Эксперты обсудили вопросы обеспечения доступности воздушных перевозок
Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Александр Пронюшкин провел «круглый стол» на тему «О мерах государственной поддержки организаций воздушного транспорта РФ и об обеспечении доступности воздушных перевозок населению в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и устранения ее последствий».
Мероприятие состоялось в режиме видеоконференции.
В заседании «круглого стола» приняли участие сенаторы Валерий Васильев, Владимир Кравченко, Дина Оюн, заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта РФ Илья Белавинцев, заместитель начальника Управления экономики и программ развития Федерального агентства воздушного транспорта Елизавета Иванова, заместитель директора Департамента бюджетной политики в отраслях экономики Министерства финансов РФ Екатерина Раймхен, начальник государственного авианадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Ковальский, заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Авиакомпания «Аэрофлот» Андрей Чиханчин, представители общественных организаций, экспертного сообщества.
Александр Пронюшкин отметил, что воздушный транспорт для многих населенных пунктов субъектов РФ является безальтернативным. При этом с 2018 года многие авиакомпании оказались на грани банкротства.
«Мы все прекрасно помним, сколько усилий было предпринято в 2018 и 2019 годах для компенсации огромных экономических убытков, понесенных отечественными авиакомпаниями в связи с резким ростом цен на авиационное топливо. При этом даже прямое поручение Президента Российской Федерации о выделении 23 млрд руб. на эти цели не было выполнено. Взамен были предложены меры, которые существенного улучшения экономическому состоянию авиакомпаний не принесли», – сказал сенатор.
Он напомнил, что речь идет, в частности, об установлении с 1 октября 2019 года нулевой ставки НДС взамен ставки 10% в отношении услуг по ряду внутренних воздушных перевозок и других мерах.
С марта 2020 года к данной проблеме прибавились убытки
авиакомпаний, связанные с ограничением авиаперевозок в связи с новой коронавирусной инфекцией. По данной причине объем перевозок на внутренних авиарейсах сократился на 88%, а на международных рейсах в связи с закрытием границ – более чем на 90%. В этих условиях представляется целесообразным рассмотреть эффективность принимаемых мер государственной поддержки
отечественных авиакомпаний – субсидии на компенсацию затрат от основных видов деятельности, налоговые каникулы, субсидируемые авиаперевозки, компенсационные выплаты, государственные гарантии по кредитам или облигационным займам, мораторий на банкротство и ряд других мер.
Сенатор отметил, что Счетная палата провела проверку результативности использования субсидий из федерального бюджета организациями воздушного транспорта в целях обеспечения перевозок населения в 2017–2019 годах. Она показала, что реальная потребность в средствах федерального бюджета на 2017–2019 годы формировалась Росавиацией уже после формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и внесения его в Государственную думу на основании заявлений авиаперевозчиков о готовности осуществлять воздушную перевозку. Это снижало обоснованность формируемых объемов бюджетных ассигнований.
Кроме того, указал Александр Пронюшкин, дополнительные объемы бюджетных ассигнований на субсидирование воздушных перевозок доводились до Росавиации в период, когда спрос на субсидируемые перевозки начинал сезонное снижение и авиакомпании уже не могли освоить финансирование в полном объеме. Места на рейсах, где еще сохранялся спрос на субсидируемые перевозки, уже были реализованы по коммерческим тарифам. В результате при наличии ежегодного дефицита в бюджетных ассигнованиях объем неосвоенных средств субсидии по итогам 2019 года составил 1 млрд 913,4 млн руб., или 12,6% от объема выделенных средств. «То есть регионы деньги запрашивали в мае, а средства доводились в октябре. И мы видим такие процедуры не только на данном примере», – сказал сенатор.
Илья Белавинцев отметил роль Совета Федерации в разработке мер поддержки авиационной отрасли в условиях пандемии. Он сообщил, что падение авиаперевозок по итогам 2020 года, как ожидается, составит 45%. «При этом внутренние перевозки, по прогнозам, упадут до 17,2%. То есть благодаря реализуемым мерам мы отыгрываем потерянные позиции», – отметил он.
«Практика применения программы поддержки показала необходимость ряда изменений, они уже подготовлены и согласованы в целом с Министерством экономического развития РФ и Министерством финансов РФ, потребуются некоторые согласительные процедуры, но, думаю, вопрос будет оперативно урегулирован», – сказал Илья Белавинцев. Помимо прямых мер поддержки авиакомпаний, которые составили около 40 млрд руб., также осуществляется большой комплекс мер поддержки системообразующих авиакомпаний, включая госгарантии, кредиты и отсрочки.
Владимир Ковальский проинформировал о мерах, принятых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в период пандемии.
Андрей Чиханчин сообщил, что авиационные перевозки как отрасль станут прибыльными, скорее всего, не раньше 2022 года. Он отметил важность господдержки, которая помогает отрасли оставаться на плаву. «По оценке Международной ассоциации транспортной авиации, авиакомпании всего мира во втором квартале 2020 года сократили расходы на 50%, потому что все прибегают к мерам оптимизации. При этом их выручка за этот период сократилась на 80%».
По итогам обсуждения будут подготовлены рекомендации с учетом прозвучавших предложений.