Готовы ли транспортные вузы страны к началу нового учебного года?
В этом году прием в высшие учебные заведения проходил в непростых условиях, как, собственно, и подготовка к новому учебному году. Однако отраслевые вузы, как всегда, демонстрируют готовность работать в любых условиях.
О том, в каком формате планируется начать учебный год, какие проекты планируется реализовать, корреспонденту «ТР» рассказал директор Административного департамента Минтранса России Константин ПАШКОВ.
– Константин Анатольевич, многих волнует вопрос: в транспортных вузах учебный год начнется в очном или дистанционном формате?
– Этот вопрос отнесен к полномочиям субъектов Российской Федерации. На данный момент обучение должно проводиться в 17 вузах, имеющих 91 филиал и находящихся в 56 субъектах. В случае если санитарно–эпидемиологическая обстановка позволяет, в транспортных вузах все пройдет согласно расписанию – учеба начнется 1 сентября, в День знаний. Если будут введены карантинные меры, все мероприятия пройдут в онлайн–режиме.
Особенность этого учебного года будет заключаться только в том, что в связи с переносом сроков сдачи ЕГЭ и соответствующей аттестации некоторые учебные заведения первокурсников примут только в начале октября.
Но в целом пандемическая ситуация показала, что вузы очень быстро перестроились, отработав соответствующие дистанционные программы. Это вполне закономерно, так как в транспортных вузах всегда была сильная дистанционная компонента. В частности, речь идет о железнодорожных вузах, а также о тех специальностях, в ходе освоения которых студенту не требуется постоянно взаимодействовать с тренажерным оборудованием. Учитывая относительно небольшие сроки прошедшего карантина, все прошло гладко. Многие вузы поменяли местами последовательность часов – практику и теорию. Надеюсь, что если ограничения снова будут, то ненадолго.
Планируем, что День знаний мы также отметим в онлайн–формате.
С 10:00 утра начнется трансляция программы, которую сейчас готовим: в первую очередь это будут поздравления и напутствия от руководителей Минтранса России, транспортных компаний. Подобный формат уже был опробован на едином выпускном вечере и показал высокий интерес у аудитории.
– Как пандемия отразилась на подготовке к началу нового учебного года?
– Разумеется, хотелось бы подчеркнуть, что мы в любом случае не планируем никаких масштабных мероприятий: привычных торжественных линеек, концертов, так как в соответствии с решением мэра Москвы все массовые мероприятия в столице отменены. Однако традиционное мероприятие – собрание лучших студентов–первокурсников, которые набрали большее количество баллов в ходе сдачи ЕГЭ или вступительных испытаний, планируется в Российском университете транспорта. Из рук ректора они получат студенческие билеты, услышат слова напутствия. Но и данное мероприятие будет проведено в строгом соответствии со всеми необходимыми в сложившихся условиях мерами безопасности.
Мы должны понимать, что изобретать велосипед не требуется. Да, мы оказались в непривычных для себя условиях, вынуждены были перейти на дистант. Однако мое мнение, что дистанционное обучение студентов–транспортников на основном этапе – это абсурд. Оно никогда не заменит общения с реальным преподавателем, как и все онлайн–защиты дипломов, выпускные. У нас есть понимание, что это вынужденные меры. Длительный период времени в образовательной среде прогрессивные представители разных университетов насаждали идеи о необходимости подобных технологий. Но здесь следует рассуждать с точки зрения элементарной логики: когда мы имеем дело с уже готовым специалистом, видеолекция для него будет чем–то незаменимым и понятным, так как он будет рассматривать ее как возможность получения дополнительной информации, расширения кругозора. Не помешает она и студенту для дополнения к основной программе. Здорово, когда можно дома вечерком посмотреть материал, освежить что–то в памяти. Но мы говорим о студенте, только что поступившем на первый курс, и ему необходимы живой контакт, живое общение. Мое мнение подкрепляется и мнением представителей системы образования. Мы не сможем дистанционно подготовить пилота, судоводителя, машиниста. Обучающиеся должны быть в соответствующей среде. Исходя из этого реакция на наши успехи в сфере организации дистанционной формы образования должна быть сдержанной, так как, повторюсь, весь процесс носил вынужденный характер.
