Председатель Временной комиссии СФ по осуществлению парламентского контроля за ходом реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в части транспортной инфраструктуры Александр Бабаков провел очередное заседание, посвященное реализации федерального проекта «Железнодорожный транспорт и транзит».
В мероприятии приняли участие представители Министерства транспорта РФ, Федерального агентства железнодорожного транспорта, ОАО «РЖД», Министерства энергетики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ и Федеральной таможенной службы РФ.
Как сказал первый заместитель министра транспорта РФ Иннокентий Алафинов, Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года будет переформатирован в национальный проект. По его словам, Госдума приняла поправки в Бюджетный кодекс, что позволяет вносить изменения в рамках данного национального проекта через бюджетную роспись, это даст возможность более гибкого управления проектом.
«Основная задача – переориентировать грузы, которые идут через морские порты Китая и Европы, на транзит по сухопутной территории РФ, подключить российские порты и задействовать весь транзитный потенциал, чтобы привлечь дополнительные доходы от перевозки грузов, – пояснил Иннокентий Алафинов. – Расшивая «узкие места» и увеличивая пропускную способность по грузам, мы подспудно решаем задачу, связанную с увеличением скорости и тактовой частоты пассажирского транспорта. За последние 2–3 года уровень роста пассажирских перевозок и их доходности превышает уровень роста по грузовым перевозкам».
В рамках федерального проекта «Железнодорожный транспорт и транзит» предусмотрена реализация 9 проектов ОАО «РЖД» с общим объемом финансирования 1,2 трлн руб. в период 2019–2024 годов, в том числе: 1,1 трлн руб. за счет средств ОАО «РЖД» и 0,08 трлн руб. за счет средств ФНБ.
Основными целями и показателями федерального проекта «Железнодорожный транспорт и транзит» являются: увеличение скорости перевозки контейнеров железнодорожным транспортом, в частности с Дальнего Востока до западной границы РФ, до 7 дней и увеличение объема транзита контейнеров железнодорожным транспортом в 4 раза к 2024 году; увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба в 1,5 раза, до 180 млн тонн; увеличение пропускной способности железнодорожных подходов к морским портам Азово–Черноморского бассейна до 125,1 млн тонн; увеличение пропускной способности железнодорожных подходов к морским портам Северо–Западного бассейна до 145,6 млн тонн.
Мероприятия по увеличению скорости и объема транзита контейнеров железнодорожным транспортом направлены на развитие трех транспортных коридоров: «Европа – Западный Китай», «Восток – Запад» и «Север – Юг». В результате сроки доставки контейнерных грузов к 2024 году составят: по транспортному коридору «Европа – Западный Китай» – 1,6 суток; «Восток – Запад» – 7 суток; «Север – Юг» – через иранский порт Бендер–Аббас – 2,1 суток. Средняя скорость доставки транзитного контейнеропотока составит 1319 км/сут., что приведет к увеличению общего объема транзита контейнеров к 2024 году до 1656 тыс. ДФЭ.
Паспортом федерального проекта предусмотрено финансирование за счет средств ОАО «РЖД» в объеме 202,3 млрд руб. за период 2019–2024 годов. Как сказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Андрей Макаров, в рамках этого проекта предполагается строительство 555 км дополнительных главных путей, реконструкция 24 станций, строительство обходов станций Чита и Тайшет, которые на сегодня являются «узкими местами» на Восточном полигоне, обеспечение тягового электроснабжения на протяжении 1300 км, ликвидация кривых малого радиуса на Забайкальской железной дороге. В 2019 году планируется разработка проектных решений по трем крупным объектам, в 2020 году порядка 100 объектов будут запущены в проектирование в полном объеме.
Увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба в полтора раза будет проходить в два этапа. Предусмотренное в комплексном плане финансирование на период 2019–2024 годов составит 673,3 млрд руб., из которых 593,3 млрд руб. – это средства ОАО «РЖД», 80,0 млрд руб. – средства ФНБ. Модернизация БАМа, ее Восточного полигона, закончится в 2020 году, что увеличит провозную способность до 123 млн тонн.
