В Правительстве РФ состоялось совещание о строительстве автодороги «Европа – Западный Китай»
Открывая совещание, Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин отметил, что на ближайшую перспективу в три–четыре года это самый масштабный дорожный проект России. Он имеет особое значение для всего евразийского пространства. Трасса длиной более 700 км – это совместный проект России, Казахстана и Китайской Народной Республики. Из 8,5 тыс. км дороги более 2 тыс. км пройдут по территории нашей страны.
По мнению премьер–министра, реализация проекта скоростной автомагистрали от Москвы до Казани – это важнейшая часть общенационального плана действий, направленных на преодоление последствий распространения коронавируса и поддержку ключевых отраслей экономики. Автотрасса обеспечит безостановочное скоростное автомобильное сообщение между четырьмя из восьми крупнейших агломераций России – Московской, Самарско–Тольяттинской, Нижегородской и Казанской. Проект дает регионам импульс к ускоренному развитию. Суммарный прирост внутреннего регионального продукта на этих территориях составит более 500 млрд руб. к 2050 году.
– Важно, что непосредственно на строительстве будет создано более 30 тыс. рабочих мест. И еще более 130 тыс. – в смежных отраслях. Это такие отрасли, как автомобилестроение, нефтехимия, электроника, транспорт и логистика, сфера услуг и другие, – отметил глава правительства.
С учетом особого значения трассы М–12 Правительство РФ ставит задачу ввести ее в эксплуатацию уже в 2024 году. Общий объем финансирования составляет более 650 млрд руб. Эти инвестиции дадут весомую отдачу в течение ближайших лет после запуска магистрали.
По словам Михаила Мишустина, чтобы проект был реализован в срок и с максимальной эффективностью, необходима плотная координация всех планов. Это касается всех – от органов исполнительной власти, профильных министерств и ведомств до компаний, которые непосредственно будут принимать участие в строительстве.
Выступивший на совещании заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин отметил:
– В этом году мы, несмотря ни на какие экономические сложности, не сократили объемы строительства, потому что определено было, что строительство является драйвером развития экономики в выходе из экономически сложной ситуации. Могу доложить, что на сегодняшнюю дату мы идем с опережением по сравнению с прошлым годом, со значительно большим освоением, несмотря на коронавирус. Мы мобилизовали все силы, приняли большое количество решений, нормотворческих актов, которые позволили упростить подходы к строительству. Это нам позволяет с оптимизмом и уверенностью сказать, что такой сложный проект, протяженность которого, если суммарно все дороги посчитать, более 3 тыс. км, возможно реализовать меньше чем за четыре года. Конечно, это требует колоссальной концентрации усилий, большой мобилизации строительных ресурсов. Требует также решения вопросов, связанных с организацией финансирования, подготовки территорий, перекладки коммуникаций и мобилизации всех сил.
Далее Марат Хуснуллин доложил о состоянии перспектив строительства отдельных участков трассы.
В свою очередь министр транспорта РФ Евгений Дитрих доложил, что сейчас активно отрабатывается опорная сеть автомобильных дорог, которая должна в принципе дать новое развитие связи российских территорий. Туда включен, естественно, и коридор Европа – Западный Китай с продлением до Екатеринбурга. Есть планы также рассмотреть коридор Екатеринбург – Уфа – Самара – Саратов, далее на юг, на Волгоград.
Завершая совещание, Михаил Мишустин заявил, что уже в текущем году на строительство трассы Москва – Казань будет направлено 150 млрд руб. из Фонда национального благосостояния. Соответствующие поручения будут даны Министерству финансов, Министерству транспорта и Министерству экономического развития РФ.
Премьер–министр поручил профильным министерствам и ведомствам совместно с компанией «Автодор» в ближайшее время представить согласованный план мероприятий, которые необходимы для запуска проекта в самые сжатые сроки.
Министерству транспорта РФ совместно с Республикой Татарстан поручено проработать вопрос строительства отрезка дороги Шали – Бавлы, который соединяет две важнейшие федеральные трассы – М–5 и М–7. Министерству финансов – в случае необходимости проработать вопрос по государственно–частному партнерству по этой трассе.
– До 10 сентября должны быть проведены конкурсные процедуры по определению подрядчиков для каждого этапа проектирования и строительства этой дороги, – сказал глава правительства. – Обращаю особое внимание, что речь идет о контрактах под ключ. Все документы по планировке территории, по которой пройдет трасса Москва – Казань, должны быть утверждены до 1 ноября. Прошу глав субъектов Российской Федерации активнее участвовать в этой работе, ускорить необходимые процедуры согласования документов и оказать помощь в соответствующих работах по переносу сетей и коммуникаций, которые находятся в ведении региона. Что касается инженерных сетей в федеральной собственности, то их перекладку и модернизацию необходимо завершить до 1 июня 2022 года. Чтобы уложиться в запланированные сроки, я бы просил наши госкомпании – «Газпром», «Россети», «Ростелеком», «Транснефть» совместно с «Автодором» – работать в самом плотном контакте.
Далее Михаил Мишустин поручил министру транспорта РФ оперативно проработать все вопросы, связанные с продлением трассы до Екатеринбурга к 2030 году, как мы и договорились. И представить план реконструкции и ремонта федеральных автодорог до границы с Казахстаном. Это позволит в перспективе замкнуть международный транспортный маршрут Европа – Западный Китай и обеспечить по нему бесперебойный транзит.
– Сегодня мы даем старт, по сути, мегапроекту. Наша задача – сделать все, чтобы осуществить его в сжатые сроки, – заключил глава правительства.