Открывая заседание, председатель координационного совета Игорь Левитин напомнил, что новая структура, в которую включены представители Минтранса, Минфина, Минэкономразвития, Минрегиона и других госорганов, образована по поручению Президента РФ. Главная задача – обеспечение согласованных действий федерального центра, властей Москвы и области, направленных на развитие транспортной инфраструктуры.
Игорь Левитин отметил, что в настоящее время идут острые дискуссии о том, как развиваться Московскому транспортному узлу. Координационный совет призван стать основной площадкой для обсуждений. Здесь могут выдвигаться любые предложения, все они будут внимательно рассмотрены. «Но после того как мы решение приняли, согласовали с Москвой и областью, это решение становится обязательным, – подчеркнул министр. – После принятия решения идет выделение федеральных и региональных средств, и мы должны доводить до конца все то, что начинаем».
Программа развития транспортного комплекса Московского региона на период до 2020 года потребует больших вложений из федерального и региональных бюджетов, и порядок финансирования должен быть прозрачным для всех членов совета. Москва и область должны ясно и четко показывать, на что выделяются средства. При этом, отметил Игорь Левитин, на совете не будут устраиваться дискуссии по каким–то частным вопросам. Генеральная тема для координационного совета – развитие связей между двумя большими регионами, включая внедрение интеллектуальных транспортных систем. Один из приоритетов финансирования – решение проблем на стыках Москвы и области. И весьма важно, чтобы, скажем, вопрос об интеллектуальных транспортных системах субъекты РФ не рассматривали изолированно друг от друга. При таком подходе любые, даже самые «умные», системы не сработают.
«Мы должны понимать, что выделение средств на инфраструктуру Москвы и области должно идти прежде всего на транспортную связку Москвы и области, – отметил министр. – Мы не хотим, чтобы совет подменял мэра или губернатора. Каждый из них отвечает за свой регион, работает внутри региона над развитием транспортной системы, мы же помогаем из федерального бюджета. Но мы наделены полномочиями по координации развития узла, по формированию идеологии совершенствования транспортного комплекса».
По мнению министра, вопросы градостроительной политики Москвы и области теперь не могут решаться без учета предложений совета.
И что еще очень важно – без поддержки частных инвестиций программу развития транспортной системы в полной мере не реализовать. Игорь Левитин отметил, что Московский транспортный узел в отличие от любого другого в большей своей части самодостаточен, и частные инвестиции должны сюда прийти. «Мы надеемся на участие частного бизнеса, и, может быть, даже передадим компаниям в управление федеральные и региональные средства, если они готовы вкладывать свои деньги в совместные проекты».
Заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров подробно рассказал о регламенте координационного совета, о порядке его работы, структуре и функциях, а также о задачах и программе деятельности автономной некоммерческой организации «Дирекция Московского транспортного узла». Основная функция АНО – управление реализацией программы развития транспортной системы Москвы и области, мониторинг выполнения мероприятий, исполнения решений координационного совета, подготовка предложений по совершенствованию нормативно–правовой базы и т. д.
Игорь Левитин сообщил, что с мэром Москвы Сергеем Собяниным уже согласован вопрос о выделении для дирекции соответствующего помещения. Отвечая на высказанные сомнения в целесообразности создания АНО, министр ответил, что ситуация на дорогах Москвы и области наглядно доказывает, что такая организация крайне необходима. Сегодня десятки институтов, так или иначе связанных с транспортной тематикой, работают фактически на корзину. Им выделяются средства, они что–то исследуют, предлагают и... ничего не происходит. Потому что никто не берет на себя ответственность за происходящее. «Нам нужен арбитр между Москвой и областью – это координационный совет», – отметил Игорь Левитин.
А как увязать решения проектных институтов Москвы и области в рамках единого узла? По мнению министра, представители дирекции должны принимать участие во всех совещаниях по градостроительной политике Москвы и области и биться за то, чтобы не принимались непродуманные решения. Дирекция ни у кого не забирает деньги на строительство, сама не строит и не проектирует, она только осуществляет мониторинг реализации программы. К слову, подобные организации уже давно существуют за рубежом и доказали свою эффективность.
Члены совета были ознакомлены с проектом программы развития Московского транспортного узла до 2020 года. В документе сформулирована четкая цель – формирование единой транспортной системы Москвы и области, соответствующей мировому уровню в обеспечении комфортных условий проживания населения и благоприятных условий развития бизнеса. Для достижения этой цели поставлены, в частности, такие задачи, как оптимизация транспортных связей, прежде всего на стыке Москвы и области, снижение дисбаланса между плотностью застройки и транспортными ресурсами территорий. Для Московского региона практически впервые в современных экономических условиях проведены специальные исследования ежедневных пассажиропотоков между Москвой и областью. Каждый день из области приезжают в Москву 1,4 миллиона человек, из Москвы в область – 350 тысяч.
Подтверждена приоритетность совершенствования транспортного комплекса, прежде всего в сфере улучшения обслуживания пассажирских перево-зок, в том числе общественным транспортом. Предлагаемая до 2015 года схема развития метро и скоростного трамвая позволяет значительно снизить долю перегруженных участков. В программе предлагаются завершение формирования существующей системы метро и создание принципиально новой системы экспрессных линий метро по хордовым направлениям в область.
Для улучшения обслуживания пассажиров намечена взаимо-связанная программа формирования транспортно–пересадочных узлов на территории Москвы и области. Всего в рамках первой очереди намечается сооружение 91 узла. Разработаны предложения по развитию сети автодорог, предусматривающие реконструкцию головных участков радиальных дорог федерального значения и начало формирования ЦКАД.
Программой предусмотрена также корректировка организации схем движения, переоснащение пешеходных переходов, ограждений, устройство полос приоритетного движения общественного транспорта и другие меры. По решению координационного совета представленная программа в ближайшее время будет доработана.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.