Вначале сухая, но очень красноречивая статистика, касающаяся цен на нефтепродукты, прежде всего на такие самые популярные, как бензин и дизельное топливо. Какова их динамика, насколько они, т. е. цены, ориентируются на мировые цены на нефть, почему цены производителей так резко отличаются от тех, которые мы видим на АЗС?
Итак, цены производителей на бензин в июне 2010 г. по сравнению с маем 2010 г. выросли на 2,1%, в I полугодии по сравнению со II полугодием 2009 г. – на 20,3%, говорится в сообщении Федеральной службы государственной статистики (Росстата). Литр Аи–76 в июне стоил 10,77 руб., Аи–92 – 12,17 руб., Аи–95 – 14,28 руб. Стоимость дизельного топлива в июне 2010 г. сократилась на 2,8%, с начала года – выросла на 8,7%.
Цены производителей на добытую нефть в июне 2010 г. снизились на 12,5% (за период с начала года – на 7,2%), тарифы на ее перекачку трубопроводным транспортом – на 0,1% (за период с начала года.
Потребительские цены на бензин в июне 2010 г. выросли на 0,3%, в I полугодии – на 2,3%. Литр Аи–76 в июне стоил 19,44 руб., Аи–92 – 22,42 руб., Аи–95 – 24,25 руб. Стоимость дизельного топлива в июне осталась на уровне мая, с начала года – выросла на 3,6%.
Увеличение потребительских цен на автомобильный бензин в июне 2010 г. было отмечено в 49 субъектах РФ. Самым значительным оно было в Магаданской области – на 2,9%. По сравнению с маем цены на бензин остались без изменения в 14 субъектах РФ. Снижение цен наблюдалось в 20 субъектах, в том числе в Амурской области – на 2,4%. В Москве и Санкт–Петербурге потребительские цены на бензин в среднем стали выше на 1,2% и 0,3% соответственно. В Москве литр Аи–76 в июне стоил 19,89 руб., Аи–92 – 23,21 руб., Аи–95 – 25,03 руб. В Санкт–Петербурге стоимость литра Аи–76 в июне достигла 19,04 руб., Аи–92 – 21,63 руб., Аи–95 – 24,05 руб.
Потребительские цены на бензин различных марок в июне 2010 г. в среднем по РФ превышали цены производителей.
Последняя фраза, несмотря на всю ее нейтральность, таит в себе немало подводных камней.
Прежде всего хотелось бы напомнить читателям, что расчетную формулу цены на нефть для российских НПЗ, разработанную ФАС в 2009 г., никто не отменял. Согласно этой формуле из среднемировой цены нефти, уровень которой наряду с курсом доллара и евро знают все, вычитают опять–таки известную заранее экспортную пошлину и затраты на транспортировку (тарифы по железной дороге, тарифы по прокачке по системе «Транснефти», ставки морского фрахта при доставке танкерами, т. е. – каждая из этих величин также хорошо известна). В результате получаем цены на нефть на самом заводе (за минусом акцизов и НДС). Добавьте к этому затраты на переработку нефти, которые в принципе по предприятиям не должны сильно отличаться, – и цена нефтепродукта на выходе из НПЗ готова.
Согласно официальным данным, за период с мая по июнь мировая цена на нефть снизилась с 82 до 76 долл. за баррель, т. е. на 7,4%. Россия (см. вышеприведенные данные Росстата) идет в общем русле и даже отличалась снижением цен производителей на 12,5%. Все тарифы по доставке нефти на мировые рынки за этот период остались без существенных изменений. Так что расчетная внутренняя цена на нефть не должна увеличиться. Никаких революций в технологии по переработке нефти в нефтепродукты тоже не произошло, следовательно, и затраты на производство бензина и дизеля могли измениться только в соответствии с уровнем инфляции. Уровень инфляции в стране, опять–таки по официальным данным, в расчете на месяц составляет 0,8%.
Возникает законный вопрос: чем же тогда можно объяснить рост цен на топливо на АЗС, причем в некоторых регионах весьма значительный?
В цепочке «нефтеперерабатывающий завод – АЗС – конечный потребитель» при практически стабильной ситуации с ценами на топливо на выходе с НПЗ они могут расти только на розничном рынке. Розничный рынок нефтепродуктов поделен между заправками, входящими в вертикальноинтегрированные компании, и свободными продавцами, естественно, в пользу первых. Говорить о конкуренции на этом рынке нет смысла. Более того, компаниям, определяющим «градус» цен на топливо, даже не нужно договариваться (дабы ФАС не обвинила их в сговоре). Ведущие компании, а это «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпромнефть», «ТНК–ВР» и еще несколько более мелких в федеральном масштабе, но значимых в регионах, типа «Татнефти», дружно, не договариваясь, поднимают цены на АЗС, входящих в их состав. В монополизме их обвинить нельзя, их доля на рынке не выходит за разрешенную законом. Согласованные действия доказать практически невозможно – каких–либо договоренностей между производителем и посредником, оптовым и розничным продавцом нет, т. к. все они уже находятся «в одном флаконе». Нельзя применить ст. 6 того же самого закона, стоящего на страже конкуренции, о монопольно высокой цене как цене, превышающей расходы на производство, реализацию и прибыль. Возникает вопрос: а какую норму прибыли считать законной, если речь идет о такой сфере деятельности, как реализация нефтепродуктов.
По данным Московского топливного союза, в «спокойные» годы – 2006 и 2007, когда экономика страны была на подъеме, а цена на нефть еще не достигла запредельных 140 долл. за баррель, маржа в розничной торговле нефтепродуктами составляла в среднем 4,5 руб./л. Сейчас, когда пиковые цены на нефть уже прошли, но поднялись выше минимальных 40 долл. (декабрь 2008 г.), экономика стала оживляться, потребитель вправе ожидать, что рынок нефтепродуктов вернется к ситуации 2006–2007 гг. Однако, по данным того же Московского топливного союза, маржа в рознице на московских АЗС уже превысила 7 руб./л.
Поймать теперешних владельцев АЗС значительно сложнее, если они входят в состав ВИНКов. Вам могут заявить (и заявляют), что повысилась оптовая цена на нефтепродукты, а их маржа осталась прежней. Прозрачности в ценообразовании в нефтяных холдингах добиться очень трудно. Четверка самых крупных нефтяных компаний, названных выше, заплатив по решению ФАС в 2008 г. штрафы общей суммой 6 млрд руб. за сговор и рост цен, на «монопольных грехах» больше не попадается, а цены на нефтепродукты продолжают расти…
* * *
Пройдет совсем немного времени, и вступят в силу новые ставки акцизов на бензин – к 2013 г. только за счет акцизов его цена увеличится на 3 руб./л. Как вы думаете – маржа в розничной торговле нефтепродуктами составит в скором будущем 4 руб./л (7 руб. – 3 руб.) или 10 руб./л (7 руб. + 3 руб.)? Я почему–то склоняюсь ко второму варианту.
Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.