Участники выставки–форума ознакомились с инновациями, обменялись опытом.
В канун Дня работников дорожного хозяйства в Екатеринбурге прошла международная специализированная выставка «Дорога». В течение трех дней в павильонах МВЦ «Екатеринбург–ЭКСПО», где демонстрировались образцы современной спецтехники, технологического оборудования, инновационных материалов, господствовала дорожная тематика. Участники форума из разных регионов России знакомились с новыми технологиями и инженерными решениями, делились опытом и мнениями по самым разным вопросам, определяли новые точки роста дорожного хозяйства своих территорий и страны в целом. Свои достижения на крупнейшей коммуникационной площадке представили около 250 компаний из 50 российских регионов, а также из Китая, Швейцарии и Чехии.
По количеству участников «Дорога 2019» превзошла численность аудитории прошлогодней выставки в Казани, которая собрала тогда 6 тыс. представителей отрасли. Выставка этого года приняла в столице Урала более 8 тыс. участников и 530 экспонентов. Общая площадь экспозиции составила почти 11 тыс. кв. м – это два выставочных павильона и площадка перед ними. В основном павильоне была представлена межведомственная экспозиция Росавтодора, Госкомпании «Автодор» и ГИБДД, во втором павильоне размещалась дорожно–строительная техника. Организаторы мероприятия – Федеральное дорожное агентство, Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ и Госкомпания «Автодор».
Решение о передислокации выставки, которая традиционно проводится в преддверии профессионального праздника дорожников, в субъекты РФ, безусловно, имело определенную подоплеку. Именно там в этом году началась реализация нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Сделать наглядным опыт передовых регионов, выработать новые подходы для развития территориальной дорожной сети, внедрения прогрессивных технологий и стремились организаторы выставки.
В рамках первого дня работы выставки–форума состоялось совещание под руководством Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, посвященное ходу реализации нацио-
нального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Участие в нем приняли заместитель Председателя Правительства РФ Максим Акимов, полпред Президента РФ в Уральском федеральном округе Николай Цуканов, министр транспорта РФ Евгений Дитрих, министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев, председатель Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству Евгений Москвичев, руководитель Федерального дорожного агентства Андрей Костюк, главы субъектов РФ.
«В этом году в бюджете на реализацию нацпроекта предусмотрено почти 130 млрд рублей. Но не все субъекты РФ смогли правильно распорядиться финансами. В нескольких регионах освоено, к сожалению, менее 30% выделенных средств. Даже с учетом сезонных факторов это все равно очень мало, – отметил Дмитрий Медведев. – Следовательно, темпы нужно увеличить. И нужно разобраться, почему это произошло, и впоследствии, в следующем году этого не допускать».
«Средства дорожных фондов не пропадут, они, по правилам, переходят на следующий год, – пояснил Евгений Дитрих. – Но эти регионы мы возьмем под особый контроль. На ежемесячных заседаниях нашего проектного комитета будем рассматривать выполнение нацпроекта с личным участием руководителей этих регионов».
В 2019 году в 83 субъектах РФ дорожные работы запланированы на 6,9 тыс. объектах, сообщил министр транспорта РФ. Объектов, переходящих на 2020 год, – 650. По данным, которые внесены регионами в систему оперативного управления проектом «Эталон», все объекты сейчас в работе или практически закончены. По завершении года запланировано получить 6,5 тыс. км отремонтированных региональных дорог. К ним нужно прибавить еще и 4,5 тыс. км муниципальных дорог, также ремонтируемых в рамках нацпроекта. Таков общий объем запланированных работ. Среди регионов – лидеров по выполнению ремонтных работ – Белгородская, Самарская, Владимирская, Воронежская, Пензенская, Тамбовская, Тульская, Мурманская, Ульяновская области, Удмуртская и Чеченская республики. Отдельные субъекты РФ не смогли полностью нагнать упущенное время. Забайкальский край, Сахалинская область и Республика Крым выполнили работы по укладке асфальтобетона менее чем наполовину.
