На первом заседании президиума Правительства РФ председатель правительства Владимир Путин в своем выступлении остановился на ходе реализации программы структурной реформы на железнодорожном транспорте.
На первом заседании президиума Правительства Российской Федерации, состоявшемся в наступившем 2011 году, председатель правительства Владимир Путин в своем выступлении остановился на ходе реализации программы структурной реформы на железнодорожном транспорте и предложил продлить срок ее действия до 2015 года.
Премьер, говоря о ходе реформы в такой стратегически важной сфере, как железнодорожный транспорт, отметил, что отрасли с учетом ее экономической и социальной значимости традиционно оказывается серьезная помощь. В прошлом году железнодорожникам было выделено более 180 млрд рублей (в 2009 году – 103,2 млрд рублей). Эти средства позволили установить более низкие, чем планировалось компанией первоначально, тарифы на пассажирские и грузовые перевозки.
Владимир Путин сообщил, что грузооборот на железных дорогах в 2010 году увеличился более чем на 10%. Это, по мнению премьера, еще одно подтверждение, что экономика страны восстанавливается после кризиса, один из основных показателей восстановления. Поэтому нужно строить планы развития железнодорожной отрасли с учетом растущих потребностей потребителя.
Инвестиционная программа ОАО «РЖД» составила в 2010 году 315 млрд рублей. Были реализованы крупные проекты.
В 2011 году РЖД планируют увеличить расходы на цели развития. Объем инвестиций составит порядка 350 млрд рублей. И, разумеется, эти вложения принесут больший эффект, если одновременно будут решаться системные задачи, заявил председатель правительства.
Владимир Путин напомнил, что 10 лет назад была запущена масштабная программа структурных преобразований на отечественном железнодорожном транспорте. Цель реформы – снять инфраструктурные ограничения для развития российской экономики. Нужно сделать железные дороги более эффективными, доступными и безопасными, привлекать частных инвесторов. Каких результатов уже удалось достичь? Во–первых, создан и активно работает полноценный рынок подвижного грузового состава. Во–вторых, пассажирские перевозки выделены в самостоятельный сегмент. С 2010 года пассажирские перевозки дальнего следования выполняет Федеральная пассажирская компания. На рынок пассажирских перево-
зок пришли и независимые транспортные компании. И, конечно, такая конкуренция должна пойти на пользу потребителям.
В пригородном сообщении более половины пассажиров уже пользуются услугами региональных пассажирских компаний, сообщил премьер. Создаются благоприятные условия для прихода частных инвестиций в ремонтный комплекс, обслуживание подвижного состава, строительство и ремонт инфраструктуры, транспортную логистику, в технологическую модернизацию. Например, компания «Сименс» на базе завода «Уральские локомотивы» в прошлом году начала выпуск современных электровозов.
– Также с помощью иностранных партнеров успешно развивается такое приоритетное направление, как высокоскоростное сообщение, – сказал Владимир Путин. – Сейчас такие поезда уже курсируют на трех направлениях: Москва – Санкт–Петербург, Москва – Нижний Новгород и Санкт–Петербург – Хельсинки. Считаю, что нам следует скорректировать программу развития высокоскоростных магистралей, ускорить сроки пуска объектов и предусмотреть новые маршруты. В том числе нужно подумать над тем, как связать в единую сеть скоростного движения города, в которых пройдут матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году. Отмечу, что реформа на железнодорожном транспорте идет по плану, практически без каких–либо серьезных срывов. В то же время, конечно, она далека от завершения: ряд важнейших решений еще предстоит принять. Поэтому предлагаю продлить срок действия программы структурной реформы на железнодорожном транспорте до 2015 года.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил на заседании президиума правительства с докладом «О ходе структурной реформы на железнодорожном транспорте». На брифинге по окончании заседания он заявил, что «с учетом значимости железнодорожного транспорта для экономики страны, необходимости последовательных и обратимых изменений приоритетным направлением преобразований в отрасли на среднесрочную перспективу является продление мероприятий Программы структурной реформы до 2015 года».
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин по итогам заседания сообщил, что в рамках дальнейшего реформирования перед отраслью был поставлен ряд ключевых задач. Первая – вывод пригородных перевозок на безубыточную основу. Вторая важнейшая задача – это пересмотр программы высокоскоростного сообщения.
Чрезвычайно важным направлением работы ОАО «РЖД» будет проработка вместе с Минэкономразвития и Минфином вопросов выпуска первых в новейшей истории нашего государства инфраструктурных облигаций.
Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»