Удастся ли наконец деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси уложить в рамки правового поля?
Участники рынка обсуждают поправки к законопроекту о такси
Профессиональное сообщество уже давно говорит о необходимости принятия комплексного отраслевого закона о такси. Об этом напомнил и Президент России на заседании Госсовета в Ульяновске. Работа над документом с переменным успехом идет уже не первый год. И вот в декабре 2018 года Госдума приняла в первом чтении подготовленный группой депутатов законопроект «О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». «Закон нужно принимать, отрасль не может регулироваться одной статьей федерального закона № 69–ФЗ, который был принят в 2011 году», – сказал председатель Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев.
Как справедливо заметил первый заместитель председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков, законодательное регулирование не успевает за стремительным развитием отраслевых технологических процессов, которые коренным образом изменили структуру таксомоторной отрасли. «Сложилась ситуация, при которой рынок такси, к сожалению, регулируется не государством, а агрегаторами, то есть службами заказа такси, но их деятельность не урегулирована на законодательном уровне», – пояснил он.
С одной стороны, используемые агрегаторами современные технологии повысили качество услуг такси, благодаря чему сократилось время подачи автомобиля, повысился уровень комфорта, снизилась цена поездки, введена электронная плата за услугу и т. д., с другой – недобросовестные агрегаторы, пытаясь выжить на высококонкурентном рынке IT–технологий, прибегают к услугам нелегальных таксистов, и именно в этом теневом сегменте повышенный уровень аварийности, напомнил Вячеслав Лысаков.
По оценкам Евгения Москвичева, почти 50% стоимости перевозки забирает система заказа такси. «Это единственный вид перевозок, где есть возможность свободного поиска пассажира и свободного движения легкового автомобиля по маршруту, который заказывает сам пассажир. Это говорит о том, что безопасность в сфере этого вида перевозок должна быть усилена, – заявил Евгений Москвичев. – Одним из федеральных законов мы разрешили иностранцам с российским водительским удостоверением работать на автобусах, троллейбусах и трамваях. На мой взгляд, в части легкового такси нам вообще на первом этапе надо запретить иностранцам управлять легковым такси. Уверен, что у нас сегодня достаточно водителей, которые способны управлять этим транспортом с возможностью свободного поиска».
Законопроект выстраивает прозрачные отношения между государством и таксомоторным сообществом. Для добросовестных предпринимателей снимаются излишние административные барьеры входа на рынок, устанавливаются превентивные меры защиты малого бизнеса, не допускающие передела рынков на местах в пользу аффилированных с местными чиновниками структур. Запускаются новые рыночные инструменты, при использовании которых современные цифровые технологии будут обеспечивать безопасность перевозок и увеличивать инвестиционную привлекательность отрасли.
Законопроект устанавливает прозрачную и понятную систему предоставления государственных услуг по выдаче разрешения на деятельность легкового такси, определяет порядок осуществления государственного контроля в сфере такси, в том числе и деятельности агрегаторов. Вводится жесткий запрет на передачу разрешений, устанавливаются требования к деятельности агрегаторов, которые обязаны зарегистрироваться, платить налоги и размещать свои серверы на территории России. Это обеспечит безопасное хранение персональных данных граждан, гарантирует блокировку сайтов и зеркал агрегаторов, оказывающих услуги ненадлежащего качества.
Пресекается осуществление расчетов между агрегаторами и таксомоторными перевозчиками через электронные кошельки. Вводится жесткий запрет на передачу агрегаторами заказа перевозчику, не владеющему разрешением на осуществление таксомоторной деятельности. В этом случае именно агрегаторы будут нести полную ответственность за ДТП и выплачивать пострадавшим компенсацию причиненного вреда.
Субъектам Российской Федерации предоставляются дополнительные возможности регулирования и контроля региональных рынков. Например, вся информация о принятых, переданных заказах должна храниться агрегаторами не менее полугода и предоставляться по требованию уполномоченных органов.
Первоначально законопроект разрабатывался группой под руководством депутата Вячеслава Лысакова, но потом был передан в Комитет по транспорту и строительству, где шла работа над поправками ко второму чтению. Эти поправки были представлены под занавес весенней сессии текущего года и вызвали неоднозначную реакцию профессионального сообщества.
Об этом шла речь на пресс–конференции в информационном агентстве «Национальная Служба Новостей», где темой обсуждения стали поправки, подготовленные ко второму чтению.
В законопроекте есть много противоречий, считает исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская, в частности, появились дополнительные требования к водителю, например, быть несудимым ранее за особо тяжкие преступления. «Почему только за особо тяжкие преступления? Как это можно проверить? На основе какой статистики определили, что именно лица, совершившие особо тяжкие преступления, виновны в резонансных ДТП с участием такси?» – задалась вопросами Наталия Лозинская.
