Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина подвела итоги контрольного мероприятия, призванного оценить эффективность расходования средств, направляемых на содержание и развитие транспортного комплекса Москвы. В работе по изучению финансовой составляющей деятельности столичного транспорта помимо федерального ведомства приняли участие Контрольно–счетная палата города и экспертное сообщество, представленное крупнейшими профильными вузами страны.
Цифры, которые шокируют
Проверка осуществлялась на глубину трехлетнего периода, включающего 2008–2010 годы. За это время на транспортный комплекс столицы государством было израсходовано более полумиллиарда рублей. Как выяснилось, почти половина этих денег была потрачена с нарушением существующего законодательства. Такой вывод в ходе прошедшей пресс–конференции озвучил аудитор Счетной палаты РФ Сергей Рябухин.
Можно ли считать, что работа на этом завершена и желаемый результат достигнут? Как представляется, данный вопрос не предусматривает однозначного ответа. Все зависит от того, что принимать за конечную цель: получение объективной информации, наказание виновных в разбазаривании бюджетных средств или устранение выявленных проблем.
Как стало известно, реальные подвижки есть по всем трем направлениям…
Еще 28 декабря при подведении промежуточных итогов проверки аудиторами Счетной палаты РФ была озвучена сумма неправомерно израсходованных средств в размере 232 млрд руб-
лей из выделенных федеральным и городским бюджетами 574 млрд. Правда, впоследствии, в ходе изучения дополнительных документов, которые были представлены департаментами правительства Москвы, объем нарушений был пересмотрен в сторону уменьшения и в конечном итоге составил около 216 млрд рублей. Однако и такой результат шокировал проверяющих. «Это – беспрецедентный случай, – пояснил аудитор Счетной палаты РФ Сергей Рябухин. – Такого объема нарушений в нашей стране еще нигде зафиксировано не было. По Московской области в прошлом году мы получили сумму в 89 млрд рублей и полагали, что это – предел бесхозяйственности. Оказалось, что нет. Москва сумела превысить этот показатель более чем в два раза».
Какие же конкретно недостатки в работе транспортного комплекса столицы были выявлены в ходе проверки? Перечень оказался весьма внушительным.
Например, государственные и муниципальные закупки с нарушением установленного порядка были осуществлены почти на 118 млрд руб.
Неэффективно или по крайней мере без достижения ожидаемого результата были размещены еще около 25 млрд рублей. В данной графе фигурирует строительство разного рода объектов, затянувшееся более чем на год, или наличие уже построенных, но не введенных в эксплуатацию на протяжении более двух лет. «С точки зрения Бюджетного кодекса и существующих стандартов мы квалифицируем такую ситуацию как неэффективное расходование средств», – пояснил Сергей Рябухин.
Бюджетные инвестиции с нарушением установленного порядка составили более 59 млрд рублей. Под данное определение подпали средства, пошедшие на цели, которые не вошли в перечень адресной инвестиционной программы г. Москвы. «Это, подчеркиваю, не разворованные деньги, но они были израсходованы в нарушение установленных законом норм и правил», – пояснил ситуацию аудитор Счетной палаты РФ.
Нецелевое использование бюджетных средств и иные факты должностных злоупотреблений выявлены в сумме почти 11 млрд рублей. К слову, данный показатель за последние месяцы вырос – первоначально называлась цифра около 7 млрд. Практически все эти средства были выделены столичной авиакомпании «Атлант–Союз». Из них более 800 млн рублей составил кредит на приобретение воздушных судов. Еще около 9 млрд рублей под видом субсидий пошли на финансирование повседневной деятельности фирмы.
Несоблюдение принципа разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ касается суммы 2,4 млрд руб-лей. Если перевести чиновничий «сленг» на понятный людям язык, то следует сказать, что это – средства из бюджета Москвы, направленные на финансирование объектов, которые на самом деле должны были быть профинансированы акционерным обществом «РЖД».
Еще ряд нарушений «по мелочи» в общей сложности составил около 1 млрд рублей.
Продолжая тему низкой эффективности расходования средств, председатель Контрольно–счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских рассказал о том, что благодаря совместной проверке его подчиненные смогли получить доступ к данным о финансово–хозяйственной деятельности ФГУП «Московский метрополитен», ГУП «Мосгортранс», а также четырех коммерческих организаций, которые имеют отношение к транспортному комплексу. При этом, по его словам, «были установлены резервы, которые позволяют говорить о том, что строить можно больше и дешевле». Например, если прокладывать новую линию метро не прерывая строительства и не «замораживая» объекты, то можно достичь экономии порядка 30%.
Ярким примером непродуманного подхода может служить станция Кожуховская. Возведенная за рекордные 10 млрд рублей, она обошлась городу в два с лишним раза дороже большинства других станций метро. Если бы ее местоположение немного сдвинули в сторону от сложных для работы грунтов, то вполне можно было бы сэкономить не один миллиард рублей. А использование типового проекта позволило бы снизить себестоимость строительства еще примерно на 20%.
Генпрокуратура разберется
На этом основную цель проверки московского транспортного комплекса можно было бы считать достигнутой. Факты выявлены, оценка им дана, доказательная база собрана. Но уж очень не хочется, чтобы этим дело и закончилось. Как сказал один из руководителей страны: «А где посадки?».
«Окончательную квалификацию и выводы должны сделать правоохранительные органы после того, как мы передадим собранные материалы в Генеральную прокуратуру», – прояснил ситуацию аудитор Сергей Рябухин.
