Район тяготения автодороги Чита – Хабаровск характеризуется, с одной стороны, богатейшими природными ресурсами. С другой – слабым промышленным потенциалом, уровнем занятости, низкой плотностью и бедностью населения. Автомагистраль, считают специалисты, послужит катализатором развития промышленности и инфраструктуры региона, частного предпринимательства. Она трасса «Амур» позволит укрепить целостность федеративного государства, его геополитические, экономические и социальные позиции.
Доступ к недрам Забайкалья
Начнем с природных ресурсов. По данным правительства Забайкальского края, одного из субъектов РФ, через который проходит трасса, на юго–востоке разведаны и утверждены запасы 2,7 млн тонн меди, 442 тонн золота, 600 тыс. тонн молибдена, 3 тыс. тонн серебра, 278 млн тонн железа. Прогнозные запасы по меди оцениваются в 8,5 млн тонн, по золоту – 1 тыс. 200 тонн.
В недрах Забайкалья собрана почти вся таблица Менделеева. Поэтому в перспективе акцент делается на запуск новых добывающих предприятий и модернизацию уже имеющихся. В 2009 году введен в эксплуатацию Ново–Широкинский рудник с годовой добычей и переработкой руды объемом 450 тыс. тонн, завершен монтаж обогатительной установки в поселке Вершино–Дарасунский, введена в эксплуатацию первая очередь обогатительной фабрики на Быстринско–Ширинском месторождении, способная перерабатывать 100 тыс. тонн золотоносной руды в год.
Кроме того, продолжаются геологоразведочные работы. Разведаны и поставлены на государственный баланс запасы полезных ископаемых по Култуминскому и Солонеченскому месторождениям, проведены изыскания под размещение производственных объектов на месторождениях Быстринское и Бугдаинское. По словам главы региона Равиля Гениатулина, правительством края ведется работа по привлечению инвестиций в отрасль, в том числе и иностранного капитала. Так, с участием китайского капитала осуществляется освоение Березовского месторождения железа, Нойон–Тологойского месторождения полиметаллов, Лугиинского месторождения золота и Нерчуганского месторождения каменного угля. Компании из Великобритании и Канады участвуют в проектах освоения Тасеевского, Любавинского, Верхне–Алиинского и других месторождений. Объем иностранных инвестиций в горнорудную промышленность в прошлом году составил 933 млн рублей. Взять эти природные богатства, доставить к местам переработки и потребления поможет автомагистраль Чита – Хабаровск.
Ядро металлургии
В качестве одной из зон опережающего развития на территории Приамурья эксперты называют природно–ресурсную зону БАМа и трассы «Амур». От разработки отдельных месторождений полезных ископаемых планируется перейти к созданию единого территориально–промышленного комплекса, задуманного еще в 60–70–е годы прошлого века. На базе таких месторождений полезных ископаемых, как Гаринское, Куранахское и Большой Сейим, а также на базе Кимканского и Сутарского железорудных месторождений, расположенных в Еврейской автономной области, планируется формирование металлургического комплекса, включающего горно–обогатительные и металлургический комбинаты, с размещением последнего на территории Приамурской аграрно–индустриальной зоны.
На самом деле этот проект уже сейчас реализуется группой компаний «Петропавловск», которая добывает золото на нескольких амурских месторождениях. Она ведет строительство Кимкано–Сутарского комбината, а на Куранахском руднике в Тындинском районе вот–вот начнется производство титаномагнетитового и ильменитового концентрата (сырье для получения титана). Освоение Гаринского железорудного месторождения напрямую связано с развитием транспортной схемы региона. Город Шимановск, расположенный вблизи автомагистрали «Амур», станет базой машиностроения для нужд горнодобывающего и транспортного комплексов. В поселке Чагоян появятся обогатительный комбинат и крупный цементный завод.
В течение следующих десяти лет Амурской области предстоит стать ядром металлургического комплекса, который впервые в истории формируется на российском Дальнем Востоке. Если он не возникнет, то на огромной территории от Восточной Сибири до Тихого океана никогда не получат развития ни машиностроение, ни судостроение. Сталь и титан – это трубы, автомобили, самолеты, строительные конструкции, станки, танкеры и поезда – все то, без чего невозможно представить современную промышленность. Ее невозможно представить и без развитой дорожной сети. Так вот, трансконтинентальная автомагистраль, введенная в эксплуатацию недавно, наряду с БАМом примет на свои плечи значительную часть этих грузов.
Дорога в космос
Согласно Стратегии социально–экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года в нынешнем десятилетии Амурской области предстоит превратиться в космические ворота России. Без реализации проекта строительства космодрома Восточный отечественная программа освоения околоземного пространства невыполнима. Более того, в Приамурье должен быть построен не просто космодром – речь идет о Дальневосточном национальном космическом центре. Для его формирования и развития на территории Углегорска, Шимановского и Свободненского районов предполагается создать комплекс высоких космических технологий, приборостроения и электроники.
