Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Эра инноваций

Эра инновацийС 22 по 25 ноября в Москве работала выставка–форум «Дорога» – самая крупная тематическая выставка за последнее десятилетие, призванная продемонстрировать  достижения отрасли и инновационные решения в области строительства автодорог.

Эра инновацийС 22 по 25 ноября в Москве работала выставка–форум «Дорога» – самая крупная тематическая выставка за последнее десятилетие, призванная продемонстрировать не только достижения отрасли в области дорожного строительства, но и новейшие разработки, инновационные решения в части строительства и эксплуатации автомобильных дорог и обеспечения безопасности на российских трассах.
Мероприятия выставки, среди которых были конференции, «круглые столы» и пленарные заседания, посвященные актуальным темам, носили деловой и конструктивный характер. Выставка была посвящена всестороннему рассмотрению вопросов, которые сегодня поставлены перед профессиональным сообществом президентом и правительством страны. «Необходимо модернизировать систему автомобильных и железных дорог, водных и воздушных путей. Совершенствовать логистику грузопотоков, повышать уровень безопасности и качество предоставляемых услуг. Особое внимание следует уделять масштабным инновационным проектам, привлечению в отрасль дополнительных инвестиций», – вот так емко определяет эти задачи  Президент РФ Дмитрий Медведев.
Экспозиция Международной специализированной выставки–форума «Дорога» представляла собой широчайший спектр продукции и услуг для комплексного решения актуальных проблем транспортного комплекса России. Форум дал возможность его участникам обменяться современным опытом внедрения инноваций, рассмотреть конкретные предложения по повышению транспортной безопасности и качества предоставляемых пользователям автомобильных дорог услуг, подробно обсудить технические аспекты строительства и содержания автодорог.
«Сегодня дорожная отрасль стоит на пороге очень серьезных и важных качественных изменений – мы только начинаем свое движение по пути модернизации, и первые шаги даются нелегко. Для ускорения инновационного перевооружения отрасли нам категорически необходимы новые технологии, новые материалы, новые бизнес–подходы», – сказал, открывая выставку, Анатолий Чабунин.
Отдельно следует отметить деловую программу. Главной темой, красной нитью прошедшей через все мероприятия выставки, стало развитие дорожного потенциала России на комплексной и системной основе. На выставке были представлены все ведущие компании, работающие в области технических и технологических инноваций, интеллектуальных транспортных систем, мосто– и тоннелестроения, информатизации, безопасности дорожного движения, дорожной инфраструктуры, оборудования для контроля качества автомобильных дорог, то есть, по словам заместителя министра транспорта РФ Олега Белозерова, «тех болевых точек, по которым в ближайшее время необходимо принять решения».
«Инновации начинаются с изменения мировоззрения и мышления специалистов. С этой точки зрения дорожное хозяйство сегодня представляет собой инновационную отрасль, готовую к переменам: на федеральных автомобильных дорогах внедряются практически все технологии, применяемые в мире. Нам предстоит систематизировать инновационные изменения», – сказал Анатолий Чабунин. И в этом смысле большие надежды возлагаются на изменение системы финансирования отрасли. Напомним, что на сегодняшний день принято решение не только об образовании федеральных и региональных дорожных фондов, но и о выделении субсидий крупным городам для развития муниципальной инфраструктуры.
Деловую программу выставки открыло пленарное заседание «Инновационное развитие дорожной отрасли», в ходе которого Анатолий Чабунин остановился на наиболее заинтересовавших специалистов материалах и технологиях, которые, по его словам, будут приняты во внимание при формировании плана НИОКР. Это такие важные направления, как совершенствование конструкций дорожных одежд и покрытий, барьерных ограждений, освещение дорожных объектов; автоматизация проектирования; лабораторное оборудование; геосинтетические материалы, применяемые на всех этапах строительства, связанных с земляными работами; мостовые конструкции из композитных материалов.
В течение последних лет произошли значительные изменения в нормативной базе в области безопасности дорожного движения. Разработаны и введены в действие более десяти национальных стандартов Российской Федерации, устанавливающих технические требования и правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, барьерных ограждений, материалов для дорожной разметки, искусственных препятствий. Однако в этих документах остается еще много недочетов – противоречия, положения, которые не могут быть истолкованы однозначно, в недостаточной мере раскрыты методы контроля нормируемых параметров. Так, например, отсутствует однозначная классификация технических средств организации дорожного движения, а требования к коэффициенту световозвращения горизонтальной дорожной разметки нормируются в трех национальных стандартах по–разному. Все это сказывается на эффективности работы по снижению количества дорожно–транспортных происшествий и смертности на дорогах. Широко обсуждаемые сегодня интеллектуальные транспортные системы, так называемые «умные» дороги, позволят вывести эту работу на новый уровень.
