Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в статью 33333 Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения объектов налогообложения при регистрации судов в Российском международном реестре судов
и в Российском открытом реестре судов».
Законопроект внесен Правительством РФ и содержит поправки, направленные на стимулирование деловой активности в области судоходства и на завершение процедур, необходимых для регистрации судов в Российском международном реестре судов и Российском открытом реестре судов.
Законопроект разработан в целях приведения положений Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающих уплату государственной пошлины за регистрацию и ежегодное подтверждение регистрации судов в Российском международном реестре судов и Российском открытом реестре судов, в соответствие с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.
В соответствии со статьей 33 Кодекса торгового мореплавания судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации, в частности, в Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов.
Согласно статье 36 Кодекса торгового мореплавания за государственную регистрацию судов в Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов и за любые вносимые в них изменения, а также за ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов или Российском открытом реестре судов уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом действующей редакцией пунктов 108 и 109 статьи 33333 кодекса установлен размер государственной пошлины в зависимости исключительно от валовой вместимости судна (начиная от 80 единиц и выше).
Согласно подпункту 4 пункта 7 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания в Российском международном реестре судов могут регистрироваться построенные российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и используемые для целей торгового мореплавания:
– самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт;
– несамоходные суда вместимостью не менее 80 единиц.
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, существующая правовая коллизия затрудняет осуществление фактической регистрации судов в Российском международном реестре судов, в том числе ряда инновационных самоходных судов, спроектированных отечественными конструкторскими организациями и построенных российскими судостроительными предприятиями, к которым относятся суда на под-
водных крыльях и суда на воздушной подушке, используемые для перевозки пассажиров. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации позволяют регистрировать указанные суда в Российском международном реестре судов. Однако возможность такой регистрации блокируется отсутствием размера соответствующей пошлины в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить размер государственной пошлины за регистрацию и ежегодное подтверждение регистрации судов в Российском международном реестре судов в соответствии с категориями судов, установленными Кодексом торгового мореплавания. В частности, устанавливается размер государственной пошлины за регистрацию самоходного судна с главным двигателем мощностью не менее 55 киловатт и валовой вместимостью до 3000 единиц, несамоходного судна валовой вместимостью от 80 до 3000 единиц, а также за ежегодное подтверждение регистрации самоходного судна с главным двигателем мощностью не менее 55 киловатт и валовой вместимостью до 8000 единиц, несамоходного судна валовой вместимостью от 80 до 8000 единиц.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в порядок уплаты государственной пошлины при регистрации и ежегодном подтверждении регистрации судов в Российском открытом реестре судов.
Согласно пункту 9 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания в Российском открытом реестре судов регистрируются:
– суда, в том числе маломерные суда, используемые в коммерческих целях, при условии эксплуатации таких судов в целях осуществления видов деятельности, не предусмотренных статьей 4 Кодекса торгового мореплавания, лицом, зарегистрированным в качестве участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;
– маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, спортивные парусные и прогулочные суда.
Законопроектом, в частности, устанавливается размер государственной пошлины за регистрацию (за ежегодное подтверждение регистрации) в Российском открытом реестре судов для судов валовой вместимостью до 3000 единиц (до 8000 единиц).
Таким образом, в новой редакции пунктов 108 и 109 статьи 33333 кодекса предлагается установление размера государственной пошлины также для судов валовой вместимостью менее 80 единиц.
Проект федерального закона призван создать благоприятные социально–экономические условия в сфере морских перевозок, основанные на балансе интересов государства, перевозчиков и потребителей их услуг, а также обеспечить повышение конкурентоспособности морских перевозчиков, осуществляющих перевозки и буксировку на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.