Или другой пример: в законопроекте возникает понятие «лица, осуществляющие деятельность по перевозке легковым такси», коротко – «перевозчики», чего нет в законодательстве РФ об оказании услуг автомобильным транспортом и что является нарушением Устава автомобильного транспорта. Таким образом, возникает правовая путаница в отношении субъекта деятельности такси. Также появляется требование к лицу, которое получает разрешение на деятельность такси, предоставить справку о наличии парковочных мест для каждого автомобиля. Непонятно, кто должен давать эту справку.
Одной из поправок предлагается, чтобы Минтранс России выработал методику определения цены, но насколько эта методика будет гибкой? Возможно ли отдать тарифообразование на откуп регионам?
Наибольшее недоумение у экспертов вызывает поправка, предлагающая агрегаторам раздробить свой бизнес и иметь подразделения в каждом субъекте РФ. «На мой взгляд, это, наоборот, позволит любой компании уходить от ответственности. Наплодят разных юридических лиц, получат разрешения, и потом можно ответственность перекинуть на одну компанию. Как это связано с безопасностью перевозок? Мы в своем варианте предлагали уведомительную систему службы заказа такси и прописывали огромную ответственность», – говорит Наталия Лозинская.
Серьезные возражения вызывают поправки, предлагающие оборудовать ТС, кроме таксометра, тахографом, совмещенным с ГЛОНАСС, и устройством для расчета с пассажирами – онлайн–кассой. Учитывая то обстоятельство, что большинство водителей на рынке такси уходят в тень именно по той причине, что на легальных перевозчиков постоянно возлагаются новые требования, можно ожидать, что это требование только подтолкнет их уйти в «серую» зону, убежден депутат Александр Старовойтов. «Сам прибор стоит порядка 20–30 тыс. руб. плюс еще стоимость установки. Это существенная нагрузка для водителя, работающего по 14–16 часов в сутки, – отмечает он. – Кто будет производить эти тахографы? Если это будет отдельное юрлицо, а не несколько производителей, то невольно возникает вопрос: под какого производителя «заточена» данная идея? При этом не надо забывать, что установка тахографа означает вмешательство в узлы и агрегаты автомобиля, что не может нравиться производителям, которые могут заявить, что снимают ТС с гарантии».
Проблема в том, что государство не создало условий для нормальной работы легального такси, считает депутат. «Водители не хотят работать легальными таксистами, потому что их проверяют контрольно–надзорные органы. А рядом стоят нелегалы, которые занимаются ровно тем же, но их никто не проверяет. Поэтому гораздо проще снять все эти атрибуты и продолжать работать с агрегаторами, выполняя заказы, – говорит он. – Чтобы предъявлять нелегалам какие–то требования, для начала их надо вычислить на дороге, провести целую операцию, когда пассажир выступает в качестве «подсадной утки», сделать заказ через агрегатора, зафиксировать передачу денег с участием инспектора ДПС. Учитывая загруженность органов ГИБДД, вероятность того, что таксиста–нелегала поймают за руку, сводится к нулю».
Одна из поправок гласит, что разрешение не может быть выдано водителю, если он не имеет российского гражданства. С этим не согласен председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. «Если человек находится в стране на легальных основаниях, почему он не может работать в такси?», – задает он вопрос. – По его мнению, должен быть создан единый федеральный реестр выданных разрешений, единая автоматизированная система, чтобы не только сотрудники ГИБДД и Ространснадзора, но и пассажиры могли проверить сервис заказов такси–агрегатора и конкретного водителя.
Илья Зотов обратил внимание на отсутствие в законопроекте требований, по которым деятельность конкретного водителя может быть приостановлена в случае аварии или грубых противоправных действий с его стороны, а также перечня медицинских противопоказаний для занятия данной деятельностью.
Председатель профсоюза водителей такси «Возрождение» Андрей Кудинов вообще назвал законопроект абсурдным, так как он ужесточает получение разрешения и создает дополнительную финансовую нагрузку для таксистов.
Кроме этого, в законопроекте не прописаны права пассажира. Нерешенной остается проблема страхования по ОСАГО: страховщики отказываются страховать таксистов, считая это убыточным бизнесом. А что делать с компаниями, которые вообще не позиционируют себя в качестве такси: сервис поиска попутчиков BlaBlaCar, «Попутчик».ру, bambilo.ru, приложение заказа такси inDriver? Такие сервисы оказываются вообще вне правового поля, деятельность таких компаний ничем не ограничена и не запрещена на территории РФ, эти компании нарушают транспортное законодательство в целом.
Учитывая резонансность темы, газета «ТР» обратилась за комментариями к директору Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Алексею Бакирею.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
Фото Ольги ШВЕЙЦЕР
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.