Конечно, мы понимаем, что онлайн–платформы могут быть полезны. Министром транспорта Российской Федерации еще до пандемии было принято решение о разработке соответствующей площадки, чем сейчас занимается РУТ (МИИТ). Однако создание портала транспортного образования, который будет представлять собой сборник всех необходимых учебников, методических пособий, презентаций, лекций и другого полезного видеоконтента, – это не замена основной программы подготовки. Цифровые технологии могут носить лишь вспомогательный характер в учебной работе.
– В этом году прием документов в вузы осуществлялся дистанционно. В связи с этим нагрузка на столичные транспортные вузы возросла?
– Безусловно, нагрузка выросла хотя бы потому, что не все абитуриенты в подобной ситуации могут уследить за всеми тонкостями заполнения документов. Однако транспортные вузы своевременно реагируют на возникающие трудности, открывают «горячие линии», где работают компетентные специалисты, способные проконсультировать абитуриентов. Поэтому могу с уверенностью сказать, что с поставленными задачами система справляется.
Помимо этого мы рады за абитуриентов из регионов, которые благодаря подобному формату приема документов смогли подать заявления в столичные вузы, сэкономив на проезде и проживании во время проведения вступительных испытаний и ожидания результатов. Так что с этой точки зрения есть и положительные моменты.
Однако отмечу, что в транспортных вузах уже длительное время мы наблюдаем устойчивый конкурс. В частности, на программы среднего профессионального образования есть направления, где на одно место претендуют до пяти человек, а по программам высшего образования – до десяти. При этом подобная ситуация наблюдается как в морских вузах, так и в железнодорожных. На некоторые специальности заявлений подано в два–три раза больше, чем в прошлом году. Средний балл абитуриента в авиационные училища этого года 4,8. Представляете?!
Но приемные комиссии были готовы к увеличению нагрузки из–за санитарно–эпидемиологической обстановки.
Конечно, онлайн–подача документов – это мировой тренд. Подобную возможность предоставляют многие крупные вузы со всего мира. Но в нашей ситуации, когда речь идет об отраслевом образовании, необходимо понимать, что тема подготовки кадров имеет два рубежа. Так, на некоторые специальности, эксплуатационные, абитуриент должен пройти медицинскую комиссию, личное собеседование и теоретическую проверку знаний. Каждый этап важен и просто не может быть равноценно заменен отправкой документов онлайн. В этом отношении, на мой взгляд, лишь время способно показать, насколько удачен данный опыт в отношении транспортных вузов и закрепится ли он в дальнейшем.
– Существуют ли на данный момент в транспортных вузах приоритетные направления подготовки? Какие направления планируется развивать?
– Для нас приоритет не конкретное направление, а фактические знания, которые мы можем и должны дать студентам. Действительно, полемика о приоритетности ведется уже давно, и мне представляется, что тренд на так называемую гибель той или иной профессии был. Но за последние пять лет никто так и не смог назвать те профессии, которые появятся завтра. Ни один из работодателей не пришел в Минтранс России и не сказал, что им нужен новый специалист, подходящий под как бы существующий новый формат. Скорее новые профессии создадут сами вузы. Сейчас они острее чувствуют рынок, и хоть профессии «старые», но начинка самая современная. Программы постоянно обновляются и меняются.