Все дело в том, что в Счетной палате РФ нет ни следственного, ни судебного органа. В аналогичной структуре в Испании, которая называется Трибунал счетов, например, применяется другая практика. В трибунал входит коллегия аудиторов, сотрудники которой выявляют признаки нарушения бюджетного законодательства, а также коллегия судей, которой предоставлено право выносить соответствующее решение по делу. Таким образом, все преступления, связанные со злоупотреблениями, с нарушениями бюджетного характера, рассматриваются в рамках одной организации. Быстро и эффективно. «Нас же законодательство в этом плане ограничивает, – посетовал Сергей Рябухин. – Мы лишь определяем зоны риска, где теоретически возможно наличие состава преступления, после чего передаем материалы в правоохранительные органы. А окончательные выводы сделают следствие и, если потребуется, суд».
Хотя есть, конечно, в отчете факты, которые подразумевают однозначную трактовку. Взять почти миллиардный кредит авиа-компании «Атлант–Союз» на покупку воздушных судов, о котором здесь уже упоминалось. В результате ни одного самолета закуплено не было, а все деньги оказались выведены в офшоры, в результате чего их след окончательно теряется. Проследить всю цепочку прохождения денег ни Счетная палата России, ни тем более Контрольно–счетная палата Москвы не могут. Это дело следствия. И хочется верить, что оно разберется.
«Однако вовсе не обязательно нецелевое расходование средств подразумевает корысть, не обязательно оно приводит к уголовному преступлению, – высказал свою позицию Виктор Двуреченских. – Например, в графе «нецелевое использование» фигурируют деньги, потраченные Мосгортрансом на финансирование детского сада, который расположен в Московской области. Выяснилось, что данное дошкольное детское учреждение не имеет соответствующей аккредитации и функционирует без лицензии. Но даже если бы оно действовало на законных основаниях, то должно было бы финансироваться из прибыли предприятия, а не за счет бюджетных средств. Это – нарушение? Да, безусловно, но не уверен, что за это кого–то накажут в уголовном порядке».
Или взять другой пример. При строительстве метро был выявлен факт, когда при прокладке железнодорожных путей был в два раза, то есть на 25 млн рублей, завышен норматив по заработной плате рабочим. «По существующим нормам нельзя было платить столько. Следствие установит причину такого решения. Если эти деньги действительно были выплачены людям, тогда, по всей видимости, будет проведено административное расследование. Но если метростроевцам отдали лишь часть, а остальная сумма перекочевала в чьи–то карманы, безусловно, это подразумевает уже уголовное преследование», – пояснил Виктор Двуреченских.
Вскрылись и другие подобные случаи. Например, по Люблинско–Дмитровской линии стоимость строительства одного из участков превысила проектную на 32%. А в 2009 году только при строительстве одного километра Митинско–Строгинской линии метро стоимость необоснованно включенных работ составила 372 млн рублей, или 17,4% от их общей стоимости. «Это является поводом для следственного разбирательства», – высказал свое мнение Сергей Рябухин.
Работа над ошибками
В ходе пресс–конференции экспертами было высказано немало рекомендаций, направленных на развитие транспортного комплекса г. Москвы, повышение эффективности его функционирования. «Нашей задачей было проанализировать логику принятия решений в городе, принципы, по которым формировались программы», – пояснил руководитель экспертной группы Алексей Акулов. По его словам, город в последние годы развивался без стратегического видения, без «внятного понимания конечной цели». О какой транспортной политике в этой ситуации может идти речь? Ее и не было. Были решения различных департаментов правительства Москвы, в сферу ответственности которых входило решение определенного круга проблем транспортного комплекса, представляющего собой сегодня не единый, слаженно работающий механизм, а лоскутное одеяло с неровно пришитыми заплатами.
В качестве одного из последствий такого подхода заместитель мэра в правительстве Москвы по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Николай Лямов отметил отсутствие единой маршрутной сети, перехлест маршрутов муниципального и коммерческого транспорта.
Например, практически на всех маршрутах, где ходят транспортные средства Мосгортранса, параллельно работают коммерческие перевозчики. Но при этом Мосгортранс берет на себя все накладные расходы по поддержанию инфраструктуры, которые составляют до 15% в цене тарифов на перевозку пассажиров. В будущем необходимо будет найти рыночные рычаги устранения диспропорции и создания условий для честной конкуренции, считает Николай Лямов.
«Рассматривали мы и то, как выполняется городской заказ по перевозке пассажиров, потому что деньги на это выделяются большие, – рассказал Алексей Акулов. – Выяснили, что городской заказ на объемы транспортной работы не определялся. При этом за три года объем перевозок, скажем, метрополитена сократился с 2,5 млрд до 2,3 млрд пассажиров, несмотря на то, что мы строим новые линии, открываем новые станции. 200 миллионов поездок – большая цифра. В то же время выручка Московского метрополитена выросла на 39%. За счет чего? В первую очередь за счет повышения тарифа. В связи с этим мы считаем, что проблема тарифного регулирования как для метрополитена, так и для наземного транспорта нуждается в более тщательной проработке, что позволит нарастить инвестиционную составляющую или уменьшить стоимость проезда для граждан».
«По вскрытым фактам будут сделаны серьезные выводы, приняты управленческие решения, – пообещал Николай Лямов. – В Москве уже начата разработка транспортной стратегии, приглашены специалисты, как отечественные, так и зарубежные». В частности, по его словам, начата работа по созданию единого диспетчерского центра по управлению общественным транспортом. Существует большая программа по обновлению подвижного состава.
Нам же остается ждать позитивных перемен в организации работы транспортного комплекса Москвы. Основанием для этого должны послужить материалы проверки Счетной палаты РФ, инициированной мэром Москвы Сергеем Собяниным.
Сергей СИНЮТИН,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.