Министр транспорта РФ Игорь Левитин принял участие в работе Всероссийской научно–практической конференции по вопросам анализа итогов предыдущего периода и определения перспективных задач развития отечественного дорожного хозяйства.
Министр отметил, что, по сути, речь можно вести об итогах ФЦП по модернизации транспортной системы страны в 2002–2009 годах. За это время произошло много событий, которые повлияли на работу дорожного хозяйства. Принят, в частности, закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, Бюджетный и Градостроительный кодексы, закон о концессионных соглашениях, создана госкомпания «Автодор». И, конечно, важнейшим событием стало решение Президента РФ и Правительства РФ о воссоздании дорожных фондов. Игорь Левитин подчеркнул, что фактически создана новая ветвь в системе нормативно–правовых актов.
Действительно, за прошедшее время в отрасли сделано немало. Реализована, например, крупная программа по строительству внеклассных мостов, других транспортных сооружений, многие из которых были начаты еще в прошлом веке. Завершено строительство 18 внеклассных мостов общей длиной около 18 км, завершен ряд крупнейших строек, в том числе в прошлом году построены дорога «Амур» Чита – Хабаровск, Кольцевая автодорога в Санкт–Петербурге, обходы городов Сочи, Новосибирск, Красноярск, Иркутск и другие.
Роль автомобильного транспорта, по мнению министра, становится все более важной в жизни страны. Высокими темпами растет парк автомашин как личных, так и общественного транспорта. И есть основания предполагать, что в трехлетней перспективе он может увеличиться по сравнению с 2000 годом вдвое, достигнув 50 миллионов автотранспортных средств.
Наряду с количественными характеристиками изменились потребительские требования к автоперевозкам. Ценятся скорость и комфорт. И это требует четкой расстановки приоритетов в выборе развития дорожной сети РФ. Одна из главных проблем, по мнению Игоря Левитина, – недостаточная пропускная способность федеральных дорог, что создает дополнительные ограничения для развития регионов.
К негативным тенденциям последних лет министр отнес отсутствие координации в работе участников градостроительной деятельности. Это касается региональных администраций, архитекторов, проектировщиков и, конечно, тех, кто занимается дорожным строительством. В итоге низкий уровень координации приводит к тому, что в крупных мегаполисах количество дорог не соответствует темпам развития городов. При выборе объектов необходимо опираться на планы по развитию крупных транспортных узлов. И такая практика уже нашла свое применение в Московском регионе. Программа развития инфраструктуры, учитывающая межрегиональные особенности транспортного сообщения, вопросы стыковки различных интересов обсуждаются на совместном координационном совете. Только такой подход, считает Игорь Левитин, позволит ликвидировать дисбаланс в развитии территорий и дорожной инфраструктуры.
Многое предстоит сделать в области законотворчества, чтобы обеспечить полноценную работу дорожных фондов как на федеральном, так и на региональном уровне. Часть нормативных актов уже принята, остальные необходимо принять в этом году. Региональные фонды будут создаваться в соответствии с законами субъектов РФ, которые должны быть утверждены не позднее 1 января будущего года.
В условиях замедления темпов роста мировой экономики дорожная отрасль призвана стимулировать развитие малых и средних предприятий, и в первую очередь за счет придорожного сервиса. Именно эта сфера может обеспечить создание в регионах новых рабочих мест. Сегодня, к сожалению, о разработке схем территориального развития с учетом придорожной инфраструктуры говорить не приходится. Как отметил министр, дороги строятся современные, а окружают их, как и прежде, покосившиеся заборы и сараи. Объекты, расположенные у дорог, не только не комфортны, но порой не соответствуют элементарным требованиям безопасности. Отдельное поручение по обустройству дано председателем Правительства РФ в отношении дороги Чита – Хабаровск, но такую работу необходимо усилить и проводить по всей сети дорог.
