Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Работой нужно жить!

Будущее транспортной отрасли будет зависеть от личных и профессиональных качеств выпускников отраслевого вуза.

В «макаровке» всегда знали, как подготовить высококлассного специалиста. Благодаря отлаженной работе профессорско–преподавательского коллектива, успешной деятельности руководства образовательного учреждения университет долгие годы по праву занимает ведущее место в системе отраслевой подготовки. О союзе науки и практики, классического и дистанционного образования, а также о собственной работе корреспонденту «ТР» рассказал ректор ГУМРФ имени адммирала С.О. Макарова Сергей БАРЫШНИКОВ.
– Вы являетесь профессио-
налом своего дела, известным российским ученым. Что дает вам силы для активного участия в развитии отраслевого образования?
– В моем случае все просто, ведь я с детства хотел быть учителем истории. Именно это увлечение и привело меня в профессию. Я убежден, что работой нужно жить, отдаваться ей всецело. Но при этом необходимо осознавать всю степень ответственности, которая в связи с этой работой на вас возлагается.
Помимо этого мною всегда двигало желание, чтобы при встрече с выпускником университета каждый находил подтверждение тому, что мы воспитываем умных, целеустремленных и высококвалифицированных специалистов, зрелых и готовых к ответственности личностей. Мне повезло, что сотрудники университета выступают единым фронтом и всегда поддерживают эту идею, помогают в ее реализации. Именно это источник нашей силы.
– Что для вас главное в вашей работе и работе университета в целом?
– Думаю, для меня лично – это общение с подрастающим поколением моряков, будущими работниками транспортной отрасли. Обычно на должность ректора приходят уже в зрелом возрасте, умудренные опытом педагоги, что отражается на манере руководства образовательным учреждением в том числе. В связи с этим, на мой взгляд, в работе ректора любого университета его в первую очередь должна привлекать возможность научить, рассказать, даже предостеречь студента от ошибок.
В работе университета одна из важнейших задач – работа с филиалами. К сожалению, во многих вузах само существование филиалов воспринимается как «неизбежное зло». Однако, на мой взгляд, подобная позиция абсолютно неправильная. Ведь главная задача любого вуза – подготовить высококвалифицированного специалиста, который, придя на предприятие, сможет быть достойным представителем своей альма–матер. Так какая разница, где он учится: в филиале или в так называемом центре?
Поэтому для меня как для ректора важно соблюдать гармонию в принятии ответственных решений, последствия которых могут сказаться на учащихся наших филиалов. Мы всегда стремимся к поддержанию постоянной связи с ними, проводим совместные мероприятия. Мы не делим студентов по территориальному признаку и хотим, чтобы они это чувствовали. Независимо от места обучения все получат диплом «макаровки».
– В процессе работы, о которой вы говорите, на что делается основной упор?
– Однозначно на культуру. Культура – базис всей нашей жизни. Мы уверены, что без фундаментальных знаний у студентов транспортного вуза, а тем более и у самой отрасли просто нет будущего. Однако, говоря о фундаменте, мы имеем в виду не только знания по профес-
сиональным дисциплинам, но и знание истории транспортного комплекса в целом, знание культурных традиций нашей страны. На наш взгляд, подобный подход к воспитанию молодежи позволит нам в будущем воспитать не только высококлассных специалистов, но и ответственных, морально и нравственно зрелых личностей.
В связи с этим в университете всегда поощряются проекты воспитательного характера. Также существуют специальные подразделения, где работа сотрудников состоит непосредственно в курировании будущих специалистов, а точнее тех из них, кто проявляет особый интерес к культурным традициям университета и нашей страны. Не редкость у нас и творческие концерты, необходимость которых не всегда очевидна в техническом вузе. Однако мы уверены, что именно благодаря занятиям творчеством, участию в волонтерском движении будущие транспортники смогут выйти из университета гармоничными личностями.
– Как меняется роль классического вуза в современном мире, где активное развитие получают дистанционное образование, самообразование?
– На мой взгляд, в своей основе и дистанционное, и самообразование имеют рациональное зерно. Все же система образования должна идти в ногу со временем, и внедрение неких инноваций – процесс неизбежный. Однако я все–таки приверженец классического образования, полученного студентом очно в вузе. Профессиональные компетенции – это то, что передается из рук в руки, скажем так. Помимо этого только в ходе регулярного и живого общения педагог может разглядеть потенциал в студенте или же, наоборот, увидеть проблемные для него темы, дисциплины. Дистанционное образование все–таки лишает сам процесс необходимого в данном случае контроля.