Проблемы возникают, когда мы начинаем заниматься профессиональными стандартами, состыковать которые с образовательным стандартом практически невозможно. Из–за того, что уже работающие специалисты предъявляют огромное количество претензий и требований, говорят об особенностях, нюансах, их практическом, а не теоретическом применении. В этой связи нам необходимо понимать, что мы не армия, но и не обычные гражданские вузы – это то, что мы не устаем повторять. Мы стоим на стороне фундаментального знания, на стороне подготовки именно специалиста, который благодаря длительному, но качественному и профессиональному обучению в профессиональной среде сможет оперативно адаптироваться, переквалифицироваться под изменения, происходящие в отрасли. В частности, у нас получается отстаивать эту точку зрения, и мы благодарим Минобрнауки России за то, что в следующем году у нас планируется увеличение числа бюджетных мест именно в рамках специалитета, что позволит нам плотнее работать с потенциальными работодателями.
Безусловно, транспорт будет меняться. Но мы готовы ответить на любые вызовы, так как уверены: в любой ситуации нас спасут фундаментальные знания, опыт поколений и наука.
Кроме того, хочу отметить, что мы всегда работаем в тесном контакте с работодателем. В прошлом учебном году был подписан уникальный документ с ОАО «Российские железные дороги», согласно которому компания в течение пяти лет вложит в железнодорожные вузы до 30 млрд руб. Это будут тренажеры и оборудование, лаборатории и другая технологическая начинка для учебного процесса. Значение этого шага трудно переоценить! Такая поддержка впервые за последние 15 лет.
– Планируется ли дальнейшая поддержка со стороны министерства по развитию программ подготовки специалистов для работы в Арктике?
– Да, мы находимся, что называется, в повестке, работаем с ФГУП «Атомфлот». В 2018 году на базе ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова был открыт Центр морских арктических компетенций, что с учетом нынешнего положения дел в судостроительных кадрах выглядит весьма свое-
временным решением. Центр предназначен для подготовки/переподготовки, повышения квалификации и поддержания компетенций персонала атомного ледокольного флота Российской Федерации. Дополнительно предполагается обучение специалистов смежным профессиям и целевая подготовка курсантов морских образовательных организаций. Будут применяться традиционные образовательные технологии, а также технологии электронного и дистанционного обучения.
Ядром центра стал тренажерный комплекс по управлению реакторной установкой «РИТМ–200», предназначенный для повышения квалификации экипажей универсальных атомных ледоколов проекта 22220. Имеется и полномасштабный тренажер, моделирующий работу центрального поста управления и всей судовой ядерной энергетической установки универсальных атомных ледоколов типа «Арктика», который включает рабочее место инструкторов для разработки сценариев упражнений, контроля их выполнения, проверки и оценки практических навыков, а также учебный класс для теоретического обучения и разбора выполненных на тренажере упражнений.
Помимо этого в РУТ (МИИТ) в рамках подготовки специалистов формируются компетенции по строительству в условиях вечной мерзлоты. Эти компетенции востребованы при создании инфраструктурных транспортных объектов в арктической зоне.
Но опять же хочу вернуться к тому, что разговоры об особенностях работы в том или ином регионе, о приоритетности подготовки конкретных специалистов не должны мешать концентрироваться на главном. Устройство тренажера, самого теплохода, тяговой и электрической установки – универсально, правила судовождения – универсальны. Это должен знать любой выпускник соответствующей специальности, вне зависимости от фактического места работы. Поэтому я точно уверен в том, что не нужно создавать никаких специальных новых учебных заведений, также мы не наблюдаем дефицита кадров. Весь вопрос в заказе: если есть заинтересованный работодатель, который реально занимается кадрами, значит, у него проблем не возникнет. Опять же, компанию ОАО «Российские железные дороги» можно поставить в пример, так как в соответствии с конкретной формулировкой требований к специалистам нам удается обеспечивать ее таковыми на 100%. Они знают своего абитуриента в лицо.
Поэтому, если есть четко сформулированный заказ, мы всегда включаемся в активную работу: скажите нам о потребности, обозначьте свои профессиональные требования и мы подготовим компетентных специалистов. И это касается не только тех направлений подготовки, выпускники которых будут работать в Арктике. В конце концов, существует отлаженная система взаимодействия – целевой прием. На мой взгляд, если уж студент учится за счет бюджетного финансирования, изначально готовится для работы в компании, то и проблем с кадрами у компании потом не будет. Но повторюсь, это обоюдный процесс.
