Большие данные и искусственный интеллект
В Совете Федерации состоялась пленарная российско–германская сессия «Искусственный интеллект: лучшие практики».
Мероприятие провел председатель Комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко. В обсуждении приняли участие представители Российско–Германской внешнеторговой палаты, ведущих компаний в сфере цифровой экономики.
Цель встречи – оценка потенциала развития технологий искусственного интеллекта в России, а также знакомство с лучшими мировыми и российскими разработками в этой сфере.
Открывая дискуссию, Вячеслав Тимченко подчеркнул, что Россия гордится своими достижениями в сфере искусственного интеллекта, технологическими разработками: «У нас есть передовые компании в этой сфере, которые взаимодействуют с ведущими организациями и инновационными институтами развития. Задача государства – создать максимально комфортную правовую среду для этого бизнеса, совершенствуя технологическое обеспечение».
В ходе дискуссии отмечалось, что развитие технологий искусственного интеллекта ставит серьезные вызовы перед правовой системой Российской Федерации, системой государственного управления и обществом в целом. В настоящее время в России отсутствует специальное законодательное регулирование, учитывающее специфику применения технологий искусственного интеллекта и робототехники. Между тем в целом ряде стран уже существует первичное правовое регулирование применения искусственного интеллекта и робототехники.
Увеличение объема доступных данных и развитие информационно–коммуникационной инфраструктуры для доступа к данным являются одними из основных факторов развития технологий искусственного интеллекта. В России необходимо создание комфортной для безопасного развития и внедрения таких технологий регуляторной среды, основанной на балансе интересов человека, общества, государства, компаний – разработчиков систем искусственного интеллекта и робототехники, а также потребителей их товаров, работ и услуг.
19 августа 2020 года Правительство РФ утвердило Концепцию развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года, направленную на стимулирование разработки, внедрения и использования таких технологий, создания систем искусственного интеллекта и робототехники в доверенном и безопасном исполнении, которое будет способствовать достижению высоких темпов экономического роста, повышению благосостояния и качества жизни граждан, обеспечению национальной безопасности и правопорядка, достижению устойчивой конкурентоспособности российской экономики. Концепция призвана стать инструментом для достижения в ближайшие годы сближения интересов человека, общества, государства и бизнеса в этой сфере.
В настоящее время технологии искусственного интеллекта и робототехники активно применяются для создания и эксплуатации высоко– и полностью автоматизированного транспорта (автомобильного, рельсового, воздушного, водного), что позволяет сделать его более безопасным, экономичным, быстрым и комфортным. Однако действующее отраслевое транспортное законодательство Российской Федерации, как правило, не допускает либо серьезно ограничивает возможности эксплуатации транспортных средств с применением автоматических систем без участия человека.
Например, в сфере автомобильного транспорта ключевая сложность в развитии беспилотных автомобилей связана со сложной процедурой допуска высокоавтоматизированных транспортных средств на дороги общего пользования и с отсутствием регламентированного порядка допуска высокоавтоматизированных транспортных средств 4–го и 5–го уровней автоматизации по стандартам Международной ассоциации автомобильных инженеров (SAE). Нуждается в уточнении порядок опытной эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования. Эксперты указывают на избыточные сертификационные испытания, необходимость регламентации порядка допуска испытательных образцов высокоавтоматизированных транспортных средств без участия водителя с удаленным доступом оператора к высокоавтоматизированным транспортным средствам или с водителем на пассажирском месте (не принимающим активного участия в управлении транспортным средством). Также требуется определить порядок регламентации коммерческой эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств и порядок определения ответственности в случае нанесения вреда со стороны высокоавтоматизированных транспортных средств.
В сфере воздушного транспорта, считают эксперты, целесообразно совершенствование регулирования использования беспилотных воздушных судов, в том числе уточнение порядка их регистрации, учета и использования, упрощение порядка получения и использования данных с помощью беспилотных воздушных судов, в том числе при проведении картографической съемки. При этом необходима разработка схем воздушного движения, ориентированных на массовое использование беспилотных воздушных судов в качестве транспортных средств.
В сфере железнодорожного транспорта требуется создание нормативных возможностей функционирования систем автоматического или дистанционного управления тяговым подвижным составом, установление требований к автоматическому управлению маневровым локомотивом без машиниста, установление правил управления тормозами железнодорожного подвижного состава в автоматическом и дистанционном режимах.
В сфере водного транспорта требуется совершенствование законодательства для развития безэкипажного судовождения, порядка выпуска в обращение и эксплуатации морской и речной техники с высокой степенью автоматизации управления.
В целом необходимо создание правовых норм, позволяющих
перейти от использования высокоавтоматизированного транспорта исключительно в режиме эксперимента к возможности его использования на постоянной основе, подвели итог участники дискуссии.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»