Председатель Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум рассказал о совершенствовании законодательной базы, которая должна обеспечить широкое внедрение инноваций. Очень важен недавно принятый закон о госкомпании «Автодор», который, по существу, открывает большие возможности для работы в этом направлении, что определяется правовым статусом госкомпании. Прорывным решением является также восстановление системы дорожных фондов. При этом он подчеркнул, что комитет будет добиваться автономности Федерального дорожного фонда, закрепления за ним большего количества источников, а создание региональных фондов будет обязательно для регионов. Большие усилия комитета связаны с совершенствованием Федерального закона № 94–ФЗ. Создана рабочая группа, куда вошли руководители дорожных организаций, профессиональных ассоциаций, СРО, к этой ее деятельности подключается также НОСТРОЙ. Цель рабочей группы – выделить торги на подрядные работы по строительству в отдельную группу в тексте закона, а может быть, и принять отдельный закон, так как строительные подряды отличны от биржевых, и, по мнению всего профессионального сообщества, электронная форма торгов для них неприемлема.
23 ноября 2010 г. в рамках Международной специализированной выставки–форума «Дорога» состоялось совместное заседание Научно–технического совета Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ и Комиссии Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве Министерства транспорта РФ по вопросам инновационного развития дорожной отрасли.
Ключевыми вопросами совместного заседания стали темы развития дорожной инфраструктуры: опыт применения инновационных материалов и технологий в дорожном строительстве, развитие законодательной базы, создание реестра и стандартизация инновационных материалов, формирование госзаказа на инновации в дорожной сфере.
В заседании приняли участие представители Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ, общероссийских общественных и саморегулируемых организаций дорожной отрасли, подрядных организаций, отраслевых объединений и союзов, ведущих вузов в дорожной отрасли, СМИ, крупного и среднего бизнеса.
Член Генсовета «Деловой России» и руководитель проекта «Качество дорог России», председатель Комиссии Общественного совета при Рос-автодоре по инновационному развитию дорожной отрасли Сергей Фахретдинов отметил, что одним из факторов недостаточного развития и не самого лучшего эксплуатационного состояния дорог в РФ является хроническое недофинансирование работ по их строительству, ремонту и содержанию. И здесь одним из ключевых моментов становится эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на эти объекты. Наиболее эффективны те вложения, которые позволяют экономить не на строительстве объекта, что, безусловно, очень важно, а на стоимости всего жизненного цикла: от момента проектирования до момента вывода из эксплуатации. Это может быть обеспечено за счет увеличения объема применения новых технологий, материалов, инновационных решений.
Но сегодня, по мнению Евгения Симчука, генерального директора независимой испытательной лаборатории «НИИ ТСК», внедрению инноваций в дорожное строительство препятствует ряд барьеров как экономического, так и технического характера. Их устранению может способствовать как системное изменение правовых и технических норм по внедрению инновационных материалов и технологий, так и создание единой государственной информационно–справочной системы по инновационным материалам и технологиям для различных отраслей промышленности, включая строительство транспортной инфраструктуры.
Григорий Жуховицкий, председатель правления ООО СП «Кредо–диалог», считает, что сегодня необходимо использовать возможности бизнеса для внедрения инноваций, поэтому наиболее эффективная форма поддержки перспективных проектов НИОКР – это государственно–частное партнерство. При этом пока сохраняются вопросы, требующие решения для обеспечения стабильности инновационного процесса, – дальнейшее совершенствование законодательства, снижение налоговой нагрузки на инновационный бизнес, разнообразные схемы софинансирования инновационных проектов со стороны государства.
По итогам совместного заседания была принята резолюция, в которую вошли решения: силами Комиссии Общественного совета при Росавтодоре по инновациям выработать механизмы создания, введения и применения реестра апробированных и перспективных инновационных технологий и материалов по направлениям: строительство, реконструкция, капитальный ремонт, содержание и обустройство автомобильных дорог; включить в план НИОКР Росавтодора разработку нормативно–технических документов по оптимизации внедрения перспективных инновационных материалов и технологий в практику дорожного строительства; разработать правовые и технические механизмы оценки эффективности инновационных материалов и технологий в дорожной отрасли.
Вместе с тем можно утверждать, что государство уже сейчас принимает участие в решении этих вопросов. Так, например, Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) создана как раз для того, чтобы предприятия транспортно–дорожного комплекса могли приобретать современную технику на выгодных для себя, весьма льготных по сравнению с рыночными, условиях. На сегодняшний день, по словам Анатолия Насонова, заместителя генерального директора ГТЛК по инновационным проектам, сделок лизинга заключено на 6 млрд рублей, в том числе на 5 млрд рублей – по льготному лизингу.
Несомненно, в развитии дорожного хозяйства России наступил этап, когда необходимо перейти к реализации новой инновационной модели. В текущем году при участии широкой научной общественности разработаны предложения по приоритетным направлениям исследований, принят план НИОКР. Это позволит органам управления дорожным хозяйством и научному сообществу обеспечить согласованную работу. Выработанные в рамках форума решения станут еще одним значительным шагом на пути модернизации дорожной отрасли.

Наталья АЛХИМОВА


просмотры:

240

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться