Выходу из «пике» отечественного авторынка должна помочь господдержка.
Автокарантин: влияние коронавируса на российский автомобильный рынок – такова была тема пресс–конференции, прошедшей в онлайн–режиме в ТАСС. Вопросы, вынесенные на обсуждение, касались сегодняшнего состояния отечественной автомобильной промышленности, карантинных мер, предпринимаемых производителями и дилерами автомобилей. Состоялось детальное обсуждение вероятного резкого скачка цен и простоев на производстве из–за перебоев в поставке комплектующих, а также перспектив российского автомобильного рынка.
Пятеро экспертов автоиндустрии, принявшие участие в пресс–конференции, были едины в одном: без помощи государства отрасли будет очень сложно вернуться на прежние позиции и вновь стать полноценным участником отечественной экономики. Мало того, автопром является ее драйвером и восстановление этой сферы бизнеса повлечет за собой оживление многих смежных отраслей, что в свою очередь не только вернет вложенные государством деньги, но и поможет сохранить рабочие места.
По мнению президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олега Мосеева, хоть Правительством России и Центробанком автобизнес включен в перечень самых пострадавших отраслей, нерешенные вопросы все еще остаются.
– Пострадавшим признан лишь малый и средний бизнес, и именно сюда направлена гос-
поддержка, – прокомментировал Олег Мосеев. – Однако это не совсем справедливо, поскольку в нашем бизнесе из–за того, что товар дорогостоящий, мы зачастую выпадаем из категорий малого и среднего бизнеса по формальным признакам оборота. Значительную часть рынка занимают крупные компании, где работают десятки тысяч людей, и если пострадавшим признан весь автобизнес, то и поддержка должна оказываться всей отрасли в целом.
По словам Олега Мосеева, произошла и некоторая путаница с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), входящим в систему национальной стандартизации Российской Федерации. Дело в том, что меры поддержки в период карантина распространяются на компании малого и среднего бизнеса, имеющие ОКВЭД сфер деятельности, признанных пострадавшими. За минувший месяц перечень пострадавших отраслей расширялся несколько раз. Сначала вышло постановление Правительства РФ № 434 от 03.04.2020, где был определен основной перечень ОКВЭД
пострадавших сфер. Затем вышло постановление Правительства РФ № 479 от 10.04.2020 с дополнениями в список пострадавших. И, наконец, 18 апреля появилось постановление Правительства РФ № 540, исходя из которого в перечне ОКВЭД пострадавших сфер деятельности порядка 70–80% дилеров не числятся.
– Мы уже имеем официальные ответы от налоговых органов, где четко сказано: вы не попадаете, – подчеркнул Олег Мосеев. – Мы обратились в правительство с просьбой внести коррективы в постановление и включить все ОКВЭДы, которые используются официальными дилерами, и надеемся, что это вскоре произойдет, поскольку коллеги из правительства понимают, что была допущена формальная ошибка.
Олег Мосеев рассказал и о диалоге его ассоциации с Минпромторгом России. Исторически это ведомство является локомотивом в продвижении различных мер поддержки, которые, в частности, необходимо внедрить, чтобы автобизнес после пандемии как можно скорее начал работать. Спикер подчеркнул, что ассоциация уже внесла предложение по возобновлению общей программы субсидирования кредитных ставок с добавлением в нее дисконта на собранные в России автомобили стоимостью до 1,8 млн руб., которых, кстати, более 80%. Это позволило бы потребителю более уверенно пойти на сделку, так как вполне очевидно, что средств у населения в период карантина не прибавилось. Более того, у потенциальных покупателей поубавилось уверенности. Совсем недавно после трехлетнего падения началось относительное восстановление потребительского интереса. Но за прошлый год он вновь снизился. Да и сейчас автомобиль не относится к товарам первой необходимости. Между тем при 10%–ной скидке государство с лихвой вернет деньги, потому что только НДС на один проданный автомобиль возвращает 20%.
Комментируя мнение Олега Мосеева относительно несправедливого распределения поддержки между представителями автомобильного бизнеса, председатель совета директоров группы компаний «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев отметил:
– В автобизнесе немногие предприятия соответствуют категориям малого и среднего бизнеса. Взять, к примеру, нас. Годовой оборот группы компаний нашего холдинга – порядка 100 млрд руб. Верхняя планка для господдержки – 2 млрд руб. Соответственно, мы под эту поддержку не попадаем. Тем не менее, если все же говорить о поддержке, то в «мирное время» она составляет 600 млн руб. в месяц для того, чтобы быть безубыточными. В режиме экономии – 450–500 млн руб. Но эти 600 млн надо покрыть доходами. А поддержки мы сегодня получаем менее 10 млн руб. Поэтому приходится изыскивать возможности у самих себя. Благо первый квартал был удачным, что позволило накопить какой–то запас. Но, как мы знаем, этот запас, как и в семейном бюджете, достаточно быстро кончается, и, если его не пополнять, приходится дальше в лучшем случае занимать, если кто–то даст взаймы. А когда перестанут давать взаймы – это уже совсем печальный исход. Непростая ситуация и в сервисе. Там тоже наблюдается клиентский спад на 30%. Поэтому мы идем на сокращение затрат. Мы откровенно поговорили с сотрудниками, обрисовали перспективу, которая предполагает обвал авторынка в 2020 году на 30–50%, а значит, такое количество участников рынка, какое есть сейчас, востребованным не будет.
Помимо падения рынка Вячеслав Зубарев назвал еще одну угрозу, которая повлечет снижение покупательской способности. Это так называемое перезатоваривание рынка. После карантина начнут работать предприятия, отягощенные грузом долгов, финансовых обязательств, которые нужно возвращать и исполнять. А перезатоваривание, как это было неоднократно, приводит к демпинговой войне и другим негативным явлениям.
