Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Кондуктор, нажми на тормоза

Разработчику трамвайной системы Петербурга – 150 лет.

26 декабря (14 числа по старому стилю) исполнилось 150 лет со дня рождения Генриха Графтио. В начале XX века инженер–энергетик, потомственный железнодорожник, по предложению властей Петербурга спроектировал первую линию электрического трамвая. Торжественный запуск состоялся 29 сентября 1907 года, а петербургский трамвай на целый век стал главным видом общественного транспорта в городе на Неве.
Пуск петербургского трамвая был событием поистине всероссийским. Первый маршрут соединил Главный штаб с 8–й линией Васильевского острова.  На пуске присутствовали члены императорской семьи. И, конечно же, в народе быстро распространился слух, что первым вагоном управлял не кто–нибудь, а целый граф! Причем, похоже, иностранец… Необычную для русского уха фамилию быстро переиначили на «Граф Тио». Именно Генрих Осипович должен был встать за контроллер во время первого рейса. Впрочем, в Архиве петербургского Горэлектротранса распространенную легенду опровергли: к сожалению, Графтио опоздал и поехал только во втором вагоне…
Для столицы Российской империи закупили 190 вагонов английской фирмы Brush. Чтобы регулировать работу нового вида транспорта, были сформированы инструкции и правила. Так, движение начиналось в 7 часов 30 минут и заканчивалось в 23.00. Кондуктор мог запустить в трамвай не более 34 человек. Также поначалу места в вагонах делились на классы. Проезд для пассажира первого класса стоил 6 копеек, за поездку во втором классе платили 4 копейки. Правда, уже через год от такой практики отказались, и плата за проезд стала одинаковой для всех – 5 копеек за каждый тарифный участок. До 1916 года в Петербурге действовала позонная система оплаты проезда.
Маршрут делился на несколько зон, билеты для каждого участка были разного цвета. Так что кондуктор одновременно имел при себе 6–8 катушек с разноцветными билетами для разных зон. Тарифные участки не стыковались, а перекрывали друг друга, и кондуктор должен был помнить границы всех зон, какому пассажиру сколько билетов он продал и когда кого высаживать. Также в обязанности кондуктора входило не допускать в салон людей в грязной одежде и пассажиров с домашними животными.
Место вагоновожатого располагалось на открытой площадке, отделенной от пассажирского салона, и зимой вагоновожатые работали фактически на улице. Спасали только шубы с меховыми воротниками и башлыки. Кондуктора трудились в аналогичных условиях. Они должны были находиться на задней площадке, тоже открытой, чтобы следить за посадкой и высадкой пассажиров. Кроме того, при движении вагона они отвечали за безопасность: перекрестки кондуктора проезжали, стоя на подножке вагона, чтобы вовремя остановить желающих запрыгнуть в трамвай на ходу.
Трамвайное движение активно развивалось. Уже к 1908 году общая протяженность маршрутов составила 58 км двойного пути. За 7 лет прибыль от перевозок увеличилась в 10 раз и превысила 10 млн руб., что позволило вывести городской бюджет из состояния постоянного дефицита. К 1914 году трамвай уже ходил почти по всем основным улицам города: он появился на Лиговском проспекте, набережной Обводного канала, улицах Восстания, Кирочной, Захарьевской, Шпалерной, Тверской, Некрасова и других. Была электрифицирована и модернизирована линия паровика на Большом Сампсониевском проспекте. Для удобства пассажиров Городская дума ввела дополнительное обозначение номеров трамвайных маршрутов с помощью сочетания двух цветных огней. До сих пор софиты используются на маршрутах трамваев Петербурга.
Реплика самого первого вагона Brush сейчас находится в Музее городского электрического транспорта. А перед входом в музей, на Среднем проспекте, 77, находится памятник трамваю, открывавшему движение в Санкт–Петербурге в 1907 году. Именем Графтио названа улица в Петроградском районе – одна из самых маленьких в Петербурге, но примечательная. Здесь находится Музей Федора Шаляпина, а также до середины нулевых работала студия первой независимой радиостанции города на Неве.

Пресс–служба
СПб ГУП «Горэлектротранс»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться