Как студенты транспортных вузов прошли летнюю практику.
Обучение в любом вузе начинается с познания теории. Представители Минтранса России и ведомств, отраслевых университетов неоднократно подчеркивали важность фундаментальных знаний в процессе подготовки будущих специалистов для работы на транспортных объектах. Однако, как известно, теория без практики мертва…
Одним из самых масштабных этапов обучения будущего специалиста традиционно становится летняя практика. Она дает возможность студенту познакомиться с характером будущей работы, получить необходимые навыки, почувствовать себя в роли конкретного специалиста.
В 2020 году сложившаяся обстановка внесла свои коррективы в проведение многих мероприятий, часть из которых была направлена на практические занятия среди учащихся транспортных вузов. Но работа в условиях опасности распространения новой коронавирусной инфекции лишь замедлилась, а не была прекращена полностью. Уже в июле многие транспортные вузы обрадовали готовых на трудовые подвиги студентов – практике суждено состояться! Разумеется, с соблюдением всех рекомендаций Роспотребнадзора.
Одними из первых радостной новостью поделились представители Самарского государственного университета путей сообщения. Бойцы университетского стройотряда 26 июня отправились на стройку «Северное сияние» – трудовой проект, который функционирует с 2018 года. Ее организаторами выступили Башкортостанское региональное отделение МООО «Российские Студенческие Отряды» совместно с ПАО «Акционерная компания Востокнефтезаводмонтаж». Провожали студентов–железнодорожников командир Самарского регионального отделения МООО «РСО» Сергей Пушняк, председатель комитета Самарской губернской думы по образованию и науке Татьяна Бодрова, которая обратилась к студотрядовцам с напутственными словами: «Сегодня бойцы стройотряда, несмотря на трудности, связанные с пандемией, уезжают на межрегиональную студенческую стройку «Северное сияние» в Новый Уренгой. Наш комитет уже два года занимается продвижением закона Самарской области «О развитии студенческих отрядов». Нам очень важно, чтобы это движение наращивало обороты. Я считаю, что студотряды – это лучшая школа воспитания для учащейся молодежи».
Начиная с 1 июля строительный отряд «1520» СамГУПСа приступил к работе на межре-
гиональной студенческой стройке «Северное сияние». Объект расположен в г. Новый Уренгой – первом по величине городе Ямало–Ненецкого автономного округа, работа практикантов рассчитана на два месяца. На стройке студентов ждали и подготовили для них комфортабельные общежития, предусмотрели программу трехразового питания.
Отметим, что каждый кандидат на прохождение практики был отобран согласно жестким критериям: отличная учеба и активная общественная работа, а также предварительно обследован и проверен на наличие симптомов, характерных для коронавирусной инфекции, а по приезде на объект – помещен на двухнедельный карантин. В нерабочее время для молодых специалистов были предусмотрены культурно–развлекательные мероприятия: конкурсы и тематические викторины. В состав строительного отряда вошли 10 бойцов – студентов СамГУПСа с первого по четвертый курс. По словам комиссара штаба студенческих отрядов СамГУПСа Арины Солодовой, в стройотряде «1520» состоят студенты факультета «Системы обеспечения движения поездов» (СОДП). Многие из них неоднократно были задействованы на различных стройках. «В этом году ребята работают в отделе по охране труда, занимаются планированием, исполнительно–технической документацией, заняты также на подсобных работах, монтаже технологических трубопроводов», – рассказала Арина Солодова.
Для командира студенческого строительного отряда Александра Харитонова – студента 4–го курса факультета «Системы обеспечения движения поездов» «Северное сияние» – это уже третий трудовой проект. Его бойцы имеют строительный опыт на Всероссийской студенческой стройке «Космодром Восточный». В прошлом году бойцы работали в суровых условиях Якутии на Всероссийской студенческой стройке «Север». По словам опытного командира, работа в стройотряде – это и романтика, и новые знакомства по всей стране, возможность проверки своих способностей и теоретических знаний на практике, а также получения достойного заработка.
Практика в СамГУПСе предложена разнообразная: часть студентов задействована в различных сервисных направлениях. В частности, четыре человека с 6 июля по 21 сентября работают во Всероссийской сводном студенческом сервисном отряде «Ялта–2020» в гостиничном комплексе «Ялта–Интурист», расположенном в Крыму. Двадцать четыре человека отправились в сводный студенческий сервисный отряд «Приморье–2020» в г. Геленджик – их работа продлится с 5 июля по 7 сентября. Еще девять студентов участвуют в летних пассажирских перевозках, организованных структурным подразделением АО ТК «Гранд Сервис Экспресс», по направлениям: Москва, Санкт–Петербург, Севастополь. Три человека работают вожатыми в ДОЦ «Жигулевский Артек» в Самарской области, пять человек работают в ДКИЛ «Новая волна» в Московской области. В их основные обязанности входит осуществление досуга и контроль за оздоровительным отдыхом детей. А еще два студента работают в межрегиональном студенческом путинном отряде «Камчатка–2020» в Камчатском крае, занимаясь ловлей и переработкой рыбы.
Вслед за коллегами на стройку отправились и студенты Сибирского государственного университета путей сообщения. 8 июля на площадке строительства многофункциональной ледовой арены состоялась торжественная линейка, посвященная открытию нового трудового семестра студенческих строительных отрядов Новосибирской области. Бойцы отряда СГУПСа «Стальная колея», названию которого более 50 лет, работали на строительстве объектов многофункциональной ледовой арены и станции Новосибирского метрополитена «Спортивная». По словам студентов–железнодорожников, они гордятся тем, что смогли войти в число участников легендарного отряда, который за годы своего существования успел поработать на наиболее важных объектах СССР и России – студотрядовцы СГУПСа участвовали в строительстве мостов и тоннелей, насыпей и путепроводов, акведуков и рабочих поселков на железных дорогах.