– Но, если нам помочь, то мы выживем, сохраним рабочие места, а значит, в выигрыше будут все, – резюмировал Вячеслав Зубарев.
Свое мнение по возникшей ситуации на авторынке высказал автоэксперт Игорь Моржаретто. Он также выразил надежду на помощь государства, приведя в пример Китай, где каждому человеку, желающему приобрести машину, выдают более 1,4 тыс. долл. Плюс покупатель получает налоговые преференции, преференции по регистрации автомобиля. Нечто похожее после карантина ожидается в ряде стран Европы.
– Нас действительно ждут нелегкие времена, – отметил Игорь Моржаретто. – Падение спроса на авторынке зависит не только от эпидемии коронавируса, но и от состояния нефтяного рынка, от экономического кризиса в целом, который, к сожалению, нас ждет. Как следствие, вполне вероятны потери части дилерского бизнеса, это повлечет за собой некоторую безработицу. Поэтому господдержка крайне необходима. Ведь, как показывает мировая практика, автобизнес на единицу затрат приносит в бюджет три единицы дохода.
Свой взгляд на ситуацию озвучил и директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков. Он подчеркнул, что если в марте и вообще в первом квартале 2020 года отечественный автомобильный рынок дышал, и довольно уверенно, то на долю апреля выпали лишь остатки этой уверенности в виде выдачи приобретенных автомобилей.
– Довольно тяжелая ситуация складывается на региональном уровне, – подчеркнул Сергей Целиков. – Фактически стоит Москва. Здесь не только нет выдачи автомобилей, но даже нет сервиса. Есть, правда, регионы, их 16, где торговля разрешена, но это вовсе не значит, что торговля там осуществляется. А есть регионы, где дилеры закрыты вовсе. Спрос сократился катастрофически.
Сергей Целиков отметил также, что в разных сегментах авторынка ситуация заметно отличается. К примеру, рынок автомобилей с пробегом в апреле–мае может просесть на 80%, затем, до конца лета, – на 50%, а к концу 2020 года – на 40%. Что касается рынка новых автомобилей, то в апреле–мае он может потерять до 80–90% от прежних объемов. Правда, после снятия ограничительных мер, а это, как считает эксперт, произойдет не ранее июня–июля, спрос начнет восстанавливаться, но вряд ли достигнет докризисного мартовского уровня.
– Если государство не обеспечит поддержку конечного потребителя, спрос на новые автомобили может оказаться вдвое ниже, чем до начала пандемии, – прокомментировал Сергей Целиков. – То есть если в первом квартале 2020 года дилеры в общей сложности ежемесячно реализовывали порядка 130–140 тыс. машин, то летом можно ожидать спрос на уровне 70–80 тыс. Просел и рынок коммерческих автомобилей, и если не заработает программа госзакупок, то до конца года можно ожидать снижения до 30–40%.
В процессе обсуждения сложившейся ситуации своего рода «спасательным кругом» для автобизнеса могли бы стать продажи в формате онлайн. По словам генерального директора компании «Фреш Авто» Дениса Мигаля, апрель 2020 года был ознаменован перестройкой процессов в компании под новую реальность. Но, поскольку работа над онлайн–направлением ведется здесь давно, соответственно, и технологическая база, и подготовка персонала находятся на должном уровне. Правда, изменился потребитель. Многие начали понимать, что покупать в онлайн–режиме можно, даже в какой–то степени удобно. Многие, но далеко не все.
– Если мы как бизнес обеспечим клиенту максимум безопасности при покупке в режиме онлайн, то, конечно же, потребитель будет голосовать за этот метод рублем, – подчеркнул Денис Мигаль. – Но риск здесь в том, что в онлайн–процессах пока что остается непонятной юнит–экономика – метод экономического моделирования, используемый для определения прибыльности бизнес–модели путем оценки расходной части на различные разработки, процессы, которые представляют собой достаточно дорогую составляющую. Отсюда вопрос: готовы ли дилеры вкладывать в этот канал инвестиции? Причем речь идет об очень серьезном финансировании. В противном случае об онлайне можно забыть.
По мнению Дениса Мигаля, дилеры обязаны инвестировать онлайн–продажи, так как тот, кто сегодня победит в онлайне, завтра станет хозяином офлайна. Кроме того, онлайн для дилерской сети – реальный шаг к обелению всего рынка. То есть автомобиль продается без каких–либо посредников. Вся цепочка состоит из двух звеньев: продавец – покупатель. Исчезнет возможность, скажем, оформить заявку на одну сумму, а в чеке указать другую. Таким образом, на рынке автобизнеса онлайн может совершить настоящую революцию.
– Я думаю, что сегодня все ключевые дилерские сети должны готовиться к глобальной перестройке расходной части офлайна, потому что так или иначе в ближайшее время придется конкурировать с онлайном, – отметил Денис Мигаль.
Однако, по мнению Олега Мосеева, противопоставлять два этих формата ни в коем случае не следует. Только используя объединенный вариант онлайна и офлайна, можно получить значимый и доходный эффект. Как пример, в апреле в формате «удаленки» РОАД осуществила только 25% продаж от месячного плана. Причем это не чистый онлайн, так как его в России практически нет. Что касается потребителя, то он сегодня не готов максимально переключиться на онлайн–покупку автомобиля, поскольку это дорогостоящий товар. И если в случае с автомобилем, имеющим пробег, чуть проще: покупатель ищет его на вторичном рынке и в принципе знаком с этой машиной, то относительно новых автомобилей – это в 90% случаях знакомство с незнакомым товаром. Соответственно, и элемент офлайна будет присутствовать еще довольно долго. Есть мнение, что эта дилерская сетка сохранится как минимум до 2030 года.
Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.