В частности, в ходе дистанционной или же самостоятельной подготовки мы не можем исключать неправильного усвоения не только теоретического, но и практического материала студентом. Возьмем те же тренажеры, которые дистанционно или без специального разрешения, скажем так, он даже потрогать не сможет. А как такой специалист сможет отвечать за безопасность судна, экипажа, груза? Мой девиз: «Научите, а потом требуйте!». А как я могу требовать усвоения знаний от дистанционного студента? На эти вопросы я пока ответ не нашел.
Не будем забывать, что речь в первую очередь идет не о самодеятельности, не об инновациях и погоне за привлекательными новшествами, а о специальной подготовке. Желаемый результат – высококвалифицированный специалист, обученный и готовый к любым экстренным ситуациям. А достигнуть этого можно только в ходе регулярного и ответственного общения. Сумму этих характеристик, по крайней мере пока, может гарантировать только классическое образование.
– На ваш взгляд, современный университет – это больше про классическую науку и ее развитие, или же про приобретение практических навыков, необходимых непосредственно в работе?
– Вопрос сложный, дискуссионный. Опять же, смотря что во главу угла ставит сам студент. Отмечу, что, на мой взгляд, современный транспортный вуз, который стремится к тому, чтобы оставаться востребованным среди абитуриентов и быть интересным для них, должен суметь предложить и тот, и другой вариант.
В ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова мы всегда отстаиваем собственную точку зрения на роль фундаментальных знаний в современной системе высшего образования. Несмотря на то, что косвенно мы уже говорили об этом, я бы хотел отметить следующую особенность российского образования, которая во многих процессах играет одну из главных ролей. Если мы исходим из того, что наши специалисты, воспитанные в системе отраслевых вузов, должны быть востребованы по всему миру, то в университетах в равной степени должны быть развиты возможности как для занятия фундаментальными научными исследованиями, так и для отработки практических навыков. Мы всегда должны помнить, что наш бакалавр не равен по уровню образования западному. Наш магистр находится уже ближе к этой отметке, но не всегда.
На мой взгляд, это происходит как раз из–за того, что не во всех вузах есть четкое понимание приоритетности науки над практикой, или же наоборот. Но секрет прост – они равны. Более того, мощный блок по многогранному развитию личности студента у нас иногда выпадает, а этого делать ни в коем случае нельзя. Хоть это и отнимает часы подготовки по специальным предметам. Поэтому мы и уделяем так много внимания воспитательной работе. Надеемся, что со временем такое же отношение сформируется и в других вузах. Хотя справедливости ради отметим, что транспортные вузы России всегда отличались умением находить этот баланс и удерживать его.
– Каким образом вы отслеживаете изменения в современном транспортном образовании и как это влияет на работу вуза?
– Прежде всего, но не только – посредством научно–практических конференций и встреч со студентами, как российскими, так и зарубежными. Мы всегда стараемся отслеживать реакцию наших партнеров на открытие той или иной программы подготовки, приглашаем их к дискуссии, находимся в тесной связи с потенциальными работодателями и руководителями отрасли.
Помимо этого в университете налажена четкая работа ученого совета, который выстраивает политику «макаровки» в отношении образовательной деятельности. По опыту скажу, что в число приоритетных задач всегда входит анализ спроса на тех или иных отраслевых специалистов. Изу-
чив его, примерив, так скажем, на себя, мы стараемся выработать оптимальную стратегию в отношении того, как подстроить наши возможности под полученные показатели. К счастью, пока проблем с этим не возникает и, надеемся, не возникнет!
– Каковы, на ваш взгляд, общие тенденции дальнейшего развития всей сферы отраслевого образования?
– Разумеется, в списке приоритетных направлений развития – подготовка кадрового резерва для работы в арктических условиях. Отмечу, что соответствующих специалистов мы готовим уже давно, имеем наработки, в том числе и научные. В головном вузе и филиалах разработаны программы подготовки, имеются специальные тренажеры, симуляторы для работы на атомном флоте. В частности, в «макаровке» есть все условия и для повышения квалификации уже опытных специалистов.
Хотелось бы отметить: одним из главных стратегических партнеров вуза является компания «Атомфлот» – предприятие, в обязанности которого входит эксплуатация и обслуживание атомного гражданского ледокольного флота России. ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова – единственный в России и в мире вуз, в котором с 1958 года на кафедре судовых ядерных энергетических установок в составе факультета судовой энергетики Института «Морская академия» действует система подготовки инженеров всех специальностей, необходимых для эксплуатации гражданских атомных судов. За 55 лет нам удалось подготовить более 1000 инженеров–атомщиков, прошли различные формы повышения квалификации более 3500 специалистов. В связи с этим думаю, что университет с подобной задачей справится.

Елизавета КАРПОВА,
обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться