Студенты МИИТа принимают активное участие в строительстве транспортных объектов в Сочи, Московском регионе и даже за Полярным кругом.
Этот любительский снимок, сделанный несколько лет назад во время поездки строй-отряда МИИТа на Ямал, будет памятен студентам долго. На фото крепкие, загорелые парни в оранжевых жилетках монтеров железнодорожных путей радостно машут руками. Немного усталые, они улыбаются в фотообъектив, жмурясь от яркого, слепящего солнца. Вот уже несколько лет подряд молодежно–студенческие отряды МИИТа отправляются не только на Ямал, где осваивается крупнейшее нефтегазоконденсатное месторождение Бованенково, но и принимают активное участие в строительстве транспортных объектов в Сочи и Московском регионе.
И этот год не стал для них исключением. Благополучно сдав летнюю сессию, многие студенты МИИТа вовсе не планировали все каникулы почивать на лаврах. Сейчас они трудятся в разных регионах нашей страны в составе студотрядов.
Как и студенты многих других транспортных вузов, миитовцы работают проводниками, спасателями, вожатыми и билетными кассирами. Они ремонтируют железнодорожные вагоны, восстанавливают дороги и мосты. Это прекрасная возможность получить существенную прибавку к довольно скромной студенческой стипендии, а кроме того, успешно освоить смежную или дополнительную специальность. Своеобразной традицией стало то, что ежегодно отряды добровольцев участвуют в восстановлении Иосифо–Волоцкого монастыря. Здесь студенты не просто штукатурят, красят и укрепляют фундаменты соборов, но и с большим энтузиазмом работают на молочной кухне, ферме и пасеке, занимаются инвентаризацией книг в историко–библиографическом музее при монастыре. Пребывая в обители, волонтеры приучаются к труду, но самое главное – приобщаются к святыням русской культуры. Между прочим, во многом именно благодаря усилиям митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, который долгие годы был наместником Иосифо–Волоцкого монастыря, началось возрождение студенческих отрядов в МИИТе. Кстати, митрополит Питирим, в миру Константин Нечаев, и сам когда–то был студентом этого вуза.
В этом году в студотрядах были задействованы около 1800 человек. Конечно, большинство из них стараются не бесплатно. К примеру, вожатые и контролеры в прошлом году получали от восьми тысяч рублей в месяц. А вот зарплата монтеров железнодорожных путей доходила до 32 тысяч. Правда, и трудиться на далеком сибирском полуострове могут только физически крепкие парни. Зато, вернувшись с Ямала к сентябрю, загорелые юноши наверняка заработают приличные даже по столичным меркам деньги.
Зачастую руководству вуза удается добиться того, что объект, на котором работают старшекурсники (например, строительство моста), полностью совпадает с предметом их производственной практики. В таком случае учащихся сопровождают преподаватели – они же руководители студенческих отрядов. А несколько лет назад был возрожден интернациональный отряд, в состав которого были включены иностранные студенты. Кстати, эта задача с правовой точки зрения довольно непростая. Но решить ее удалось. И теперь уже никто не удивляется тому, что молодые люди из других государств работают бок о бок с россиянами на одной из олимпийских строек Сочи.
Каждый год за счет принимающих организаций студенты в обязательном порядке проходят медкомиссию, обучаются рабочим специальностям, почти всегда обеспечиваются льготным питанием. Так же, как и в прошлом, в нынешнем году бойцам студотрядов будет произведена компенсация проезда.
Вдобавок ко всему, многие предприятия действительно создают для ребят вполне комфортные социально–бытовые условия. К примеру, в прошлом году бойцы отряда, занимавшегося габионными работами на совмещенной (автомобильной и железной) дороге Адлер – горноклиматический курорт «Альпика–сервис», проживали в специально оборудованном вахтовом строительном городке. Для молодежи здесь были предусмотрены комнаты с мебелью, снабженные сплит–системами, кулерами с горячей и холодной водой. А в холлах для них установили холодильники, плазменные панели, подключенные к спутниковому телевидению. Совсем неплохо!
– Молодой человек должен вернуться из студотряда здоровым, поэтому самое главное – это безопасность. Никакого лихачества и бравады быть не должно, – убежден первый проректор МИИТа, профессор Александр Выгнанов.
Он показывает мне графики, по которым выезжают на места представители университета для контроля за работой студентов. Но, конечно, и сами молодые люди должны воспитывать в себе чувство ответственности.
Александр Выгнанов также напомнил, что студенческие строительные отряды в советское время помимо всего прочего были формой воспитания высоких гражданских качеств, чувства патриотизма и коллективизма, ответственности за порученное дело, поскольку молодежь становилась причастной к сооружению грандиозных объектов энергетики, промышленности, о которых знала вся страна.
Конечно, идеология над современной молодежью теперь не довлеет, но ведь по–прежнему невольно дивишься, с каким поразительным энтузиазмом советские тогда еще студенты работали на масштабных «стройках века». Впрочем, вполне сопоставимы по замыслу с ними нынешние проекты олимпийской стройки в городе Сочи. Остается надеяться, что и миитовцы, и студенты других транспортных вузов, прошедшие школу жизни в студотрядах, всегда будут сохранять трудолюбие и оптимизм. И когда–нибудь один из них, наверное, с гордостью покажет сыну или внуку… нет, не пожелтевшую фотокарточку. Наверное, это будет снимок на сенсорном дисплее, где навечно запечатлены неподдельные эмоции студентов, жмурящихся от яркого летнего солнца.
Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»