Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Новые подходы к старым проблемам

О себестоимости строительства и сметных ценах на строительные работы.

31 марта 2020 года вступает в силу обновленная федеральная сметно–нормативная база (ФСНБ–2020). Это один из этапов в долгом процессе реформирования системы ценообразования, начатом несколько лет назад. Актуализированную ФСНБ–2020 ждали не только инженеры–сметчики, но и все, кто связан со строительством в системе госзаказа. Однако, как оказалось, очередную редакцию можно назвать обновленной лишь условно…

Вехи реформы

В актуализированную ФСНБ–2020 вошли Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН), Федеральные единичные расценки (ФЕР), Федеральный сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (ФССЦ), ценники на перевозки грузов, а также нормативы цены строительства. Работу по актуализации выполняли Минстрой России совместно с Главгосэкспертизой России, комитетом города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, ОАО «РЖД» и Госкорпорацией «Росатом». Как заявил замначальника Главгосэкспертизы России Сергей Лахаев, база существенно упорядочит цено-
образование в строительной отрасли: в ней актуализировано более 38 000 норм; изменения затронули как ресурсные части сметных норм и составы работ, так и общие положения сборников.
Напомним: необходимость актуализировать цены на сметные нормативы строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования была отражена в поручениях Президента России по итогам заседания Госсовета по вопросам развития сети автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения 26 июня 2019 года. До этого много лет гражданское и промышленное строительство (в том числе инфраструктурных объектов транспортной сферы), финансируемое за счет бюджета, осложнялось системной проблемой ценообразования в части составления смет. По данным официальной статистики, только за последние пять лет себестоимость строительства выросла на 28–30%, при этом сметные цены на строительные работы для госзаказа увеличились всего на 16% – по 4% в год. Это привело к ситуации, когда в ходе аукционных процедур в регионах подрядчики или не заявляются на торги, либо же в них участвуют компании, которые заранее понимают невыполнимость обязательств.
Профильное ведомство предложило план мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли России в три этапа. На первом этапе (на время переходного периода) планировалось сохранить существующий порядок определения сметной стоимости строительства базисно–индексным методом. «Эта мера позволит пересчитать индексы и дать в стройку недостающий ресурс. Появится возможность формирования нормальной максимальной цены контракта, и компании будут выходить на аукционы, понимая, что реализация данного проекта как минимум не приведет к убыткам, а как максимум обеспечит им прибыль», – пояснил министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев. На втором этапе предполагалось апробировать ресурсную модель с возможностью использования сметных цен, рассчитанных и опубликованных на основании мониторинга сметных цен, с возможностью определения сметной стоимости строительства ресурсно–индексным методом с использованием индексов пересчета в текущий уровень цен по отдельным ресурсам. На третьем этапе планировалось осуществить окончательный переход на ресурсный метод определения сметной стоимости строительства на основании данных о стоимости строительных ресурсов, размещаемых в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

От перемены мест слагаемых…

Однако профессиональное сметное сообщество полагает, что новая ФСНБ–2020 актуализирована формально и, по сути, замораживает саму идею перехода от базисно–индексного метода к ресурсному. По мнению президента Союза инженеров–сметчиков Павла Горячкина, в обновленной базе по–прежнему фигурируют цены двадцатилетней давности. «Вместо реального обновления нам предлагают шестую редакцию одной и той же базы – то есть уже шесть раз переписываются нормативы 1984 и 1991 годов! – прокомментировал он это событие. – Там с места на место переставлены какие–то цифры, меняются показатели затрат труда и некоторые коды ресурсов, по капле добавляются какие–то нормы и новые технологии. Но в целом это на 98% переписывание старых советских нормативов с их устаревшими технологическими подходами к строительству, со всей устаревшей техникой и материалами».
По данным Главгосэкспертизы, в базе ФСНБ–2020 актуализированы 38 тыс. норм, однако эта цифра искусственно завышена. Например, в базе 2017 года значится термин «Битумы нефтяные жидкие БНД–40», а в базе 2020 года – «Битум нефтяной БНД–40». И несмотря на техническую поправку материалу присваивается новый код и новая расценка. Другой пример: практически в каждой норме в качестве внутрипостроечного транспорта присутствует подъемный кран на автомобильном ходу. В предыдущем варианте норм использовался 10–тонный кран, который сейчас не выпускается. Вместо него в ФСНБ–2020 внесли 16–тонный кран, так что следом автоматически поменялось огромное количество норм. Или была, например, трудоемкость на каком–то очень распространенном процессе 96 человеко–часов, ее поменяли на 94 человеко–часа – а это еще тысячи изменений. Инженеров–сметчиков не устраивает и множество других недоделок и технических ошибок в обновленном документе.
После активного обсуждения этих и других нюансов, инициированных представителями сметного дела в России, ситуация изменилась в лучшую сторону. Цены для составления смет государственных строек в ряде регионов России увеличились после актуализации и приблизились к реальной себестоимости. Об этом заявил замминистра строительства и ЖКХ Дмитрий Волков в конце февраля на выездном заседании в Костроме. Он, в частности, сказал: «Основной ценообразующий фактор – индексы пересчета сметной стоимости строительства – мы начали впервые за последние пять лет выпускать расчетным путем, то есть действительно начали пересчитывать, исходя из реального государственного мониторинга цен на каждой отдельной территории. Эти индексы были актуализированы для трети регионов. А еще примерно в трети регионов заявили, что им это не требуется, у них и так ситуация нормальная. В целом по пересчитанным регионам цена поднялась в среднем на 14,8%». По его словам, особое внимание было уделено расчету экономически обоснованной заработной платы строителей, благодаря чему зарплаты, которые учитываются в системе цено-
образования, выросли в среднем на 17%.