Андрей Макаров обратил внимание сенаторов на то, что в особо охраняемой зоне Байкала существует ряд ограничений на проведение буровзрывных работ открытым способом, движение колесной техники, устройство временных городков, что тормозит проведение работ. Сегодня в Госдуму внесены дополнения и изменения в действующее законодательство, чтобы данный проект был реализован в срок.
Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на ближних и дальних подходах к портам Азово–Черноморского бассейна предполагает строительство 340 км вторых путей и реконструкцию 15 станций. Прогнозируемый объем грузовых перевозок к 2020 году составит 125,1 млн тонн (в 2017 году – 84,0 млн тонн). На период 2019–2020 годов предусмотрено финансирование в объеме 40,7 млрд руб. за счет средств ОАО «РЖД».
В текущем году планируется завершить строительные работы в рамках проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань». В феврале 2019 года ОАО «РЖД» уже открыло движение грузовых поездов по обходу Краснодарского железнодорожного узла. Кроме всего прочего, реализация этого проекта позволит запустить и пассажирское движение, заметил Андрей Макаров.
Проект строительства западного обхода Саратовского узла Приволжской железной дороги с усилением железнодорожного участка Липовский – Курдюм позволит пропускать прогнозируемый объем в размере не менее 49,2 млн тонн грузов по направлению к портам Азово–Черноморского бассейна в обход города Саратов. Для обеспечения прогнозируемого объема в направлении портов Азово–Черноморского бассейна требуется строительство двухпутного электрифицированного западного обхода Саратова длиной около 69 км. На эти цели предусмотрены 56,9 млрд руб. за счет средств ОАО «РЖД» на период 2019–2023 годов.
Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо–Западного бассейна также предусматривается финансировать за счет средств ОАО «РЖД» в объеме 184,7 млрд руб. на период 2019–2024 годов. Прогнозируемый объем грузовых перевозок к 2024 году составит 145,6 млн тонн.
Мероприятия 2019 года по увеличению пропускной способности подходов к портам Северо–Западного бассейна предусматривают завершение строительства и ввод усиленного железнодорожного подхода к порту Усть–Луга (южный берег Финского залива), создание нового парка обслуживания грузовых составов станции Каменногорск, реконструкцию станции Ермилово и ряда других объектов инфраструктуры.
Развитие Пермского железнодорожного узла предполагает строительство нового железнодорожного обхода города Пермь со строительством мостового перехода через реку Кама.
Также паспортом федерального проекта предусмотрено развитие направления Пермь – Соликамск за счет средств ОАО «РЖД» в объеме 9,6 млрд руб. на период 2019–2024 годов. Прогнозируемый объем отправления грузов из Березниковско–Соликамского узла к 2025 году составит 31,9 млн тонн.
Наконец, строительство железнодорожной линии Селихин – Ныш с мостовым переходом через пролив Невельского приведет к повышению транзитного потенциала железнодорожной сети России в направлении Европа – Россия – страны АТР, а также к повышению уровня социально–экономического развития Дальнего Востока и о. Сахалин. Протяженность линии составит 585 км, включая железнодорожный мостовой переход через пролив Невельского протяженностью 6 км. Реализация данного мероприятия планируется при дополнительном финансовом обеспечении, а также при условии подтверждения прогнозной грузовой базы (36,9 млн тонн) и финансирования из внебюджетных источников. Потребность в финансировании данного проекта оценивается в 539,3 млрд руб.
По итогам обсуждения временная комиссия рекомендовала субъектам РФ, на территории которых осуществляется реализация федерального проекта «Железнодорожный транспорт и транзит», оказывать всестороннее содействие уполномоченным организациям и ведомствам при реализации данного федерального проекта.
По информации председателя Александра Бабакова, в конце июня состоится очередное заседание, посвященное реализации федерального проекта «Транспортно–логистические центры».
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.