Уже сейчас, отметил Игорь Левитин, в отрасли внедрена практика заключения трехлетних контрактов в области капитального ремонта, содержания автодорог и искусственных сооружений. Необходимо теперь перейти к заключению долгосрочных контрактов на проектирование, строительство, ремонт и содержание автодорог. Для этого надо готовить изменения в нормативные документы. Финансовая база для работы по–новому есть – это Федеральный дорожный фонд и региональные дорожные фонды.
Важным новшеством, по мнению министра, является взимание платы за возмещение вреда, причиняемого федеральным автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную массу свыше 12 тонн, а также штрафов за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Правительство РФ одобрило поправку в закон, согласно которой эти штрафы с водителя, т. е. перевозчика, перекладываются на грузоотправителя. Водитель получает опломбированный груз, товарно–транспортные документы, в которых указан вес. И не его вина в том, что фактический груз зачастую не соответствует заявленному.
В адрес дорожников постоянно звучит критика, когда речь заходит о качестве и стоимости дорог. По мнению Игоря Левитина, такая критика небезосновательна. Эту тенденцию надо переломить. И одно из важных направлений – увеличение срока службы дороги. Необходимо внедрить такие новые требования и стандарты, чтобы генподрядчик нес ответственность на полный период гарантийного срока службы объекта. Тот, кто построил дорогу, должен нести вместе с дорожниками ответственность за состояние дороги.
Министр поставил перед дорожниками задачу увеличивать межремонтные сроки. Для этого есть все необходимые средства: кадры, техника, сырье и стройматериалы. Плюс возможность заключения долгосрочных контрактов, которые позволяют перейти на новые схемы взаимодействия. Игорь Левитин напомнил, что Президент РФ поставил задачу по инновационному развитию транспортного комплекса. Здесь есть чем заниматься вместе со смежниками, изготовителями продукции для дорожной отрасли. Свое слово должны сказать научные организации, высшая школа.
Важнейшим приоритетом остается повышение безопасности дорожного движения. Министр заметил, что зачастую сохранить людские жизни можно было за счет мероприятий, которые не требуют значительных капитальных вложений. Это установка дорожных знаков, ограждений, разметка, устройство пешеходных дорожек и переходов, а также обустройство автобусных остановок. Создать пресловутые «карманы», о которых говорится каждый год, дешевле, чем построить дополнительные полосы или параллельные дороги. По мнению министра, необходимо вместе с регионами разработать программу по обустройству автобусных остановок.
Росавтодору предстоит выполнить мероприятия по реализации закона о транспортной безопасности, в том числе по антитеррористической защищенности объектов дорожной инфраструктуры. Нормативно–правовая база создана. Надо определиться в приоритетах. Те, что будут закреплены на итоговой коллегии Минтранса, обязательно должны быть выполнены в 2011 году.
Руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин в своем докладе отметил, что прошедший год был для дорожной отрасли знаменательным и нелегким. Нелегким потому, что это был первый год выхода из кризисной ситуации, когда в значительной степени сказываются негативные последствия в сфере финансирования, в определении приоритетов развития дорожной сети, в кадровой политике предприятий. Знаменательным он был потому, что в этот год были завершены крупнейшие стройки, которые велись на протяжении ряда лет и даже десятилетий и которые теперь существенно меняют карту российских автомобильных дорог.
В первую очередь, это завершение в полном объеме строительства автомобильной дороги «Амур» Чита – Хабаровск. Это не только решение крупнейшей инженерной задачи по сооружению 2100 км дороги и сотен искусственных сооружений в сложных природных условиях Дальнего Востока. Это новая связь восточных регионов с остальной территорией страны, обеспечивающая новые возможности для населения, предприятий, бизнеса по доставке товаров, продукции, сырья, материалов. Это последнее недостающее звено самого протяженного в мире автодорожного маршрута, проходящего по территории одного государства, от берегов Тихого океана до Балтийского моря и стран Западной Европы. Для дорожников эта трасса уникальна выполненными объемами работ: только за два последних года было сдано в эксплуатацию 1317 км проезжей части в асфальтобетоне.