В рамках нацпроекта выполняются работы и по так называемым капиталоемким мероприятиям, сообщил министр. В этом году таких объектов 17. По 12 из них заключены контракты, развернуты работы. Но пять объектов, по которым контракты еще не заключены, вызывают тревогу, несмотря на то, что все они переходящие, их ввод предусмотрен только в конце будущего года. Поэтому Минтранс обратит внимание регионов, которые должны начать строительные работы, на необходимость скорейшего завершения конкурсных процедур.
В целом риска недостижения целевых показателей, предусмотренных федеральным проектом «Дорожная сеть», в 2019 году нет, сказал министр. С опережением выполняется задача по созданию реестра новых и наилучших технологий и материалов. К концу года их количество будет доведено до 200. Регионы активно задействуют новые технологии, материалы и конструкции, предусмотренные в реестре. С опережением выполняется задача размещения дополнительных стационарных камер фото– и видеофиксации нарушений ПДД, призванных снизить аварийность. В 2019 году планы по установке таких камер перевыполнены субъектами РФ на 20%.
Одно из ключевых мероприятий дорожного форума в Екатеринбурге – всероссийский семинар–совещание по исполнению нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В нем также участвовали главы субъектов РФ, представители региональных профильных ведомств. Говоря о предстоящих задачах, Максим Акимов подчеркнул необходимость сделать дорожное строительство технологически принципиально другим: от диагностики до интеллектуальных систем управления транспортом. Через 5 лет важно получить инновационный, интеллектуальный, насыщенный лучшими мировыми практиками, самыми современными решениями дорожно–строительный комплекс, заявил он.
Что касается текущего года, то важно обеспечить четкое планирование мероприятий, чтобы еще в 2019–м заключить будущие контракты и выйти на выполнение дорожных работ в следующем году, как только кончится зима, – такие ориентиры обозначил для региональных проектных команд Евгений Дитрих.
В числе наиболее важных тем, затронутых на семинаре–совещании, – внедрение маршрутного принципа выполнения дорожных работ. Сегодня часто получается так: один субъект РФ свою часть территориальной трассы до границы с соседним регионом модернизирует, а у того в ближайших планах развития дорожной сети этого направления нет, и единый маршрут обрывается. Важно с учетом этого синхронизировать программы дорожных работ сопредельных субъектов РФ на 2020–2021 годы.
Как пояснил, отвечая на вопрос корреспондента «ТР», первый заместитель министра транспорта РФ Иннокентий Алафинов, согласованному развитию дорожной сети регионов–соседей будет способствовать окончательный ввод информационно–аналитической системы мониторинга формирования и использования средств дорожных фондов. Система будет содержать цифровые данные не только обо всех автодорогах страны, но и о работах, выполненных и планируемых в рамках нацпроекта БКАД. Это позволит со следующего года начать внедрение маршрутного принципа выполнения дорожных работ в соседних субъектах РФ.
Регионы и сами уже делают немало для формирования территориальных связей с соседними субъектами РФ. О работе в этом направлении рассказали губернаторы Вологодской области Олег Кувшинников и Пермского края Максим Решетников. Они отметили системный подход в этом вопросе Минтранса России и Росавтодора.
Обсуждение темы создания в стране опорной сети федеральных и региональных автодорог, выполняющих значимые функции в развитии межрегиональных и международных связей, продолжилось на состоявшемся в рамках выставки–форума расширенном заседании Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве. Начальник управления регионального развития и реализации национального проекта Федерального дорожного агентства Дмитрий Лаптев рассказал о прогнозных показателях на период до 2035 года по формированию перечня таких дорог и планируемых мероприятиях по их обустройству. В частности, в перспективе предполагается ликвидировать участки с ограничениями пропускной способности, завершить формирование транспортных коридоров «Север – Юг» и «Восток – Запад», увеличить протяженность федеральной сети автодорог за счет присоединения к ней ключевых в развитии транспортной инфраструктуры региональных трасс.
Насыщенная деловая программа выставки–форума включала несколько мероприятий, где обсуждалась тема безопасности на дорогах. В их числе совместное совещание представителей Рос-
автодора, Госкомпании «Автодор» и Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России. Иннокентий Алафинов отметил амбициозность задач, которые стоят перед ведомствами: снизить уровень смертности в результате ДТП на трассах к 2024 году в 3,5 раза (до показателя – не более 4 погибших в ДТП на 100 тысяч населения).
