Валентина Матвиенко: «Нужно менять философию бюджета»
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко провела парламентские слушания «О параметрах проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Парламентские слушания стали первым публичным обсуждением главного финансового документа страны, в котором приняли участие более 180 человек, среди них сенаторы, 10 губернаторов и 15 руководителей региональных парламентов, представители научного и финансово–банковского сообщества, эксперты.
«Для нас жизненно важно, чтобы главный финансовый документ обеспечил прорыв в экономическом развитии страны. Правительству необходимо соблюсти баланс между оптимизацией бюджетных расходов и сохранением условий для роста российской экономики. Утвержденный общенациональный план восстановления экономики синхронизирован с проектом бюджета, но надо более активно использовать потенциал институтов развития», – подчеркнула Валентина Матвиенко.
По ее словам, включение в правовое поле такого инструмента, как соглашение о защите и поощрении капиталовложений, станет эффективным механизмом, но он нацелен исключительно на крупные инвестиционные проекты. «Важно предусмотреть гарантийные механизмы защиты инвесторов от регуляторных, административных рисков, в том числе и на региональном уровне, для инвестиционных проектов разного размера и масштаба. Это позволит активизировать инвестиционную деятельность», – убеждена председатель СФ.
Она напомнила, что Президент России определил национальные цели развития на ближайшие десять лет. К 2023 году расходы на них вырастут почти на 40% по отношению к текущему году. «Ресурсы, выделяемые из федерального бюджета в рамках всех нацпроектов, должны поступать в регионы равномерно, а не в конце года. Иначе это создает проблемы с реализацией на местах и снижает эффективность использования средств», – заявила Валентина Матвиенко.
В нынешних условиях важно обеспечить мобилизацию дополнительных доходных источников, считает она. «Нам нужно менять философию бюджета. Не только и не столько заботиться о сокращении расходов, а больше внимания и усилий прилагать для наращивания доходных источников», – отметила председатель СФ
Также она добавила, что в текущем году произошло сжатие доходной базы регионов: за первые 7 месяцев поступление собственных налогов и неналоговых доходов в региональные бюджеты сократилось в среднем на 8%, а снижение поступления налога на прибыль составило почти 18%.
Министр финансов Антон Силуанов отметил, что экономическая и финансовая политика в 2020–2021 годах в первую очередь ориентирована на борьбу с распространением коронавируса, преодоление последствий пандемии и создание условий для стимулирования и восстановления экономики. Он остановился на ключевых целях и задачах бюджетной политики, структурных приоритетах проекта бюджета.
По словам Антона Силуанова, в текущем году дефицит бюджета ожидается на уровне 4,4% ВВП. Предусматривается финансирование отдельных антикризисных программ, связанных с поддержкой граждан и определенных секторов экономики. На финансовое обеспечение общенационального плана по восстановлению экономики в 2021 году предусмотрено более 1% ВВП. Размер дефицита в переходный период 2021 года составит до 2,4% ВВП, а дополнительные расходы планируется профинансировать за счет государственных заимствований.
«В последующие годы планируем выйти на нормальные параметры бюджетной политики: к 2022 году – на бюджетное правило, показавшее свою эффективность в период кризиса. В 2022 году расходы бюджета будут выше, чем это планировалось ранее: общий объем расходов составит 17,6% ВВП против 17,4% ВВП. С учетом увеличения госзаимствований в 2020 году видим увеличение государственного долга, который вырос с 13% до 20% ВВП, – сказал министр финансов РФ. – Реализация бюджетной политики на основе вышеназванных подходов обеспечит поддержку экономики в период восстановления, будет содействовать ее развитию и стимулированию через государственный бюджет».
Говоря о структурных приоритетах бюджета, Антон Силуанов подчеркнул, что предусмотрен значительный рост финансирования национальных проектов. В 2021 году прирост финансирования составит почти 16% по сравнению с 2020 годом. В 2023 году к уровню 2020 года этот объем увеличится почти на 40%. «Достижение национальных целей должно обеспечить рост экономики», – выразил уверенность Антон Силуанов.
Одна из целей нацпроектов – комфортная и безопасная среда для жизни. Ее достижение будет осуществляться в том числе за счет реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В 2020 году на БКАД направлены 149 014,8 млн руб. (по состоянию на 1 сентября 2020 года), в 2021–м направят 117 441,1 млн руб., в 2022–м – 34 034,2 млн руб., в 2023–м – 26 265,4 млн руб.
На реализацию мероприятий Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в 2020 году были направлены 361 808 млн руб. (по состоянию на 1 сентября 2020 года). В 2021 году планируется направить 373 391,6 млн руб., в 2022–м – 562 193,2 млн руб., в 2023–м – 590 421,6 млн руб.
Расходы федерального бюджета в 2020–2023 годах на реализацию Государственной программы «Развитие авиационной промышленности» составят: в 2021 году – 75 495 млн руб., в 2022–м – 75 498,7 млн руб., в 2023–м – 75 512,4 млн руб.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы «Развитие транспортной системы», в 2021 году составят 1 036 078 млн руб., в 2022–м – 1 172 525,9 млн руб., в 2023–м – 1 231 584,4 млн руб.
В ходе дискуссии сенаторы и представители регионов подняли ряд вопросов. Например, губернатор Архангельской области Александр Цыбульский обратил внимание на выпадение доходов дорожного фонда Архангельской области: в 2020 году – 800 млн руб. выпадающих доходов, или 14,6% от планового объема акцизов. «В следующем году за счет изменения методики мы прогнозируем объем выпадающих доходов до 1 млрд руб. Надо посмотреть, как региональным бюджетам можно компенсировать эти выпадающие доходы», – обратился к Минфину России руководитель региона.
Сенатор от Якутии Александр Акимов призвал вернуться к обсуждению вопроса строительства моста через реку Лена. По его словам, концессионное соглашение подписано в этом году, но Минфин не заложил средств на строительство этого объекта. Антон Силуанов заверил, что Минфин совместно с Минтрансом готов искать пути решения этой проблемы, тем более что со строительством моста во многом будет решена и проблема северного завоза.
Сенатор Ирина Рукавишникова, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ростовской области, обратила внимание на необходимость долгосрочного финансирования гидроавиации.
Принятые на парламентских слушаниях решения будут отражены в итоговом документе и учтены при подготовке к принятию федерального бюджета.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.