Состоялось расширенное заседание общественных советов Минтранса
и Росавтодора по поводу прокладки трассы через Химкинский лес.
Открывая заседание, председатель Общественного совета Минтранса России Анатолий Кучерена напомнил собравшимся, что Президент России поручил правительству приостановить реализацию постановления о строительстве автодороги, проходящей через Химкинский лес, и провести дополнительные общественные и экспертные обсуждения по данному вопросу, а также проинформировал, что 16 сентября пройдет обсуждение этого вопроса в Общественной палате РФ, которая планирует 18–19 сентября представить главе государства свои рекомендации по варианту строительства.
Выступивший с докладом и. о. директора ФГУ «Дороги России» (заказчик строительства) Андрей Журавлев сообщил, что первоначально рассматривалось до 9 вариантов прокладки скоростной автодороги Москва – Санкт–Петербург на участке 15–й – 58–й км. На стадии обоснования инвестиций рассмотрено 3 варианта. По принятому варианту трасса должна пройти от Бусиновской транспортной развязки на пересечении с МКАД до северной окраины поселка Старбеево в обход г. Химки по единственно возможному коридору, согласованному генпланом г. Москвы и г. Химки. По данному варианту 12 мая 2005 года были проведены общественные слушания. Выбранный вариант признан экономически и экологически целесообразным, проект прошел экологическую экспертизу: заключение государственной экологической экспертизы утверждено приказом Ростехнадзора 6 сентября 2006 года.
Кроме того, Андрей Журавлев сообщил, что размер штрафа в случае разрыва концессионного соглашения по строительству первого участка скоростной магистрали может составить 3–3,5 млрд рублей. При этом для прокладки трассы по альтернативному варианту потребуется как минимум три года только на создание нового проекта без учета времени строительства и подготовки территории. В то же время участок от МКАД до аэропорта Шереметьево должен открыться уже в 2012 году.
О том, что выбранный вариант прокладки трассы оптимален, говорила на заседании заместитель руководителя НИиПИ Генплана Москвы Алла Меламед. Она напомнила, что еще в 1971 году именно в Химкинском лесу было зарезервировано место под строительство этой дороги. Власти Химок в течение многих лет не застраивали эту территорию, поэтому в 2004 году можно было приступить к проектированию трассы. Этот вариант позволяет обойтись малой кровью по сносу домов – «под нож» попадают всего два.
Председатель координационного совета «Свобода выбора», член Общественного совета Росавтодора Вячеслав Лысаков сказал, что нужно думать не только о деревьях, но и о людях. Так что дорогу строить надо. Со строительством этого платного участка улучшится экология, потому что уменьшатся выбросы выхлопных газов в районе Химок и уменьшится количество жертв автокатастроф на этом направлении. Его поддержал член генерального совета общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Сергей Фахретдинов. Он напомнил, что через шесть лет число автомобилей увеличится, а уже сейчас в пять раз выбросы выхлопных газов превышают все нормы в районе Химок, десятки людей опаздывают на рейсы. Кроме того, по его мнению, если отказаться от этого проекта, то Россия потеряет десятки миллиардов долларов, и ни один иностранный инвестор не пойдет в Россию на строительство дорог.
Разумеется, были у большинства выступавших на заседании и оппоненты. Так, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин предложил просто расширить существующую трассу. На что специалисты пояснили, что это фактически утопия. Что касается оппонентов из числа экологов, то их предложения конструктивными никак не назовешь, так как сводились они фактически к предложению трассу не строить, все оставить как есть: вырубленная просека через пять лет сама зарастет, и все будет хорошо.
Кстати, о вырубке. Руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин дал справку. По его словам, 160 га уже отведено под лесопарковую зону в Дмитровском лесхозе. Еще планируется высадка 500 га в Молжаниновском районе и 170 га на Лосином острове. Таким образом, ущерб химкинской лесополосе будет многократно перекрыт увеличением площади подмосковных лесов.
В свою очередь мэр Химок Владимир Стрельченко, отвечая оппонентам из числа экологов, заметил: их утверждения по поводу того, что жители города против строительства новой трассы, – откровенная ложь.
А генеральный директор АСПОР Александр Малов напомнил собравшимся, что речь идет не о дороге Москва – Химки, а о трассе Москва – Санкт–Петербург, и надо подумать о том, что от выхлопов «ленинградки» задыхаются еще и жители Солнечногорска, Клина, Вышнего Волочка.
Анатолий Кучерена попросил высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу генерального директора ООО «Северо–западная концессионная компания» Венсана Кабанна. Наш зарубежный партнер высказался достаточно корректно, но вполне внятно: «Мы бы не шли на конкурс, если бы параметры предложенной трассы не соответствовали всем европейским нормам», – сказал он.
В результате почти трехчасового обсуждения присутствовавшие на заседании члены общественных советов практически единодушно высказались за прокладку трассы по утвержденному варианту.
Юрий ПАВЛОВ