Начальник ГУОБДД МВД России Михаил Черников сообщил, что, несмотря на рост протяженности дорожной сети, увеличение максимальных скоростей и количества автотранспорта, удается снижать показатели смертности, а также число дорожно–транспортных происшествий. По итогам 9 месяцев 2019 года количество ДТП на подведомственной Росавтодору сети дорог снизилось на 3,2%, погибших – на 13,5%, пострадавших – на 2,2% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Госкомпания «Автодор» поделилась опытом по сокращению числа ДТП в местах производства работ. С этого года на всех автомобилях прикрытия и дорожной технике в дополнение к проблесковым маячкам оранжевого цвета устанавливаются стробоскопы, светодиодные знаки и имитаторы радаров. Свердловская область представила опыт создания сети трассовых пунктов по оказанию экстренной медицинской помощи при ДТП. Они размещаются на расстоянии не более 30–40 км и позволяют службе медпомощи в течение 9–10 минут прибыть на место происшествия.
Особое место в деловой программе выставки–форума занял «круглый стол» Ассоциации «РАДОР» «Дорожные фонды в Российской Федерации». О сокращении издержек и непродуктивных затрат дорожных фондов, взаимоотношениях владельцев автодорог и собственников инженерных коммуникаций, создании механизма экономического стимулирования сохранности автодорог регионального и местного значения и многих других вопросах шла речь в докладе генерального директора Ассоциации «РАДОР» Игоря Старыгина.
Он, в частности, напомнил, что согласно паспорту нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на федеральных трассах должны быть созданы 387 пунктов автоматического весогабаритного контроля, на региональных – 366. По состоянию на 17 октября количество таких пунктов на регио-
нальных дорогах 47 субъектов РФ уже превысило 400. Но чтобы перекрыть путь недобросовестным грузоперевозчикам, автоматизированные системы контроля должны быть развернуты на трассах 75 субъектов РФ. Так что фронт работ в этом направлении для регионов, оставшихся в стороне, открыт.
Использованию новых технологий и материалов при строительстве и эксплуатации искусственных сооружений был посвящен «круглый стол», на котором свои разработки в данной сфере представили производители инновационной продукции из разных регионов России. Среди прочих были рассмотрены вопросы применения различных материалов при устройстве деформационных швов на мостовых сооружениях, использования BIM–технологий при проектировании крупных объектов, а также способы повышения устойчивости откосов насыпи. Повышенный интерес аудитории вызвали доклады о современных возможностях алюминия в строительстве мостов, а также об использовании модульных металлоконструкций, которые позволяют в кратчайший срок возводить временные сооружения в случае бедствий и собирать мосты в труднодоступных для транспортировки материалов географических точках.
Среди итогов второго дня деловой программы форума – подписание двух меморандумов и соглашения о сотрудничестве между Федеральным дорожным агентством и Ассоциацией производителей и потребителей асфальтобетонах смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ», Ассоциацией производителей и потребителей природных строительных материалов «Карьеры Евразии», а также компанией «Меркатор Холдинг».
Росавтодор планирует укреплять партнерство с Ассоциацией «Р.О.С.АСФАЛЬТ» в области развития технологий и нормативно–технической базы дорожного асфальтобетона. Соглашение с ООО «Меркатор Холдинг» направлено на изучение возможности применения современных автоматизированных дорожных машин при выполнении работ по содержанию автомагистралей федерального значения. Меморандум с Ассоциацией «Карьеры Евразии» касается взаимодействия в вопросах внедрения современных стандартов на асфальтобетон.
«Выставка «Дорога 2019» – значимое событие для всех участников, представителей автодорожного и экспертного сообщества, – отметил заместитель председателя правительства Амурской области Павел Матюхин. – Широк диапазон мероприятий деловой программы: многочисленные «круглые столы», семинары, конференции, большая выставка современных материалов, контрольно–измерительного оборудования, технологий для автодорожного строительства. Мы обошли почти все павильоны, собрали очень много информации, и когда приедем домой, обязательно поделимся ею с коллегами. Это позволит нам более динамично и качественно подходить к реализации нацпроекта БКАД в регионе».
Сергей ОЗУН,
спецкор «ТР»
Москва – Екатеринбург – Москва
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.