную справедливую формулу взимания акциза в процентном отношении к стоимости топлива, которая будет действовать много лет независимо от инфляции.
Дискуссия выявила расхождение мнений участников совещания в вопросе повышения акцизов на дизельное топливо (предполагается их увеличить также на три рубля). Аргументы тех, кто против, вполне убедительны: рост цен на «дизельку» больнее ударит по социальной инфраструктуре, связанной с ЖКХ.
Очень тревожит перспектива удорожания дизельного топлива и представителя Минсельхоза. По его словам, большая часть сельхозтехники потребляет «дизельку», а комбайны и тракторы по дорогам практически не ездят. Поэтому в ведомстве прогнозируют сложности с финансированием весенне–полевых работ.
Рассмотреть возможность акциза на газовое топливо предложил участник совещания из Ярославской области. Доводы его вполне обоснованны: получается, что автомашины, работающие на сжиженном газе, акцизы не платят, хотя так же воздействуют на техническое состояние автодорог. Чем больше автомобиль ездит по дорогам, тем больший ущерб им наносит. И нет никакой разницы, работает ли он на бензине или рапсовом топливе. Значит, надо вводить акцизы на все виды топлива, включая альтернативные.
Отдельный вопрос – плата за проезд большегрузов свыше 12 тонн, которая в перспективе тоже будет поступать в дорожный фонд. Но технические возможности для сбора налогов с тяжеловесных фур, по признанию специалистов, появятся лишь года через три. До этого срока для таких видов автомобилей, по–видимому, транспортный налог будет сохранен в прежнем виде. Специалисты прогнозируют, что введение платы за проезд большегрузов может отра-зиться на ценах товаров первой необходимости, поскольку владельцы фур вслед за этим поднимут цены на перевозку, чтобы компенсировать свои потери.
Довольно критично оценил грядущее нововведение один из представителей перевозочного бизнеса. Вот его доводы. Предположим, что перевозчик за год проходит 100 тыс. км. Значит, для этого ему необходимо примерно 50 т топлива. Повышение акциза на 3 руб. увеличит его годовые затраты приблизительно на 150 тыс. руб. А транспортный налог на такие виды автомобилей сегодня составляет 15–18 тыс. руб. Выходит, издержки вырастут до 10 раз. Естественно, отыгрываться перевозчики будут на потребителях, что очень быстро разгонит инфляцию.
Сгустил краски представитель Минэнерго. По его словам, рост акцизов более ощутимо, чем прогнозируется, может сказаться на ценах на топливо. Литр 92–го бензина, по расчетам ведомства, будет стоить 28 руб., дизтоплива – 24. Это сделает нерентабельными все инвестиционные проекты в нефтепереработке. Дело тут в том, разъяснил чиновник Минэнерго, что в нашей стране объем производства моторного топлива и вообще всех нефтепродуктов примерно в два раза больше внутренней потребности. Поэтому на любом нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) примерно половина производимой продукции идет на экспорт. По логике Минэнерго, в случае повышения акцизов цена нефтепродуктов на НПЗ (без НДС и акцизных сборов) будет ниже экспортной альтернативы. И тогда реализация топлива на внутреннем рынке для компаний станет убыточной, заводы будут вынуждены большую его часть отправлять на экспорт. Как результат, внутри страны оно станет дефицитом.
Лукавство представителя Минэнерго раскусил участник совещания из Самарской области. Львиную долю доходов, напомнил он, нефтяные компании получают от экспорта нефти. Так вот, эти солидные средства надо эффективно использовать, в том числе на модернизацию устаревшего оборудования НПЗ. Но перераспределять доходы от экспортной нефти компании не хотят.
И все же, несмотря на ряд критических замечаний, в целом все регионы поддерживают идею формирования дорожных фондов. Их сомнения относительно распределения добавочных акцизов на топливо между центром и субъектами РФ развеял министр транспорта РФ Игорь Левитин. Средства от трехрублевого повышения акцизных ставок на топливо Минтранс предлагает разделить поровну между федеральным бюджетом и региональными. А уже из федеральной доли компенсировать регионам отмену транспортного налога.
Между прочим, включение налога в цену бензина – практика многих европейских стран, которые за счет этих финансов содержат и ремонтируют свои дороги, напомнил министр. И когда российские автомобилисты оплачивают на европейских АЗС стоимость бензина с дорожными акцизами, они тем самым поддерживают в хорошем состоянии автомагистрали Евросоюза. А вот иностранные перевозчики, проезжая транзитом по территории России, покупают бензин по цене, не учитывающей затраты на эксплуатацию нашей дорожной сети. Разве это справедливо?
В 2011 году на ремонт и содержание федеральных автодорог будет выделено на 100 млрд руб. меньше, чем в 2010–м. Дефицит средств только на поддержание трасс в нормальном состоянии составит 161 млрд руб. Еще более сложная ситуация на региональных дорогах, где нехватка финансов оценивается в 530 млрд. Так что без дорожных фондов отрасли просто не выжить. Но увеличение акцизов на топливо, по всей видимости, будет происходить поэтапно, в течение двух–трех лет. Это обеспечит плавный переход на новую систему финансирования дорожного хозяйства страны. Естественно, такая реформа потребует законодательного закрепления, поэтому планируется внести поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ.

Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»


просмотры:

560

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
Онлайн казино casino x - приглашает в мир азарта.