– Вы неоднократно говорили о том, что в части организации образовательного процесса важно уделять внимание развитию центров притяжения для молодых ученых. На каком этапе развития сейчас находится проект многофункционального кластера «Образцово»?
– МТК «Образцово», на мой взгляд, – это один из самых прогрессивных и передовых на сегодняшний день проектов в системе отраслевого образования. Проект в 2018 году получил одобрение со стороны Президента Российской Федерации. 7 августа 2020 года на сайте государственных закупок объявлен конкурс, выделено свыше 800 млн руб. на проектирование фактически 8 комплексов зданий, что составит как минимум 50% от территории сегодняшнего РУТ (МИИТ).
Принципиально новые условия для учебы и науки получат Академия водного транспорта, военно–учебный центр. Сейчас запускается процесс проектирования, который, к сожалению, в соответствии с действующими нормами будет длиться на протяжении двух лет. Но важно, чтобы все наши слова привели к конкретным действиям, а не остались планами. Так что закладка «первого камня» не за горами.
Помимо этого планируем в ближайшем будущем запустить конкурс на разработку проекта учебного теплохода, который будет рассчитан на 45 человек: 10 из них будут отданы экипажу, а остальные 35 – пассажирам, которые будут работать в специально оборудованных лабораториях в соответствии с требованиями Международной морской организации. Теплоход станет флагманским проектом, так как потребность в нем очень велика. Если руководство поддержит, то сможем построить 10 таких теплоходов. Студенты предложили дать им имена наших великих командиров флота – министров и наркомов, увековечив их память. Рабочее название первого теплохода – Яков Сиверс.
На этом, конечно, наши идеи не заканчиваются. Нас волнует тема формирования универсальных учебно–образовательных кластеров для системы СПО. Мы в долгу перед средним профессиональным образованием, особенно речными техникумами. Это то, над чем сейчас думает Административный департамент Минтранса России. Мы разрабатываем целую программу, обсуждаем критерии: во–первых, наличие земли в собственности у вуза. Во–вторых, проект будет предполагать только типовое строительство, чтобы иметь возможность типовой объект привязывать к месту. И в–третьих, потенциал учебного заведения. Если развиваем, то должны точно знать, для кого готовим кадры. Образование ради образования – это не для нас. Каждый такой кластер будет иметь лабораторный корпус (в том числе с оборудованием по стандартам «Ворлдскиллс»), спортивный комплекс с бассейном или ледовой ареной, общежитие. Для нас будет успехом, если мы сможем создать примерно 25 таких новых кластеров по стране.
На данный момент мы также прорабатываем вопрос о создании так называемого второго кластера на базе РУТ (МИИТ), который будет связан с реновацией системы подготовки кадров в рамках реализации программ среднего профессионального образования. В ходе реализации проекта пройдет модернизация Московского колледжа транспорта, которому в 2022 году исполнится 150 лет, Медицинского колледжа (ему более 70 лет), в системе которого на базе поликлиники РУТ (МИИТ) планируется создать клинико–медицинский центр и построить новый учебный корпус на территории больницы ОАО «Российские железные дороги», где будут оборудованы соответствующие лаборатории. Также в проект реновации будет включена работа над Юридическим колледжем. Помимо этого огромные усилия направлены на то, чтобы каждое из этих учебных заведений соответствовало стандартам «Ворлдскиллс». Думаю, что уже на предстоящей транспортной неделе представим новый кластер среднего профессионального образования.
– Каким начало учебного года будет для системы СПО? Планируется ли реализация новых образовательных программ? В каком формате?