Комментарии экспертов

В Федеральном дорожном агентстве также сдержанно оценили обновленную ФСНБ–2020. «Предполагалось, что новая база будет включать в себя сметные нормативы, учитывающие использование новых технологий строительства, технологических и конструктивных решений, а также современных строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, – прокомментировали в пресс–службе Росавтодора. – В агентство поступают обращения от подрядных и проектных организаций, а также от граждан с информацией, что в большинстве расценок в составе ФСНБ–2020 по–прежнему наблюдается отставание учтенных технологий, материалов, машин и механизмов от применяемых в современном строительном комплексе. Кроме того, в сборниках ФЕР «Земляные работы» и «Автомобильные дороги» наблюдается снижение ресурсных и ценовых показателей в отдельных расценках в сравнении с ФСНБ–2017, а также занижена трудоемкость машин и механизмов».
Важно отметить, что сама по себе сметно–нормативная база в ценах 2000 года не может рассматриваться отдельно от индексов изменения сметной стоимости строительства. В настоящее время Федеральное дорожное агентство совместно с ФАУ «Главгосэкспертиза России» осуществляет на постоянной основе разработку индексов изменения сметной стоимости строительно–монтажных работ по видам объектов «Автомобильные дороги» и «Искусственные дорожные сооружения». Так, на сегодняшний день Минстроем России разработаны и опубликованы индексы изменения сметной стоимости строительно–монтажных работ по видам объектов «Автомобильные дороги» и «Искусственные дорожные сооружения» для 62 субъектов Российской Федерации. Предполагается поэтапная публикация индексов по остальным регионам. В связи с учетом отраслевой специфики применение таких индексов по сравнению с индексами по виду объектов «Прочие объекты» позволит более достоверно определять сметную стоимость объектов дорожного хозяйства.
Планирование утверждения (актуализации) сметных нормативов осуществляется Минстроем России ежегодно на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также юридических лиц в соответствии с порядком утверждения сметных нормативов, утвержденным приказом Минстроя России от 13 января 2019 года № 2/пр.
По оценкам Федерального дорожного агентства, предварительная потребность дорожной отрасли в разработке сметных нормативов на ближайшие годы составляет более 250 шт. Уже сейчас Росавтодор совместно с Ассоциацией «Р.О.С.АСФАЛЬТ» оценивает возможность разработки/актуализации сметных норм с участием профессионального дорожного сообщества. Агентство предлагает отраслевым ассоциациям и всем заинтересованным организациям рассмотреть возможность участия в проводимой работе.

Надо менять подход

Профессионалы сметного дела напоминают, что смысл актуализации нормативной базы заключался не в самом процессе и не в отчетах, а в необходимости правильно определить цену объекта. Пока проблемы только нарастают, конкурсы и тендеры срываются, потому что заказчики не могут правильно определить стоимость объектов капстроительства. Как следствие – растет число уголовных дел за «растраты и хищения при выполнении госзаказа на строительство». «Это говорит о том, что ценообразование на стройке доведено до полного абсурда, что мы утратили ощущение цены и уже не можем ее посчитать. Уже не только сметчики не могут работать нормально – региональные власти не понимают, что и как они должны делать. Губернаторы, министры строительства регионов не знают, да и боятся что–то делать! У них отняли все полномочия по ценообразованию, региональные индексы спускаются сверху», – комментирует ситуацию Павел Горячкин.
Показательный пример – ситуация в Крыму, где заморожена каждая вторая стройка. «Главная проблема в том, что изначально допущена ошибка в ценообразовании, – рассказал заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин в одном из своих интервью. – В результате реальной конкуренции не было. В таком случае приходят подрядчики либо непрофессиональные, либо те, кто сразу знает, что ничего не построят. Ругают, конечно, как и везде, за все строителей. На самом деле в цепочке виновников они лишь замыкающее звено. Начинается эта цепочка с некачественно составленного некомпетентным чиновником технического задания, скажем, на дорогу, которая является сложнейшим объектом с инженерными сетями, коммуникациями. Затем в соответствии с ФЗ № 44 выбирается проектировщик, который в жизни ничего не проектировал, но зато дал самую низкую цену на свой проект. В результате выдал отвратительную документацию. Поэтому ключевая задача, которую я перед собой ставлю, – менять подход к системе госзаказа».
В профильном ведомстве непосредственно направление ценообразования теперь курирует назначенный первым заместителем министра строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин. Одной из важных задач он также называет снижение организационных и технических барьеров в строительстве, сокращение сроков выдачи разрешений на строительство, положительного заключения госэкспертизы, а также дальнейшее совершенствование нормативной базы в области ценообразования. «В данном направлении существует дисбаланс, – объясняет он. – И поэтому пока не получился тот результат, который необходим. Сегодня, допустим, на основе нормативной базы в регионах не могут четко зафиксировать стоимость ресурсов. Тип расчетов (базисно–индексный, или ресурсный метод определения стоимости строительного объекта) должен базироваться на реальной стоимости ресурсов. Когда ты приходишь в магазин, видишь ценник, то не торгуешься, а на стройке считается, мы можем торговаться».

Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»


просмотры:

866

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
Онлайн казино casino x - приглашает в мир азарта.