В Архангельске прошел
второй Международный арктический форум «Арктика – территория диалога».
Главная тема форума – формирование арктической транспортной системы как фундамента для развития Арктического региона. В форуме приняли участие более 400 ведущих ученых, экспертов, политиков, глав государств и правительств стран Арктического региона, представителей крупнейших российских, американских, канадских и скандинавских бизнес–структур.
С докладом на форуме выступил президент Русского географического общества, глава МЧС Сергей Шойгу.
Он выступил с важнейшей инициативой. Глава МЧС заявил, что в Архангельске и других городах вдоль трассы Северного морского пути планируется создание комплексных аварийно–спасательных центров. «Такие центры обеспечат мониторинг и реагирование на чрезвычайные ситуации, сбор и анализ необходимой информации. Помимо этого они станут учебными базами для практической отработки совместного реагирования и действий разных стран при решении вопросов обеспечения безопасности в Арктике», – отметил Сергей Шойгу.
В работе форума принял участие председатель Правительства РФ Владимир Путин. Его выступление было посвящено перспективам развития Северного морского пути. Он отметил, что на заседании правительства рассмотрен законопроект, который урегулирует транспортировку грузов по этой магистрали. «Уверен, транспортные компании получат экономические преимущества и дивиденды от использования этого маршрута. Развитие инфраструктуры Севморпути предполагает расширение существующих портов и создание новых. Северный морской путь может составить конкуренцию другим водным магистралям. Прежде всего, развитие транспортной составляющей может стать основой для сотрудничества стран Арктического региона», – заявил глава правительства.
Владимир Путин подчеркнул, что именно транспорт способен стать одним из прорывных проектов, объединяющих арктические государства. Он напомнил, что уже в этом году по Севморпути успешно проведены рейсы по доставке крупных партий углеводородного сырья, набирает обороты и транзитная проводка судов. По словам премьера, общий объем перевозок в 2011 году может достигнуть 700 тыс. тонн.
Важнейшая задача – формирование современной инфраструктуры Севморпути, подчеркнул премьер. Речь идет о комплексном транспортном проекте, призванном обеспечить динамичное развитие и освоение северных территорий Российской Федерации, решение важнейших экономических, социальных задач, создание новых производств и рабочих мест. Планируется расширить действующие порты и построить новые – такие как порт Варандей у пролива Югорский Шар и порт Сабетта на полуострове Ямал. Сам Севморпуть и его опорные гавани будут интегрированы с другими видами транспорта. В планах – модернизация речных, автомобильных, железнодорожных маршрутов и коммуникаций, северных аэродромов, аэропортов, обновление полярной авиации, существенное увеличение российского ледокольного флота. До 2020 года будут построены три новых универсальных атомных ледокола и шесть дизель–электрических.
Кроме того, Владимир Путин отметил, что будет продолжена работа над развитием систем связи, навигации и гидрографии в Арктике, прежде всего с использованием российской системы глобального позиционирования (ГЛОНАСС). «Наши специалисты уже приступили к созданию многоцелевой спутниковой системы «Арктика», которая будет собирать информацию о состоянии природной среды Крайнего Севера. Кроме того, просчитывается и проект открытия ледостойкой платформы–обсерватории «Северный полюс». Особое внимание мы намерены уделить обеспечению безопасности транспортного сообщения», – заявил глава правительства.
Конструктивный диалог, состоявшийся в рамках форума, позволил обсудить наиболее актуальные проблемы развития Арктики. Следующий форум было предложено посвятить природоохранной тематике.
Юрий ПОЛИКАРПОВ