– Как и у всех, если позволит санитарно–эпидемиологическая обстановка в конкретном регионе, студенты системы СПО должны прийти и начать учиться. Дело в том, что процесс их обучения несколько отличается от процесса обучения студентов в вузах. Все–таки для студентов колледжей 80% учебного плана – это практические занятия. Поскольку они более практикоориентированы, на дистанционных площадках их долго обучать не получится, в этом их особенность.
Помимо этого, для того чтобы озвученные планы, касающиеся модернизации отраслевой системы СПО, сбылись, в настоящее время мы придаем большое значение внедрению подходов «Ворлдскиллс». Вовлечение студентов в конкурсы профессионального мастерства по стандартам «Ворлдскиллс», проведение демонстрационных экзаменов по стандартам «Ворлдскиллс» позволят дать объективную оценку готовности к профессиональной деятельности.
В настоящее время лидером по внедрению подходов «Ворлдскиллс» в транспортном образовании является РУТ (МИИТ). Ежегодно университет проводит конкурсы профессионального мастерства по стандартам «Ворлдскиллс». В этом году конкурс проводился в дистанционном формате. Также ежегодно проводится демонстрационный экзамен по стандартам «Ворлдскиллс».
Важно отметить, что данная деятельность принимает международный характер. В частности, союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» объявил об отборе кандидатов в национальную сборную. Конкурсанты, проявившие себя на региональных этапах, примут участие в VIII национальном чемпионате, который в онлайн–формате пройдет с 7 по 20 сентября 2020 года. Финалисты и победители национального чемпионата смогут претендовать на выступление в мировом чемпионате по профессиональному мастерству WorldSkills Shanghai 2021. На чемпионате в Шанхае планируется проведение соревнований по эксплуатации городских транспортных систем, для участия в которых в РУТ (МИИТ) сейчас формируется команда.
Также транспортные колледжи обновляют содержание образовательных программ с учетом внедрения новых транспортных технологий. Для примера могу рассказать о большой работе, проведенной в прошлом году ОАО «Российские железные дороги» совместно с Российским университетом транспорта. Ведущие специалисты ОАО «РЖД» и сотрудники Московского колледжа транспорта проанализировали учебный процесс по основным программам подготовки железнодорожников и сформировали полный перечень современного оборудования и программного обеспечения для подготовки специалистов. Сейчас в рамках соглашения, заключенного руководством ОАО «Российские железные дороги» и Минтранса России, ведется работа по дооснащению колледжей в целях актуализации образовательных программ как СПО, так и высшего образования. Поэтому планируем, что не только начало, но и продолжение учебного года у студентов транспортных колледжей будет эффективным и насыщенным знаниями.
– Как вы в целом оцениваете уровень готовности транспортных вузов к началу нового учебного года в условиях продолжающейся борьбы с пандемией?
– Мы готовы. На данный момент вся система в целом соответствует необходимым требованиям. Но это не отменяет той программы развития и инвестиций, которую мы будем предлагать. Потому что пример МТК «Образцово» показал нам, что необходимо идти в выбранном направлении, что модернизация нужна и важна. Настало время заняться этим централизованно.
– Как, на ваш взгляд, должен выглядеть идеальный студент–первокурсник транспортного вуза в 2020 году? Какими качествами он должен обладать, чтобы через несколько лет войти в список востребованных специалистов в отрасли?
– Студент должен хотеть работать на транспорте, должен обладать пытливым умом, стремлением к знаниям, его не должно качать из стороны в сторону. Он должен идти к конкретной цели. Если возникают сомнения, лучше оставить место для того, кто о подобной работе мечтал. В противном случае ничего путного не выйдет ни для конкретного студента, ни для отрасли в целом.
– Какое напутствие вы бы дали современным студентам перед стартом учебного года?
– Учитесь, обогащайтесь знаниями, в ваших руках – будущее отрасли и страны. Ваши старания всегда будут вознаграждены по достоинству, если порыв будет искренним, а желание оставить свой след в развитии транспортной отрасли – бескорыстным. Вперед, к новым достижениям!
Елизавета КАРПОВА,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.