Тема развития стройотрядов также волнует руководство Российского университета транспорта. В летний каникулярный период 2020 года 150 студентов–бойцов студенческих отрядов РУТа приступили к работе на объектах транспортной отрасли. «Студенческие отряды университета работают на нескольких объектах. Трудятся проводниками пассажирского вагона в поездах компании «Гранд Сервис Экспресс» и в составе круглогодичного отряда «Юность», стюардами на скоростных поездах «Сапсан», а также монтерами и электромонтерами в Московском метрополитене», – рассказал ректор ведущего транспортного вуза Александр Климов.
Примечательно, что история стройотрядовского движения в Российском университете транспорта началась в 1931 году, когда первый студенческий отряд оказал помощь Мосгорсовету в благоустройстве столицы. Бойцы студотрядов университета первыми приступили к строительству Байкало–Амурской магистрали. Они внесли большой вклад в строительство объектов Олимпиады–80, Московской кольцевой автодороги, Третьего транспортного кольца, Останкинской телебашни и Московского метрополитена.
На железной дороге потрудились студенты Дальневосточного государственного университета путей сообщения, которые работали в студенческом строительном отряде на станции Высокогорная Дальневосточной железной дороги и занимались ремонтом железнодорожного пути, а также участвовали в мероприятиях по защите русла водостока от размывов.
Безусловно, железнодорожные вузы могут похвастаться разнообразием тех мест, куда будущие транспортники имеют возможность поехать в рамках прохождения производственной практики. Однако нередко именно студенты морских университетов отправляются в действительно уникальное путешествие. В этот раз студенты ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова отправились в очередное плавание на легендарном быстроходном учебном паруснике «Мир». Курсантам предстояло пересечь границу Российской Федерации, однако эпидемиологическая обстановка не позволила паруснику швартоваться в зарубежных портах и плавательная практика прошла в границах Балтийского моря. Несмотря на это, экипаж уверен, что выполнил все поставленные задачи по освоению судна и приобретению морских навыков и знаний.
По словам самих практикантов, в процессе обучения преподаватели нередко обращали их внимание на возможность возникновения непредвиденной ситуации, в связи с чем каждый член экипажа должен уметь принимать быстрые и эффективные решения. Для того чтобы приобрести это умение, курсанты самостоятельно моделировали происшествия, которые несут потенциальную угрозу тем, кто находится на борту корабля.
Одно из первых и самых серьезных происшествий – возгорание. «В один из вечеров, после принятия вахты, нам объявили пожарную судовую тревогу. Мы, конечно же, этого не ожидали, но начали действовать. Первым делом все забрали свои спасательные жилеты и выбежали на главную палубу, каждый на свое заранее определенное место. Меня предупредили о том, чтобы я находилась у себя в кубрике и имитировала пострадавшего в результате задымления», – делится своими впечатлениями Диана Смородина – курсант второго курса. По словам девушки, группа спасателей оперативно добралась до места и обнаружила «жертву». Они были в специальной одежде, с пожарным шлангом и огнетушителем. Пострадавшую вынесли из «задымленного» помещения на носилках, быстро отнесли на главную палубу, чтобы оказать первую медицинскую помощь. Врач, который был уже там, подготовил все необходимое оборудование для спасения. «Думаю, что благодаря подобным учениям по пожаротушению и спасению человека из огня курсанты при реальном происшествии не растеряются и мгновенно среагируют на непредвиденные обстоятельства», – отметила девушка.
Диана Смородина отмечает, что ходовая практика на судне существенно отличается от стояночной. По словам девушки, все члены экипажа должны в течение четырех часов – именно столько длится одна вахта – быть заняты палубной работой: красить палубу, шкурить, мыть, быть готовыми к выполнению любых поручений командиров. «Одно из самых интересных занятий, в котором заинтересованы все курсанты, – работа с парусами. Их нужно сначала вытащить, потом подготовить, связать по нужному принципу, сложить и поднимать на мачты. Конечно, сложная работа, но всем очень нравится, и, заступая на вахту, все с нетерпением ждут именного этого», – говорит курсант, подчеркивая, что для работы на высоте все курсанты заранее прошли специальную подготовку и инструктаж по технике безопасности.
Еще один приятный бонус, по мнению Дианы, – вахта на руле. Тут каждый может попробовать себя в роли судоводителя и понять, насколько ответственно нужно подходить к данной работе. Курсанты следят за тем, чтобы судно не сбивалось с курса, за скоростью, углами крена, координатами, глубинами под килем, вычисляют пеленг на ориентир, смотрят вперед и оповещают вахтенного помощника обо всех изменениях на море. Также всем предоставляется возможность маневрировать судном с помощью штурвала и почувствовать себя настоящим штурманом.
…Лето 2020 года вышло необычным, но насыщенным. Студенты транспортных вузов смогли доказать свою готовность проходить практику в любых условиях, что не может не радовать. Итоги трудовых семестров подводить, безусловно, еще рано. Но ощущение общей сплоченности, которая так важна на транспорте, уважение к традициям и стремление совершенствоваться гарантируют достижение желаемых результатов.
Елизавета КАРПОВА,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.