В Торгово–промышленной палате Российской Федерации состоялся съезд Союза транспортников России, посвященный теме: «Пути повышения конкурентоспособности и рентабельности предприятий транспортного комплекса на внутреннем и внешних рынках, в том числе в условиях Единого экономического пространства и предполагаемого членства во Всемирной торговой организации (ВТО)». В мероприятии приняли участие министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин, представители федеральных органов власти, депутаты Госдумы ФС РФ, представители объединений бизнеса, иностранные гости.
Открыл и вел работу съезда президент СТР Виталий Ефимов. Он привел немало цифр, подтверждающих, что объемы большинства видов транспортной работы в России практически восстановились на докризисном уровне, по некоторым показателя и превзошли его. Немало способствовали этому восстановление нормальных политических контактов с нашим стратегическим партнером Украиной и прорыв в экономической интеграции с Белоруссией и Казахстаном.
Отражением этой положительной тенденции стал существенный международный аспект съезда СТР. В ходе него с Украинским союзом промышленников и предпринимателей (УСПП) были подписаны три документа, включая План совместных мероприятий на 2011 год, а с Белорусским союзом транспортников (БСТ) заключено соглашение о сотрудничестве.
Президент УСПП Анатолий Кинах, указав, что за прошедший год товарооборот между нашими странами вырос на 61% и достиг 40 млрд долларов, подчеркнул необходимость обновлять фундамент исторических связей между нашими странами и народами на основе современных стандартов равноправных и взаимовыгодных отношений и объединять усилия, ибо «мир уходит вперед».
Председатель правления БСТ Владимир Сосновский напомнил, что глобальный мир несет не только выгоды, но и огромное количество вызовов. А нормативно–правовые базы Белоруссии и России, несмотря на взаимопроникновение экономик, долгое время развивались несинхронно, отчего налаживание полноценного функционирования Таможенного союза и общего экономического пространства (ОЭП) идет трудно. Транспортный комплекс, как кровеносная система, должен быть единым, уверен бывший министр транспорта и коммуникаций Белоруссии. Он подтвердил готовность белорусского транспортного сообщества объединить усилия с тем, чтобы эта составляющая ОЭП в кратчайшие сроки заработала на полную мощность.
В свою очередь Виталий Ефимов отметил, что решение части проблем руководство СТР видит в объединении собственных усилий с деятельностью органов государственной власти в области технологического перевооружения транспортного комплекса; попытке провести конверсию целей политики государства – от модернизации технической и инфраструктурной – к технологической; наделении Минтранса соответствующими функциями и создании в его составе Федеральной службы «по технологической модернизации и инновациям»; принятии политического решения «о разработке мероприятий по освоению сразу 5–го и 6–го технологического пространства». Помогут делу, по мнению президента СТР, и введение в государственную отчетность критерия оценки производительности подвижного состава и транспортно–технологической структуры; формирование правового поля и внедрение экономических и административных методов государственного регулирования, которые бы стимулировали повышение вышеназванного показателя, а также создание Минтрансом России совместно с СТР на принципах государственно–частного партнерства Межведомственного научно–внедренческого центра по освоению ИТС.
Выступавшие на съезде члены СТР по вполне понятным причинам тоже концентрировались на проблемах. Много говорилось о монополизме и эгоизме доминантов рынка. Больше всего досталось железнодорожному транспорту, а точнее последствиям его реформирования, крайне негативно сказывающихся на целых отраслях отечественный экономики, в первую очередь на мелких и средних их субъектах.
Генеральный секретарь Международного координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов отметил, что в этом году количество перевезенных по Транссибу контейнеров – «на уровне статистической погрешности» (16 тысяч шт.). Транспорт в своем развитии должен идти на 10–20 лет впереди экономики, убежден специалист. Он предупредил о грядущем «пиршестве монополистов» по окончании приватизации железнодорожной отрасли, когда собственники в своей деятельности будут исходить только из логики бизнеса.
Президент Союза железнодорожников Свердловской области Юрий Бусыгин посетовал на «броуновское движение» вагонов и предложил создать при полпредах Президента РФ в федеральных округах общественные советы по обсуждению общетранспортных проблем регионов.
А президент Ассоциации российских экспедиторов Валерий Алисейчик, отметив, что в России не принято говорить о реформах плохо, пока они не завершатся, и вовсе призвал поручить Счетной палате РФ провести анализ хода реформирования железнодорожной отрасли. Он же обратил внимание на транзитный потенциал России. Руководство страны постоянно говорит о необходимости его использования, между тем проект ФЗ «О транзите» лежит без движения уже многие годы (как и разработанные СТР общетранспортные законопроекты «О транспортном экспедировании», «О смешанных (комбинированных) перевозках». – Ред.). Конечно, трудность в том, что помимо Минтранса закон должен быть согласован еще с 15 федеральными ведомствами, но… Но пока нас все обошли, и уже даже австрийцы бросились захватывать наш рынок.
Президент АСМАП Евгений Москвичев обратился к Игорю Левитину с просьбой передать АСМАП полномочия по выдаче допусков на осуществление международных перевозок и на подготовку водителей. Он также проинформировал о безуспешности усилий по налаживанию отношений с Государственной транспортной лизинговой компанией и выразил разочарование тем, что собираемые в России магистральные тягачи именитых фирм обходятся… дороже на 20–30%, чем их покупка за рубежом вкупе с растаможиванием. «Фирмачи» объясняют это большими платежами и необходимостью скорейшего возврата значительных вложенных средств. Вторая проблема МАПП: стоимость услуг околотаможенных структур в России в 7–10 раз больше, чем в Белоруссии, что стимулирует российских резидентов уходить регистрироваться к соседям. А водителям–международникам, словно они заправские экспедиторы, по–прежнему приходится заполнять по 5–6 документов.
В своем выступлении Игорь Левитин привел данные об увеличении спроса на транспортные услуги, проинформировал о международном сотрудничестве в сфере транспорта. Работа в этом направлении упрочила позиции России на пространстве СНГ, активизировала партнерство со странами Европы и Азии. В условиях Единого экономического пространства и предполагаемого членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации повысить конкурентоспособность российских транспортных компаний, считает Игорь Левитин, может их интеграция с зарубежными партнерами, в том числе в плане создания совместных инфраструктурных и бизнес–проектов, а также привлечения в отрасль частных инвестиций.
Успешная конкуренция на международном рынке невозможна без высококвалифицированных кадров. Сегодня не все выпускники после окончания учебы остаются в отрасли. В этих условиях большое значение имеет целенаправленный заказ от транспортных компаний на подготовку соответствующих специалистов, а также прохождение практики студентами на предприятиях отрасли.
Далее Игорь Левитин обосновал необходимость введения акциза на моторное топливо, упрекнул за выход порой некачественных проектов автомобильных дорог, сообщил о планах правительства по значительному снижению в ближайшее время доли государственной собственности в транспортной отрасли.
«Успех на транспорте – это успех Таможенного союза», – охарактеризовал Игорь Левитин будущее новых политико–экономических реалий. И, отдав должное СТР за проделанную работу, а также за взаимодействие и поддержку действий правительства по развитию транспортной отрасли, предложил провести в июне совместное совещание Министерства транспорта Российской Федерации и СТР по вопросам, поднятым на съезде.
Геннадий БЛАГОДАРНЫЙ,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.