В целом в 2010 году Росавтодор осуществлял свою работу в рамках 10 федеральных целевых и комплексных программ, по которым он был определен государственным заказчиком. Объем ассигнований на дорожное хозяйство из федерального бюджета был установлен в размере 284,7 млрд рублей. Без учета средств Инвестиционного фонда Российской Федерации выполнение бюджета составило 99,4% от лимитов бюджетных обязательств.
Важным направлением повышения надежности работы дорожной сети в 2010 году было улучшение состояния искусственных сооружений. На автомобильных дорогах федерального значения имеются 152 ремонтонепригодных мостовых сооружения. В минувшем году уже завершена реконструкция 5 ремонтонепригодных мостов. Еще один мост через р. Эрзин в Республике Тыва был заменен в процессе реконструкции участка дороги М–54 «Енисей».
Активно велось строительство объектов автодорожной инфраструктуры в рамках развития Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско–Тихоокеанском регионе. Здесь развернуты работы на всех объектах автомобильных дорог федерального и регионального значения. Осуществлялись проектирование и строительство объектов в рамках Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта.
Выполнялись мероприятия по подготовке территории строительства платных дорог «Новый выход на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М–1 «Беларусь» Москва – Минск» и «Скоростная автомобильная дорога Москва – Санкт–Петербург на участке 15–й км – 58–й км». В субъектах РФ осуществлен ввод в эксплуатацию 907 км автомобильных дорог и 7544 пог. м искусственных сооружений.
Капитальный ремонт и ремонт федеральных дорог был проведен на участках общей протяженностью 4212 км, а также на 171 мостовом сооружении общей длиной 11179 пог. м. Были отремонтированы три тоннеля общей длиной 1307 пог. м. Особое внимание было уделено автомобильным дорогам, входящим в состав международных транспортных коридоров «Север – Юг» и «Запад – Восток». Они испытывают наибольшую нагрузку от потоков тяжелых автотранспортных средств и требуют первоочередного увеличения прочностных характеристик дорожных конструкций.
Одним из главных приоритетов в 2010 году было повышение безопасности движения. Проведены мероприятия по ликвидации всех выявленных при диагностике мест концентрации ДТП. Это 3203 участка. На федеральных дорогах построено 280 км линий электроосвещения, что в 1,5 раза больше, чем в 2009 году, завершено строительство 24 надземных пешеходных переходов (в 2009 году были построены 3 таких перехода). Ликвидированы 11856 въездов, не соответствующих нормативным требованиям.
Новым важным направлением в деятельности Росавтодора в 2010 году стала работа по реализации ФЗ «О транспортной безопасности». Организована охрана 123 искусственных дорожных сооружений с выставлением круглосуточных постов. Разработан программный комплекс автоматизированного проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также ведения реестра таких объектов. Аккредитованы 23 специализированные организации в этой области. Разработаны проекты методических документов, касающихся проведения оценки уязвимости объектов и их категорирования. Росавтодором совместно с МАДИ разработаны программы подготовки специалистов в области транспортной безопасности. С 2010 года эти программы используются для обучения студентов и при повышении квалификации работников подведомственных Росавтодору организаций.
Существенное направление деятельности – разработка и внедрение инновационных методов, новых технологий, материалов и конструкций. Завершается разработка стратегии развития инновационной деятельности Росавтодора. Проект стратегии рассмотрен с участием широкого круга специалистов и научной общественности, обсужден на заседании научно–технического совета Рос-
автодора и в настоящее время дорабатывается с учетом поступивших предложений.
Важными направлениями научных исследований стали повышение качества дорожных работ, мероприятия по снижению финансовых и энергетических затрат в дорожном хозяйстве. В частности, в целях увеличения межремонтных сроков и снижения потребности в затратах на ремонт и содержание дорог проведен комплекс исследований в области расширения применения в дорожном хозяйстве цементобетона. Разработаны методические рекомендации по ремонту и содержанию цементобетонных покрытий автомобильных дорог, рекомендации по применению быстротвердеющих материалов для ремонта цементобетонных покрытий, по устройству дорожных удерживающих ограждений из монолитного цементобетона.