Безусловно, на данный момент Шимановск и Свободный так же далеки от космического приборостроения и электроники, как от Альфы Центавра. Однако это расстояние будет сокращаться. И в первую очередь благодаря Благовещенску. Именно здесь, на базе Амурского госуниверситета, Дальневосточного аграрного университета, Амурской медицинской академии, а также ряда НИИ будет создан Амурский технико–внедренческий центр, обеспечивающий инновационные потребности регионального машиностроения, приборостроения и космических технологий.
На месте будущего космодрома прежде располагался военный космодром Свободный. На его территории и планируется создать будущий российский космодром, который обеспечит независимый доступ России в космическое пространство. Ведь после распада СССР наша страна осталась без полноценной космической гавани. Главный из трех космодромов (Байконур, Плесецк и Капустин Яр) оказался на территории независимого Казахстана. И разговоры о том, что родине Гагарина арендовать космодром у другого государства просто стыдно, ведутся давно.
В 2015 году планируется ввод в эксплуатацию объектов первой очереди космодрома Восточный, обеспечивающих подготовку и запуск космических аппаратов научного, социально–экономического, двойного и коммерческого назначения, транспортных грузовых кораблей и модулей орбитальных станций (платформ). Спустя три года будут построены объекты второй очереди, обеспечивающие выполнение программ пилотируемых космических полетов. Трассы запусков будут проходить над малонаселенными районами Дальнего Востока и океанскими акваториями. Подчеркну, основаниями выбора именно этого места для строительства космодрома стали развитая дорожная сеть (БАМ, федеральная трасса Чита – Хабаровск), большой потенциал для производства в регионе электроэнергии и близость морских портов.
«Амур» – ТЭКу
Третьим направлением развития региона должен стать ТЭК. В конце прошлого года была введена в эксплуатацию первая очередь нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». В нынешнем году достраивается его ответвление Сковородино – Мохэ, по которому российская нефть пойдет на экспорт в Китай. Отмечу, что этот стратегический проект, направленный на выход РФ на углеводородный рынок Азиатско–Тихоокеанского региона, был рассчитан на развитие транспортно–дорожной сети.
Ведь стратегия предусматривает, что трубопровод ВСТО «даст возможность развития нефтеперерабатывающей отрасли в Амурской области». А это означает строительство на ее территории новых заводов по переработке нефти, способных обеспечивать Дальний Восток более дешевым топливом. Но если нефть и газ через Приамурье планируется транспортировать, то угля и гидроресурсов в регионе хоть отбавляй. Поэтому в стратегию включены проекты создания Нижне–Бурейской и Нижне–Зейской ГЭС, а также Ерковецкой ТЭС. Они будут не только экспортировать электроэнергию в КНР, но и обеспечивать ею дальневосточный металлургический комплекс.
Напомним, что во время инспекционной поездки по трассе Чита – Хабаровск председатель Правительства РФ Владимир Путин побывал на месте будущей Нижне–Бурейской ГЭС, где участвовал в закладке первого кубометра бетона. Доработанный проект строительства этой гидроэлектростанции должен быть получен ОАО «РусГидро» в конце уходящего года. К 2014 году, когда, по прогнозу экспертов, в Амурской области будет наблюдаться дефицит электроэнергии, планируется запустить два гидроагрегата ГЭС. Еще два агрегата намечено ввести в 2015 году.
Планировать масштабное освоение восточно–сибирских и дальневосточных территорий в ближайшие годы было бы бессмысленно, если бы не была создана транспортная ось региона, которой и является автотрасса «Амур». Конечно, пройдет еще время, пока эта главная артерия обрастет большими и малыми ответвлениями. В сторону горнорудных, металлургических, энергетических и других объектов будут проложены разные по протяженности и значению дороги. И заработает транспортная сеть, снабжая новую экономику дальневосточной России современным оборудованием, материалами, техникой. Вблизи создаваемых производств на пустующих ныне просторах Забайкалья запульсирует жизнь, появятся новые поселки и города. Дорожная сеть даст возможность жителям таежной глубинки приобщаться к благам цивилизации.
Все это будет. Уже сейчас от проходящей с запада на восток магистрали Чита – Хабаровск есть ряд ответвлений. В северном направлении по трассе «Лена», через Нерюнгри и Томмот можно попасть в Якутск, западные районы Магаданской области. В южном направлении можно проехать к Благовещенску, Забайкальску, границе с Китаем, а также к тихоокеанским портам на территории Хабаровского и Приморского краев. Но качество многих дорог, смежных с трассой «Амур» или находящихся в зоне ее действия, пока не выдерживает никакой критики. Поэтому мощные трудовые и технические ресурсы, высвободившиеся после завершения строительства автомагистрали, будут переброшены на эти и другие ключевые направления.
Таким образом, будут продолжены работы по реконструкции участков автодороги «Лена» от Невера до Якутска, автотрассы «Колыма» от Якутска до Магадана, а также автомагистрали «Уссури» от Хабаровска до Владивостока. Именно на эти объекты будут направлены производственные мощности подрядных организаций, участвовавших в строительстве «Амура».
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.