Для совершенствования документов технического регулирования, гармонизации отечественной нормативно–технической базы с международными стандартами в контакте с коллегами из Белоруссии и Казахстана проводилась работа по созданию технического регламента по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации дорог государств, входящих в Таможенный союз.
По предложениям Росавтодора Техническим комитетом по стандартизации внесены для утверждения в Росстандарт проекты 8 национальных стандартов, направленных в первую очередь на повышение безопасности движения, в том числе в области улучшения качества и долговечности дорожной разметки, направляющих устройств, освещения дорог, новых типов асфальтобетона.
Активно формировалась новая система управления внедрением инноваций на объектах дорожного хозяйства. Мониторинг внедрения инноваций в органах управления дорожным хозяйством и при исполнении контрактов подрядными организациями возложен на ФГУ «Росдортехнология». В 2010 году были освоены 448 объектов инноваций. Например, впервые применены новые композиционные материалы при проведении строительных и ремонтных работ на мостовых сооружениях, в том числе при строительстве пешеходных путепроводов. Значительный объем исследований и внедренческих работ выполнен в целях расширения применения системы ГЛОНАСС.
В 2011 году и на среднесрочный период объемы финансирования дорожного хозяйства из федерального бюджета не претерпят существенных изменений. Снижение финансирования в 2012 году связано с передачей в бюджеты субъектов РФ доходов от увеличения ставок акцизов на автомобильное топливо.
Анатолий Чабунин отметил, что на реализацию программ дорожных работ в 2011–2013 годах существенное влияние окажут негативные последствия кризиса. К ним, в частности, можно отнести резкое сокращение технологических заделов на строительстве и реконструкции автомобильных дорог и мостовых сооружений, существенное падение объемов ввода объектов в эксплуатацию.
Значительная доля средств будет направлена на строительство капиталоемких объектов в районе Большого Сочи, на реализацию мероприятий по повышению безопасности движения, увеличению надежности функционирования дорог. Так, на строительство олимпийских объектов в 2011 году будет направлено 43,9 млрд рублей, или 31% объема капитальных вложений, предусмотренных по подпрограмме «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)». В 2012 году эта доля составит 25%.
Нынешний год должен стать решающим в реализации программы подготовки к саммиту АТЭС 2012 года во Владивостоке. В рамках этой программы в 2011 году предусмотрено завершить реконструкцию участков автомобильных дорог общей протяженностью 18,3 км с искусственными сооружениями общей длиной 3103 пог. м. В целом на территории Дальневосточного и Сибирского федеральных округов будет сохранен тот высокий темп развития дорожной сети, который был набран при завершении строительства дороги «Амур».
В 2011–2013 годах будет осуществляться поэтапное оснащение объектов дорожной инфраструктуры инженерно–техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности с учетом возможности их последующего расширения и создания централизованных распределительных систем. Запланировано также создание пилотных проектов по оснащению инженерно–техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности автовокзалов и автотранспортных средств, осуществляющих межрегиональные пассажирские перевозки. Подготовлены предложения по техническому оснащению автовокзалов в городах Москва, Санкт–Петербург, Казань, Сочи. Эти проекты станут базой для дальнейшего внедрения систем обеспечения транспортной безопасности субъектами РФ.
Руководитель Росавтодора сообщил, что в настоящее время отрабатывается внедрение концессионных механизмов финансирования строительства и эксплуатации автомобильных дорог федерального значения. Одним из первых опытов в этой области станет заключение концессионного соглашения на строительство и эксплуатацию транспортной развязки на 56–м километре автомобильной дороги М–9 «Балтия». Будет также завершена работа по разработке правовых и организационных механизмов реализации контрактов жизненного цикла на осуществление в рамках единого контракта комплекса работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.